Вверх

Сбрасывать нельзя контролировать

11 октября 2013  

От того, где поставить запятую, зависит не только конкурентоспособность украинских морских портов, но и более прагматичные вещи — десятки тысяч долларов убытков для судовладельцев.

От того, где поставить запятую, зависит не только конкурентоспособность украинских морских портов, но и более прагматичные вещи — десятки тысяч долларов убытков для судовладельцев. Речь идет об экологическом контроле, с которым сегодня сталкивается капитан каждого судна, заходящего в украинские порты.

Существующая практика проведения экоконтроля свидетельствует о самостоятельном и значительном расширении своих полномочий экологическими инспекторами, что противоречит международным нормам. Об этом заявляют и профильное министерство, и представители крупных судовладельцев, и эксперты. 

Сегодня на практике экоконтроль в украинских портах представляет собой требование предъявить судовую экологическую декларацию и взятие проб изолированного балласта, а задержка судов происходит согласно письмам или распоряжениям, что не соответствует международным договорам Украины. Ссылаясь на национальное законодательство, экологические инспекции осуществляют процедуры, которые прямо противоречат принятому международному праву. По мнению Министерства инфраструктуры, это ставит под сомнение наметившиеся перспективы украинских портов, даже с учетом положительных результатов реформы отрасли, которые отмечают эксперты. 

«Введение требований к процедуре сброса изолированного балласта в конечном итоге значительно снижает конкурентоспособность морских портов и создает дополнительные препятствия для судоходства в территориальных водах Украины. Ярким подтверждением тому является принятие решений рядом крупнейших международных и европейских судоходных и логистических компаний при фрахтовании своих судов исключить возможность захода в порты Украины», — отметил министр инфраструктуры Украины Владимир Козак. 

7 ноября 2013 года правительство Украины приняло постановление «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения», но с оговорками, которые вряд ли позволят искоренить коррупцию в рядах экологов. 

По совпадению, в тот же день эти вопросы обсуждались членами Американской торговой палаты (АСС) на заседании Рабочей группы по развитию морских портов. Представители крупных судоходных компаний и профильные юристы отметили, что сегодняшнее национальное законодательство создает основу для масштабной коррупции в органах экологического контроля судов, заходящих в украинские порты. 

 

Проверяем и еще раз проверяем

Возможность включения экологов в состав приходных/отходных комиссий предусмотрена «Положением об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен» (утверждено приказом Министерства окружающей среды 08.09.1999 №204), но экологи систематически в обязательном порядке включаются в состав этих комиссий. Представитель компании Maersk Ukraine Сергей Выскребенцев привел членам АСС наглядный пример: при заходе судна в акваторию порта для контроля на борт поднимаются представители минимум семи проверяющих органов, в том числе экологической инспекции. «На сегодняшний день в мире проводится достаточно жесткий контроль судоходства. И все необходимые документы мы можем направлять заранее в электронном виде», — отметил он. 

Выходом из сложившейся ситуации, которая приводит к значительным убыткам судовладельцев и портов Украины, по мнению участников заседания АСС, должно стать внесение изменений в соответствующие акты Кабинета Министров Украины и полномочий морских экологических инспекций и приказов Минприроды, регулирующие процедуры и стандарты экологического контроля. 

 

Безопасность или формализм 

Свежепринятое постановление «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения» дает определение понятию «изолированный балласт» и устанавливает требования к нему. Изменения приняли, но с оговоркой, что будут учтены замечания Минприроды, которые согласно пояснительной записке заключаются в том, что министерство не видит целесообразности в дополнении Правил таким термином и что предоставление судам возможности сбрасывать балластные воды значительно ослабит требования экологической безопасности. Так означает это или нет, что теперь суда, заходящие в украинские порты, могут без ограничений сбрасывать изолированный балласт?

В соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнений с судов (МАРПОЛ 73/78) изолированный балласт в принципе не подлежит контролю, а его сброс не запрещен и не ограничен. Экологические инспекции же требуют пробы. «На практике это приводит к простоям судов на время пробы и экспертизы балластных вод, и как следствие к десяткам тысяч долларов убытков судовладельцев», — отметил Сергей Выскребенцев. 

Как известно, состояние изолированного балласта сравнивается экологами согласно украинским нормам фактически с состоянием питьевой воды, что априори будет проигрышной ситуацией для судовладельца. А сама процедура отбора проб в национальном законодательстве практически не урегулирована, что создает обширное поле для различных нарушений, подчеркнул руководитель Южноукраинского офиса юридической компании Arzinger Aндрей Селютин на заседании АСС. 

«К сожалению, модель регулирования этих вопросов в Украине больше способствует не улучшению экологической ситуации в Черном море, а росту благосостояния инспекторов экологических служб. Судовладельцам зачастую приходится сталкиваться фактически с шантажом экологов», — считает эксперт. При этом на многих морских судах отсутствует техническая возможность отбора проб изолированного балласта, что подтверждается документами соответствующих регистров. Но украинские экологические инспекции другого мнения. За несоответствие изолированного балласта установленным украинским нормам судовладельцы штрафуются. 

Если, как утверждает Минприроды, таким образом осуществляется контроль состояния вод Черного моря, тогда нелогичными являются следующие за этим действия. Ведь сброс балласта в акватории порта все равно производится. Это необходимое технологическое условие для маневрирования судна при прохождении подходными каналами порта и постановки к причалу — каждый маневр должен быть как можно более четким во избежание аварийной ситуации. Кроме того, некоторые типы судов в принципе невозможно загрузить без откатки балласта. 

 

Посол вам в помощь

Представители крупных судоходных компаний и эксперты отрасли отмечают необходимость приведения украинского права в полное соответствие с международным и об отмене контроля за изолированными балластными водами. Некоторые судовладельцы решаются оспаривать действия экологов в судебном порядке. Если до 2012 года судебная практика по этим вопросам была на стороне судовладельцев, то в последние годы практически все дела такой категории трактуются в пользу государственных органов, отметил Андрей Селютин. 

В результате иностранные операторы вынуждены прибегать к защите своих прав через дипломатические каналы. В частности, в июне 2013 года в Одесском морском торговом порту болгарскому судну «Лена Колева» 12 раз отказывали в оформлении судового отхода по причине незаконных требований экологического контроля, что привело к двум нотам протеста болгарского консульства в МИД Украины. Аналогичная ситуация была и с судном «Маерск Клер», что привело к задержке судна в порту. Нормализировать ситуацию удалось только после личного вмешательства посла Франции в Украине. 

 

Открытые вопросы

Понятно, что постановление КМУ касательно отбора изолированных балластных вод в заявленной редакции не принесет пользы судовладельцам, но опыт АCC в лоббировании оптимального для бизнеса законодательства дает надежду, что ситуация все-таки изменится в сторону формирования цивилизованных отношений между участниками рынка и госорганами. 

Тем не менее, остаются еще другие открытые вопросы. Так, необходимость заполнения экологической судовой декларации, которую предписывает «Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска через госграницу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен», также противоречит международному праву. 

Согласно «Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965» экологическая декларация не относится к перечню документов, которые власти могут требовать при прибытии или отправке судов. Но в украинской практике это является обязательным документом для проверки.

Пока в сфере экологического контроля не будут устранены все несоответствия между нормами законодательства украинского и международного, которое является приоритетным в мировом бизнес-сообществе, будет существовать повод для манипуляций экологических инспекций и настороженность иностранных судовладельцев по отношению к украинским портам. 

Порты Украины, № 09 (131) 2013
Семен Иванов

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать