Вверх

«Sea motor ways», и не только

01 мая 2009  

Порты Украины, № 04 (106) 2011
Георгий Токман
Международное сотрудничество

 

В первой половине апреля 2011 года Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и транспортным отделением Экономической Комиссии ООН для Европы проведен комплекс мероприятий по формированию и развитию транспортной сети Черноморского региона. Прошли заседание Руководящей группы по развитию трансчерноморских магистралей (7—8 апреля в Констанце), заседание Руководящей группы по созданию кольцевого транспортного коридора вокруг Черного моря (12 апреля в Стамбуле), заседание Рабочей группы по транспорту ОЧЭС (13—14 апреля в Стамбуле). На этих заседаниях решались вопросы, от которых в известной мере зависит развитие портов Черного, Азовского, Мраморного и Эгейского морей. В двух из этих заседаний участвовала делегация Ассоциации портов Черного и Азовского морей BASPA, в состав которой, кроме руководства BASPA, входили представители ряда портов Украины. Редакция попросила исполнительного директора BASPA и заместителя руководителя комитета по внешним экономическим связям «Укрпорта» Георгия ТОКМАНА рассказать о тех вопросах, которые обсуждались на этих встречах.


— Транспортная система Черноморского региона (включая Азовское, Мраморное и Эгейское моря) имеет большое значение не только для стран региона, но и для ЕС, стран Азии, и в известной мере для государств других континентов. Реорганизация экономики черноморских стран и развитие внешней торговли в мире в целом дали мощный толчок формированию и развитию региональной Черноморской транспортной сети. После периода застоя в 90-х годах прошлого века, региональные перевозки начали быстро развиваться. Так, общий грузооборот портов Болгарии, Грузии, России, Румынии и Украины за 10 лет до начала кризиса увеличился в 2 раза, в т.ч. в российских портах на 94 %, украинских на 76 %, в портах Румынии на 74 %.
Естественно, продолжающийся финансово-экономический кризис и дальше будет влиять на объем торговли и, соответственно, на объем перевозок. Но учитывая, что кризис явление временное, Евросоюзом, Экономической Комиссией ООН для Европы и, прежде всего, самими странами Черноморского региона вырабатываются и осуществляются те мероприятия, которые необходимы для продолже
ния успешной интеграции транспортной системы Черноморского региона и, в первую очередь, морского транспорта, в глобальную мировую транспортную сеть.
Морской транспорт Черноморского региона обеспечивает решение трех задач. Во-первых, морские судоходные линии являются связывающими коммуникациями между странами региона. Во-вторых, морские трансчерноморские пути являются составляющими звеньями транспортных коридоров между Европой и Азией. В третьих, для большинства стран ОЧЭС, в том числе не имеющих прямого выхода к Черному морю, морской транспорт обеспечивает выход на средиземноморские и дальше океанские транспортные судоходные пути, т.е. межконтинентальные торговые связи.
На решение этих задач направлены действия тех рабочих органов, заседания которых состоялись в первой половине апреля, а сами эти рабочие группы созданы решением Совета министров иностранных дел стран ОЧЭС по рекомендации конференции министров транспорта региона.
Главной задачей Руководящей рабочей группы по развитию сети трансчерноморских магистралей является разработка Генерального плана так называемых «sea motor ways» и определение ключевых морских портов Черного, Азовского, Мраморного и Эгейского морей (стран ОЧЭС), которые станут опорными пунктами сети и ключевыми местами соединения главных морских судоходных линий с сухопутными маршрутами — железнодорожными и автомобильными. При этом речь идет не только об интермодальных (контейнерных, автопаромных и железнодорожно-паромных перевозках), но и о важнейших направлениях транспортирования прочих генеральных навалочных, насыпных и наливных грузов.
Естественно для портов всех стран ОЧЭС, в том числе портов Украины, общее количество которых превышает число портов всех остальных стран ОЧЭС вместе взятых, вопрос о включении в систему «sea motor ways» имеет важнейшее значение, поскольку именно к их развитию будет в дальнейшем привлечено первоочередное внимание не только правительств стран региона, но и международных финансовых фондов, крупнейших банков, функционирующих на наиболее выгодных для клиентов условиях, инвесторов и транспортных фирм. Руководство этой группой по развитию «sea motor ways» возложено на Румынию. Технический секретариат, то есть рабочий штаб группы, будет располагаться поочередно (по 2 года) в Констанце, Стамбуле, Новороссийске и Ильичевске.
На заседании в Констанце BASPA представляли президент Ассоциации Рони Сааб, исполнительный директор BASPA и заместитель начальника Одесского порта Сергей Кужко. При обсуждении портов, которые должны стать опорными пунктами «sea motor ways» по предложению BASPA, поддержанному делегацией Министерства инфраструктуры Украины, в число таких портов от Украины дополнительно включен Белгород-Днестровский морской торговый порт. Сформирован порядок действий Руководящей рабочей группы и ее секретариата, приняты к рассмотрению документы, характеризующие эксплуатационно- технологические возможности портов. Следующее заседание группы состоится 24 августа с.г. в Новороссийске.
Рабочая группа по транспорту ОЧЭС является органом верхнего уровня, на который замыкается специализиро
ванные по видам транспорта руководящие рабочие группы (по развитию «sea motor ways», по созданию кольцевого коридора вокруг Черного моря и другие). В ее заседании в Стамбуле в составе делегации BASPA, кроме руководства Ассоциации, участвовал заместитель начальника Херсонского порта Валерий Журов. Само это заседание на определенном этапе прошло достаточно остро и имело большое значение для стран Черноморского региона. Одним из участников заседания было высказано предложение прекратить рассматривать транспортные вопросы в рамках ОЧЭС и ограничиться только деятельностью межправительственной комиссии TRACEKA (транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия). Категорически против этого выступила делегация Министерства инфраструктуры Украины. Представитель BASPA в своем выступлении подчеркнул именно то, что транспортная сеть Черноморского региона обеспечивает отнюдь не только связи между Европой и Азией, при всей их важности. Для черноморских стран не меньшее значение имеют транспортные пути от портов Черного моря к портам Средиземноморья и других континентов. Кроме того, для стран региона весьма важны также морские маршруты, соединяющие собственные порты стран региона, — к примеру, между Украиной и Болгарией, Грузией и
Турцией, Россией и Турцией, которые никак не отнесешь к связям между Европой и Азией. А эти вопросы не относятся к проблематике TRACEKA. Позиция делегаций Украины и BASPA была решительно поддержана делегациями России и Турции. В результате совершенно неприемлемое для большинства стран региона предложение было отклонено.
Делегацией BASPA было обращено внимание участников заседания на весьма большое значение формирующихся в настоящее время транспортных маршрутов будущего транспортного коридора Балтика — Черное море и внесено предложение активно обсудить эту проблему на плановой транспортной конференции ОЧЭС «Интертранспорт» в Одессе 1—3 июня текущего года.
В целом следует отметить, что рабочие органы ОЧЭС, о которых идет речь, приняли ряд важнейших решений, которые в последующем будут оказывать значительное положительное влияние на развитие ключевых морских портов стран региона, и в том числе Украины.
На вторую половину 2011 года председательство в ОЧЭС от Румынии переходит к России, и ключевые вопросы формирования транспортной сети Черноморского региона будут рассматриваться в Новороссийске в конце августа и в Москве в октябре.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать