Вверх

Судостроение Украины: языком статистики

01 марта 2003  

Предприятия судостроительной отрасли в 2002 году выпустили продукции на 1227,2 млн грн. Это на 23,3 % больше, чем год назад. Выросли объемы производства в судостроении (на 29,4 %), судовом машиностроении (на 15,9 %), морском приборостроении (на 6,2%).

Судостроение Украины: языком статистики

Предприятия судостроительной отрасли в 2002 году выпустили продукции на 1227,2 млн грн. Это на 23,3 % больше, чем год назад. Выросли объемы производства в судостроении (на 29,4 %), судовом машиностроении (на 15,9 %), морском приборостроении (на 6,2%). На 64 % увеличились объемы реализации продукции и составили 1458 млн грн.

Незначительное число заявок на поставку полнокомплектных судов вынуждает большинство судостроительных предприятий (заводы «Залив», «Ленинская кузница», имени 61 коммунара и др.) выполнять экспортные заказы на строительство корпусов судов. В 2002 году заключены договоры на строительство 33 судов общей стоимостью 77,4 млн грн. Построено и передано заказчикам 43 судна на сумму 108 млн долл. Для сравнения: в 2001 году заказчикам сдали 17 судов общей стоимостью 44,6 млн грн. Для отечественных судовладельцев построено 5 судов на сумму 93,9 млн грн (в 2001-м — 1 судно, 0,87 млн грн).

Улучшается финансовое положение заводов. Сокращаются задолженности, в том числе — на 33 % в госбюджет. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской свидетельствует об определенной стабилизации финансового положения отрасли. Растут зарплата работников, платежи в бюджет. Так, в 2001 году выплачено 133,3 млн, в 2002-м — 153,5 млн гривен.

Благодаря мерам государственной поддержки судостроительной промышленности в Украине, отраженным в соответствующем законе страны, увеличилась сумма оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятий. С 2000-го по 2002 год она составила 150 млн грн. В течение 2002 года Кабмин Украины принял 6 постановлений и распоряжений, направленных на реализацию этого закона, предоставление финансовой помощи предприятиям. Особенно для нас важно правительственное постановление о финансовой поддержке окончания строительства электростанции на ГП НПК «Заря-Машпроект».

По инициативе Минагрополитики принят закон «О национальной программе строительства судов рыбопромыслового флота Украины на 2002—2010 годы». Он позволит создать условия не только для обновления транспортного и рыболовного флотов, повышения эффективности использования морехозяйственного комплекса, но и для развития судостроения.

Продолжается реформирование предприятий отрасли. Фонд госимущества Украины принял решение о приватизации ГАКХ «Черноморский судостроительный завод». Сейчас идет процесс организации конкурсной продажи его акций и привлечения промышленного инвестора. А Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции утвердило перечень предприятий Минпромполитики, подлежащих в 2003 году корпоратизации. В этот список вошло ДП «Херсонский судостроительный завод».

У Украины есть положительный опыт привлечения промышленного инвестора в процессе приватизации судостроительных предприятий. Так, приобретение промышленным инвестором контрольного пакета акций ОАО «Дамен Шипярдс Океан» существенно улучшило показатели работы завода.

И все же эффективность работы многих судостроительных предприятий оставляет желать лучшего. В целом в 2002 году предприятия отрасли завершили с убытком — 72,5 млн грн. Особенно значительны они на Черноморском судостроительном заводе, в «Дамен Шипярдс Океан», компании «Море» и на заводе «Залив». Убытки связаны с низкой загрузкой производственных мощностей, выплатой высоких процентов по взятым кредитам, потерями на разнице курсов, оплатой амортизации оборудования не действующих мощностей, значительными административными тратами, содержанием объектов социальной сферы.
Вот почему одной из главных задач остается загрузка предприятий. Особенно она актуальная для Черноморского судостроительного завода, завода «Залив» и компании «Море».

Ликвидация задолженности Минобороны Украины перед судостроительным заводом им. 61 коммунара за строительство крейсера «Украина» и решение проблемы финансирования строительства рефрижераторных судов будут способствовать улучшению ситуации на заводе. Так, планируется внести в Кабмин проект распоряжения о приостановлении строительства крейсера «Украина» и реализации его, а также о погашении задолженности. Согласно отдельному поручению премьер-министра необходимо включить завод им. 61 коммунара в число объектов, которые в 2003 г. будут финансироваться за счет государственных капитальных вложений, и выделить средства на продолжение строительства рефрижераторных судов.

В 2003 году необходимо продолжить реализацию положений закона Украины о государственной поддержке судостроения. Перечень материалов, устройств и комплектующего оборудования, используемого при сооружении судов, будет расширен. Находится в стадии согласования соответствующий проект постановления Кабинета Министров. Также очень важно для эффективной работы предприятий судостроительной отрасли сохранить льготные условия налогообложения, предусмотренные этим законом, при принятии нового налогового кодекса Украины.

Петр Короткий, начальник департамента судостроения Минпромполитики

Порты Украины, № 02 (40) 2003

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать