Вверх

Состояние и прогноз развития фрахтового рынка сухогрузного тоннажа

01 июня 2003  

Порты Украины, № 05 (43) 2003
Валерий Войниченко

Вопреки ожиданиям брокеров и аналитиков, фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа практически не ощутил на себе традиционного летнего спада деловой активности. Запросы мировой торговли оставили устойчивым спрос на балкерный тоннаж на протяжении всех трех летних месяцев, о чем наглядно свидетельствует динамика движения Балтийского фрахтового индекса.

Основными факторами, повлиявшими на стабильность фрахтовых ставок для судов и «хэндисайз», и «панамакс», летом 2003 г. стали длившиеся значительно дольше обычного отгрузки зерна из Южной Америки, повышенный спрос на коксующийся уголь в Японии вместе с усилившимся спросом на железную руду из Австралии, Индии и Бразилии в Китае. Дополнительные факторы — устойчивые перевозки стали и удобрений с Черного моря на Дальний Восток, а также металлолома, в основном из Роттердама, в том же направлении. Серьезную поддержку рынку оказали перевозки зерна старого урожая из Мексиканского залива США на Континент и Японию, а также с тихоокеанского побережья США и Канады на Дальний Восток.

Что касается влияния на фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа мировой торговли зерном урожая 2003/2004 гг., то здесь уместно привести уточненные данные департамента сельского хозяйства США, в очередной раз понизившего свой предыдущий прогноз — с 98 до 96,1 млн т. Этот же источник мировое производство зерна оценивает в 549 млн т, а его снижение — на 11 млн т, в основном за счет падения урожайности в странах ЕС, России и Украине. Благодаря этому Австралия, США и Канада восстановят до прежнего уровня свои доли на зерновом рынке, снизившиеся в предыдущие два сезона.

Последний прогноз Австралийского бюро по сельскому хозяйству не так пессимистичен и оценивает мировую торговлю пшеницей урожая 2003/2004 гг. на уровне 102 млн т, а мировое производство — в 576 млн т, или почти на 5 % выше. В австралийском прогнозе содержатся более высокие виды на урожай в Австралии, США и Канаде, а падение урожая в России и Украине оценивается в 14 и 11 млн т соответственно. Согласно этому же прогнозу ожидается снижение среднемировой цены на пшеницу урожая 2003/2004 гг. до 138 USD за тонну, или на 14 %.

Если оправдается более оптимистичный австралийский прогноз, это окажет несомненную поддержку рынку балкерного тоннажа и в дальнейшем.

Об устойчивом состоянии фрахтового рынка сухогрузного тоннажа за рассматриваемый период свидетельствует возросшее число сделок на отфрахтование на 4—10 месяцев, а также в годовой и даже двухлетний тайм-чартер. При этом ставки на отфрахтование балкеров в средне- и долгосрочный тайм-чартер были на 50—70 % выше, чем год назад. Так, ставка годового тайм-чартера выросла с 9000 до 14000—15000 USD/сут.

Ставки рейсового отфрахтования балкерного тоннажа приближались к своему рекордному уровню мая 2003 г. Так, для балкеров «панамакс» ставки в направлении Континент — Дальний Восток составляли 19000—20000 USD/сут. В направлении Мексиканский залив США — Япония на перевозку зерновой партии 54 тыс. т вновь достигнут уровень 36 USD за тонну. Ставки на балкеры «хэндисайз» не отставали от «панамаксов». В направлении Черное море — Китай они стабильно находились на уровне 17500 USD/сут. В направлении Мексиканский залив США — Роттердам ставки достигали 20500 USD/сут., а на Средиземное море — 21000 USD/сут. Даже для небольших балкеров «хэндисайз» дедвейтом 27000—28000 т в направлении Австралия — Дальний Восток в августе 2003 г. ставки находились на уровне 10000 USD/сут. по сравнению с 8500 USD/сут. месяцем раньше.

Следует также отметить, что спросом у фрахтователей пользовались не только современные «панамаксы» и «хэндисайзы», но и балкеры возрастом 20 и более лет.

Несмотря на то, что в конце августа ставки на балкеры «панамакс» немного снизились, осень 2003 г. обещает, что рынок балкерного тоннажа в целом будет носить стабильно устойчивый характер. Этому будет способствовать оживление поставок железной руды в Китай (после летнего ремонта заводских мощностей), благоприятный прогноз на зерно нового урожая в США, Канаде и Австралии, широкомасштабная программа закупки соевых бобов Китаем, увеличение перевозок минеральных удобрений на тихоокеанском направлении и угля в Японию и Китай.

Заканчивая обзор рынка балкерного тоннажа, нужно отметить, что динамика движения фрахтовых ставок на суда типов «панамакс» и «хэндисайз» не всегда совпадает в краткосрочных периодах, что хорошо продемонстрировало лето 2003 г. Если для судов типа «хэндисайз» Балтийский фрахтовый индекс имел четко выраженный постепенный рост, то тенденция роста для судов типа «панамакс» носила скачкообразный характер. Определенную роль в этом, конечно, сыграла и конкуренция, вызванная нехваткой тоннажа нужного типоразмера на некоторых направлениях перевозок. Так, в ряде случаев запланированная для перевозки на «панамаксе» партия зерна отправлялась на «хэндисайзе», после чего грузоотправителю опять-таки легче было найти дополнительный объем зерна для формирования грузовой партии для загрузки очередного «хэндисайза». Наиболее востребованными суда «хэндисайз» оказались в портах Индии и некоторых портах Дальнего Востока, которые по своим параметрам (глубины у причала, нормы грузовых работ и т. д.) очень хорошо подходят для судов этого типа с точки зрения общей экономики рейса.

Продолжающийся повышенный спрос на балкеры рассматриваемых типов на фрахтовом рынке вызвал даже дискуссию о том, что следовало бы часть уже сделанных судостроительным верфям заказов на танкеры и контейнеровозы заменить на балкерный тоннаж. Однако последнее не слишком реально и для судовладельцев (владельцы и операторы танкеров и контейнеровозов, как правило, не работают с балкерами — и наоборот), и для верфей (построечная тонна грузоподъемности танкера или контейнеровоза гораздо дороже, чем балкера, и, соответственно, приносит большую прибыль).

Лето 2003 г. не убавило оптимизма и в секторе контейнерных перевозок. В первые шесть месяцев спрос на контейнерные перевозки в западном направлении возрос почти на 20 %, а в восточном — на 10—12 %. Благодаря этому использование контейнеровместимости тоннажа в западном направлении достигло 93,4 %, а к концу сентября может достичь 95,3 %. Относительно высокое использование контейнеровместимости тоннажа — на уровне 75,4 % — достигнуто и в восточном направлении. (Несбалансированность перевозок груженых контейнеров по-прежнему остается одной из самых острых проблем контейнерного рынка. Если в середине 90-х переброска порожних контейнеров составляла 18,4 %, то к концу 2002-го этот показатель достиг уже 21,4 % и продолжает расти).

В основе повышенного спроса на контейнерный тоннаж лежит рост экспорта товаров широкого потребления из Китая на Европу.

Согласно прогнозам Drewry Shipping Consultants, к концу 2003 г. в мире будет переработано 293,2 млн TEU, что на 7,5 % больше, чем в 2003-м. При этом доходы в контейнерном секторе возрастут до 1277 USD/TEU, что на 11 % выше, чем год назад. Прогнозируется также опережающий рост спроса на контейнерные перевозки — 10 % в год по сравнению с ростом поставок нового контейнерного тоннажа на уровне 8 % в год, что также окажет положительное влияние на рынок в 2003—2004 гг.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать