Вверх

TRACECA: десять лет развития

01 мая 2003  

Порты Украины, № 04 (42) 2003
Юрий Тертышник

В 2003 году исполнилось 10 лет с начала реализации сформированной по инициативе Европейского Союза программы развития транспортного коридора из Западной Европы через Черное море, Кавказ, Каспийское море в Центральную Азию. Программа эта, получившая название TRACECA (английская аббревиатура выражения «Транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия»), была разработана как один из компонентов межгосударственной программы TACIS. В 1996 году на конференции в Афинах к программе TRACECA присоединилась Украина.

Активизировалась реализация программы после подписания в сентябре 1998 года в Баку президентами двенадцати стран — Азербайджана, Армении, Болгарии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Румынии, Таджикистана, Турции, Узбекистана и Украины «Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа — Кавказ — Азия» (ОМС).

За прошедшие годы многое сделано для развития одного из важнейших транспортных маршрутов между Европой и Азией, для увеличения объемов и совершенствования технологии перевозок на этом направлении.

В марте 2000 года на первой межправительственной конференции в Тбилиси была создана межправительственная комиссия TRACECA (МПК) и ее постоянный секретариат. В состав комиссии вошли министры транспорта стран — участниц ОМС. Первой председательствующей страной в МПК стала Грузия. Одновременно в каждой из стран были созданы национальные комиссии и назначены национальные секретари TRACECA.

В Баку начал действовать оснащенный современным оборудованием офис постоянного секретариата. Между национальными секретарями и постоянным секретариатом организована система связи с использованием электронной почты и интернета. Создан и регулярно обновляется веб-сайт TRACECA.

В апреле 2002 года в Ташкенте состоялась вторая межправительственная конференция TRACECA, где Грузия передала председательствование Узбекистану.

Постоянный секретариат регулярно проводит заседания рабочих групп, созданных с целью координации деятельности и выработки единых подходов в вопросах тарифной и ценовой политики, упрощения процедур пересечения границ, совершенствования нормативно-правовой базы и др. В этих заседаниях принимают участие национальные секретари, европейские эксперты, представители различных видов транспорта стран — участниц ОМС.

С 1993 по 2002 год по программе TRACECA Европейская комиссия инициировала и профинансировала 53 проекта на общую сумму 110 млн евро, в том числе 39 технического содействия на 57,7 млн евро и 14 инвестиционных на 52,3 млн евро. Украина задействована в реализации 13 региональных проектов технической помощи (8 реализовано, 5 в стадии реализации) и 3 инвестиционных стоимостью 8,2 млн евро (реализованы в 1998—2000 гг. с целью развития инфраструктуры Ильичевского морского порта и улучшения работы паромной переправы Ильичевск — порты Грузии).

Сейчас Украина вместе с другими странами TRACECA принимает участие в реализации трех основополагающих региональных проектов технического содействия: «Гармонизация пограничных процедур», «Единая политика обложения транзитной таможенной пошлиной и тарифы» и «Единая юридическая база для транзитных перевозок». Каждый из этих проектов по-своему важен.

К примеру, в ходе реализации проекта, касающегося тарифной политики и таможенных пошлин, европейскими и местными экспертами наработана новая структура «Транзитный тариф TRACECA» (TTT). В ее основу положены современные подходы европейской системы тарификации на железнодорожном транспорте. Были проанализированы тарифы на переработку грузов и ставки портовых сборов во всех морских портах на маршруте TRACECA, выработаны рекомендации по их оптимизации.

По инициативе руководителей проекта и постоянного секретариата в июле 2003 года в Баку было проведено заседание руководителей железных дорог, портов и судоходных компаний стран — участниц программы TRACECA. Рассматривались важные вопросы, в том числе применение тарифа ТТТ, создание совета руководителей железных дорог, портов и судоходных компаний. Был согласован и подписан меморандум о взаимопонимании между Международным союзом железнодорожников и постоянным секретариатом МПК TRACECA.

Проведенная работа позволила за эти годы достичь увеличения объемов перевозок и ускорения продвижения грузов по маршруту транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Значительный их рост наблюдается между Азербайджаном и Грузией, на отдельных участках среднеазиатской части TRACECA, на черноморской трассе коридора.

В Украине созданы рабочая группа по организации выполнения ОМС, а также межведомственные рабочие группы по каждому из вышеназванных проектов TRACECA. В начале 2002 года по решению Европейской комиссии открыт одесский офис координационной группы TRACECA. Представители Украины активно участвуют в работе всех конференций МПК TRACECA, в заседаниях рабочих групп постоянного секретариата.

Одно из важных звеньев коридора Европа — Кавказ — Азия — черноморская трасса, которая соединяет Украину и Грузию. С 1996 года здесь действует автомобильная, а с 1999-го — железнодорожная паромная переправа Ильичевск — порты Грузии, созданная по инициативе и при активном участии Украины. Это дало возможность после подписания трехстороннего соглашения между Грузией, Украиной и Болгарией открыть регулярное паромное сообщение по линии Варна — Ильичевск — порты Грузии. Украинская железная дорога и СК «Укрферри» установили сквозные тарифы на перевозку грузов по TRACECA, которые значительно ниже общих тарифов. С каждым годом объемы перевозок на линии Ильичевск — порты Грузии возрастают. Если в 1997 году все практически начиналось с нуля, то в 2001-м на этой линии было перевезено 474 тысячи тонн различных грузов, а в 2002-м — 828 тысяч тонн, что в 2,4 раза больше, чем в 1999-м. Положительная динамика роста перевозок сохраняется и в этом году.

До 2002 года маршрут TRACECA проходил только по Черному морю и заканчивался в Ильичевске. На внеочередном заседании межправительственной комиссии в конце 2001 года было принято решение о продлении маршрута TRACECA сухопутной территорией Украины от Ильичевска через Одессу, Жмеринку, Ровно до Ягодина на границе с Польшей. К сожалению, перевозки грузов из стран Европы по этой части коридора пока еще незначительны, и нужно добиваться их увеличения.

Есть и другие первоочередные вопросы, на которых необходимо сосредоточить усилия в перспективе. В последнее время нас особенно волнует, что руководство порта Поти и министерство транспорта Грузии не выполняют решения 4-го заседания межправительственной украинско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества относительно установления с 1 октября 2002 года в порту Поти платы за заход судов и паромов на уровне порта Ильичевск. Хуже того — в нынешнем году руководство порта значительно увеличило эту плату. В результате с 1 июня паромы судоходной компании «Укрферри» перестали заходить в Поти, а заходят только в Батуми, где плата на уровне Ильичевска. Безусловно, все это плохо влияет на организацию перевозок по всему маршруту коридора. В конце июня по этому вопросу в Киеве состоялась встреча делегаций министерств транспорта Украины и Грузии. К сожалению, приемлемого для обеих сторон решения пока не найдено.

Сейчас формируется план проектов TRACECA на 2004-й и последующие годы. Мы работаем над этим вместе с портовиками, железнодорожниками, судоходной компанией «Укрферри», и в ближайшее время предложения Украины будут поданы в постоянный секретариат МПК TRACECA, который направит их на рассмотрение в Европейскую комиссию. В первую очередь это проект технического оснащения контрольно-пропускных пунктов на мультимодальных терминалах портов Ильичевск и Поти, гармонизации процедуры оформления грузов. Есть еще два проекта, предусматривающие дальнейшее совершенствование паромных переправ и превращение портов Варна, Бургас, Констанца, Ильичевск в логистические центры TRACECA, а также технико-экономическое обоснование проекта железнодорожно-морской транспортной связи между портами Самсун, Поти, Батуми, Варна, Бургас, Констанца, Ильичевск.

По нашему мнению, следовало бы продлить еще на год (с ноября 2003-го по ноябрь 2004-го) проект «Координационная группа TRACECA», согласно которому создан и действует одесский офис TRACECA. Это предложение тоже будет подано в постоянный секретариат.

За время существования офиса немало сделано для координации действий стран — участниц TRACECA в черноморском регионе. Кроме того, офис играет ключевую роль в организации работы Черноморской транспортной зоны (BS PETrА), оказывает техническую и финансовую поддержку руководящему комитету BS PETrА, где в 2003—2004 гг. председательствует Министерство транспорта Украины.

И еще один весьма важный вопрос. В октябре 2003 года в Ереване будет проведена третья конференция межправительственной комиссии TRACECA. Председательствование в МПК TRACECA перейдет от Узбекистана к Армении. Уже сейчас, в соответствии с поручением министра транспорта Г. Н. Кирпы, делегация Украины активно готовится к участию в работе конференции. В конце июня Украину посетили генеральный секретарь постоянного секретариата МПК TRACECA А. Тагиров, супервайзер постоянного секретаря МПК TRACECA М. Грай, менеджер проекта TRACECA «Единая политика обложения транзитной таможенной пошлиной и тарифы» Л. Чизман и координатор проектов TRACECA в черноморском регионе М. Шлаак. Во время встреч с руководством Минтранса Украины, Украинской железной дороги, Ильичевского морского порта и судоходной компании «Укрферри» были рассмотрены и вопросы повестки дня конференции, состоялся обмен мнениями.

На прошедшей в июне в Ялте встрече глав делегаций стран — участниц ГУУАМ Президент Украины Л. Д. Кучма заявил о необходимости активизировать работу по обеспечению эффективного функционирования транспортных коридоров с включением их в европейскую и мировую транспортную сеть. Было высказано убеждение, что ГУУАМ должен принять активное участие в создании в перспективе южного транспортного коридора «Восток — Запад» на базе панъевропейского транспортного коридора № 5 с продолжением его на Восток для соединения с коридорами евразийского направления, в том числе TRACECA.

В единой системе международных транспортных коридоров TRACECA является самым коротким путем из Европы в Азию, и благодаря общим усилиям стран-участниц можно сделать его более конкурентоспособным и достичь значительного увеличения объемов перевозок. На реализацию этой задачи и будет направлена дальнейшая работа.
 

Юрий Тертышник,
национальный секретарь Украины в Межправительственной комиссии TRACEСA

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать