Вверх

Кто поставляет буксиры в порты Украины

01 февраля 2015   Андрей Муравский

​Буксирного флота в украинских портах пока хватает, но части судов-ветеранов уже 35-40 лет, и они будут списаны в ближайшие годы. Кто станет поставщиком новых судов в порты?

Кто поставляет буксиры в порты Украины

Прибывающие в порт новые буксиры всегда встречают торжественно: с музыкой, поднятием государственного флага, приветственными гудками стоящих на рейде судов. Руководители рассказывают, насколько улучшится теперь работа порта, прогнозируют экономическую выгоду.

В последние годы украинские порты приняли на баланс несколько новых буксиров: один купил Ильичевский порт (2009 г.), по две единицы прибыло в Одесский (2009 г.) и Мариупольский порты (2012 г.) и четыре буксира получил Южный порт (2010 и 2012 гг.). Одновременно уменьшилось количество су- дозаходов в украинские порты, и это позволяет особо не беспокоиться о дальнейшем пополнении буксирного флота, имеющихся буксиров пока хватает. Тем более что, как отмечали руководители портов, один современный буксир заменяет тройку старых, которые необходимо задействовать для проводки.

Когда в 2013 году в порту Южный начал работать буксир «Владимир Иванов», директор порта Александр Лагоша отметил, что, купив еще один буксир «с самым современным оборудованием», госпредприятие завершило трехлетнюю программу пополнения портового флота (ранее были куплены буксиры «Геннадий Савельев» и «Евгений Яковцев»).

«Новый флот себя оправдывает, он намного экономичнее, намного эффективнее работает. Все эти буксиры - ледового класса. В целом задача постановки и вывода судов в нашей акватории в ближайшие годы решена», - отметил Лагоша. В Ильичевском порту по итогам 2014 года отмечали, что имеющиеся буксиры полностью обеспечили судозаходы, хотя предприятие рассматривает возможность покупки третьего буксира - 5-тысячника ледового класса. Буксир усиленного ледового класса решили также купить и в Одесском порту. В конце прошлого года здесь провели тендер на постройку буксира усиленного ледового класса, который выиграла компания Damen. Буксир будет готов уже в апреле. В Измаильском же порту о буксире такого класса пока только мечтают и жалуются, что отсутствие буксира затрудняет навигацию порта в зимний период.

В любом случае дальнейшее увеличение глубин акваторий даст возможность украинским портам со временем принимать более крупные суда, и процесс обновления буксирного флота должен будет продолжиться. К тому же изношенность и устаревшие характеристики большей части буксиров заставят списать многие из них в ближайшие лет пять.

Буксир «Гроза» отработал 50 лет

Конечно, обычно смотрят не на возраст судна, а на его естественный износ. Так, несмотря на то, что буксиру «Зюйд», работающему в Николаевском порту, перевалило за 35 лет, он продолжает проводить морские суда. И еще недавно его команда уверяла, что судно исправно прослужит многие годы. Буксир «Базальт», который 30 лет эксплуатировался в порту Южный, теперь взял Ильичевский порт, который переименовал его в «Станислава Незавитина» (капитан ИМТП). Руководство заявило, что это существенно повысило безопасность судоходства в акватории порта. Буксир-ветеран зарекомендовал себя как надежное и универсальное судно многоцелевого назначения: может работать в условиях сложной ледовой обстановки, быть противопожарным и спасательным судном.

Но если ремонт буксира проводить уже экономически нецелесообразно, то с ним не церемонятся. К примеру, в 2011-м Одесский порт решил отправить на слом ранее списанный буксир «Гроза», который успел отметить пятидесятилетие. Утилизировать тогда решили и лоцманский бот «Тайфун» 1985 года постройки, который несколько лет простаивал невостребованным. А некоторые буксиры в последние годы пострадали во время аварий: скажем, в 2010 году во время захода в порт Николаев большой десантный корабль Черноморского флота России «Ямал» перевернул буксир «Бугский», а в 2013 году во время буксировки сухогруза в акватории судостроительного завода «Океан» (Николаев) затонул рейдовый буксир «Иссык-Куль».

Рынок небольшой, но перспективный

Исходя из изношенности украинского флота буксиров, судостроители могут рассчитывать в перспективе на рынок, который эксперты оценивают в несколько сотен миллионов долларов. Основным поставщиком, по всей видимости, будет компания Damen Shipyards Gorinchem, которая уже закрепилась на нашем рынке. Именно Damen построил для украинских портов несколько буксиров. Компания Damen производит в год более 70 буксиров различных мощностей, которые поставляются в разные страны. Она может спокойно позволить себе строить «на склад» большое количество буксиров на своих заводах в Китае, Вьетнаме, Румынии, ОАЭ и других странах.

Украинский рынок относительно небольшой, но он продолжает быть интересным для Damen и других игроков. Если ранее Мариупольский порт заказал один буксир у Damen, а второй - у другого производителя (компании Cranship), то сейчас для Cranship украинский рынок закрыт, ведь у нее крымская «прописка» (буксир «Капитан Меркулов» построен на верфи в Керчи), да и ориентирована эта компания больше на российских заказчиков.

Можем и сами строить, даже на экспорт

Другие украинские судостроители тоже сами занимаются строительством буксиров, но довольно вяло. В 2013 году Черноморский судостроительный завод передал латвийской компании АБ PKL Flote многоцелевой морской буксир ледового класса Orion. А Херсонский судостроительный завод получил в прошлом году заказ только на строительство двух корпусов буксиров-кантовщиков для зарегистрированной в Панаме компании Kirgan Holding S.A. Отечественным портам заводы не поставляли буксиры давно. ЧСЗ построил буксир «Бриз-Юг» для Феодосийского порта еще в далеком 2002 году, для Херсонского порта буксир «Бакай» - годом позже, а Судостроительный завод им. 61 коммунара спустил на воду буксир ледового класса «Гайдамака» для «Дельта-лоцман» в 2005-м.

Неофициально участники рынка говорят, что сейчас на украинских судостроительных заводах размещать заказы рискованно из-за боевых действий, но и раньше украинские порты не особо хотели иметь дело с украинскими же судостроительными заводами. И дело не в подозрениях, что отечественный производитель не умеет делать качественную продукцию, а в том, что стали менять собственников, банкротиться, в отношении бывших директоров заводов возбуждались уголовные дела. То есть надежность выполнения заказа оказывалась под вопросом.

Скажем, агрохолдинг «Нибулон» обзавелся собственным судостроительным активом именно после того, как «обжегся», разместив в 2009 году заказ на строительство буксиров на заводе «Океан». В 2013-м руководитель «Нибулона» Алексей Вадатурский рассказывал журналистам, что контракт на строительство двух буксиров на заводе «Океан» не выполнен, договора расторгну ты, а купленный «Нибулоном» металл завод так и не отдал. «Первый из шести буксиров мы получили с опозданием на четыре месяца, его строили 12 месяцев. Второй буксир строили 16 месяцев, мы его получили на семь месяцев позже. Третий строился 18 месяцев, а четвертый - 24», - делился он подробностями. Так что теперь буксиры-толкачи для обслуживания своих барж «Нибулон» строит на своем судостроительном заводе в Николаеве (бывший «Лиман»).

Для тех же, кто соберется покупать буксир, появилась возможность делать это по лизинговым схемам. Использовать лизинг начал в свое время стал Одесский порт, наладив сотрудничество с компанией «Тэком- Лизинг». А окупаются же приобретенные буксиры в среднем лет за пять, лишь бы была для них работа.
Нужно подчеркнуть, что Damen предоставляет сервисное обслуживание проданных судов, обучает персонал. При покупке у него буксиров для Одесского МТП капитаны и экипажи прошли в Голландии сертифицированное обучение. Это очень важно: те, кто привык к еще советской технике нуждаются в методической переподготовке, когда приходиться работать на современной.

Но осваивают ее украинцы вполне успешно, и буксиры производства Damen хвалят. «Запихать в такой маленький корпус (длина всего 23 метра) 4 тысячи лошадиных сил - это нужно умудриться, конечно, - делится капитан буксира «Патриот» Алексей Суботин. - Но такие размеры для работы в Одесском порту были выбраны осознанно, ведь порт по своим навигационным условиям является сложным. Тут много узких входов в гавани, причалы близко расположены, а работать приходится с крупнотоннажными судами до 300 метров длиной. У буксира есть своя носовая лебедка, и мы подаем свой буксирный конец, в котором мы уверены».

Порты Украины, № 02 (144) 2015

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать