Вверх

Вспоминая лайнер «Белоруссия»

05 августа 2012  

С середины 70-х годов активно обновлялся пассажирский флот Черноморского пароходства. Строились суда в том числе в Финляндии, которая в то время была законодательницей мод в строительстве пассажирских паромов

Вспоминая лайнер «Белоруссия»

Теплоход «Белоруссия». blackseanews.net

Так, в финском городе Турку на судостроительной верфи «Вяртсиля» в постройке находилось пять однотипных автопассажирских паромов-теплоходов, предназначенных для Черноморского пароходства. Головному теплоходу присвоили название «Белоруссия», второму — «Грузия», третьему — «Азербайджан», четвертому — «Казахстан», пятому – «Карелия».

Почти полвека отделяло эти суда от прежних пассажирских «крымчаков», многое изменилось за прошедшие годы. Вырос спрос на туристические путешествия по Черному морю, расширился район плавания пассажирских судов, особенно осенью и зимой.

Включение судов этой серии в состав пассажирского флота ЧМП означал качественный скачок. Это потребовало внедрения целого ряда организационно-технических новшеств. В портах Крымско-Кавказской линии возникла необходимость оборудования специальных «угловых» причалов для возможности швартовки судов типа «Белоруссия» и открытия аппарелей. Следовало также разработать и внедрять технологию накопления и погрузки автомашин, контейнеров и т.д.
Новые теплоходы по комфортабельности пассажирских помещений и форме заметно отличались от своих предшественников постройки тридцатых годов: спокойную прямолинейность корпуса и надстроек сменила динамичность обводов.

Скошенные надстройки, отогнутая назад мачта и труба с крыльями придавали «Белоруссии» стремительный и изящный вид. При проектировании судна особое внимание обращалось на обеспечение пассажиров максимальными удобствами, на создание атмосферы уюта и хороших условий для отдыха.

«Белоруссия» имела дедвейт 3000 тонн; длину — 157 м; ширину — 21,8 м; осадку — до 6,2 м. Мощность двух главных 18-цилиндровых дизелей — I8000 л.с. при частоте вращения 520 оборотов в минуту позволяла развивать скорость до 2І узла. Для уменьшения качки теплоход имел стабилизаторные устройства. Имелись подруливающее устройство, носовая, кормовая и бортовая аппарели.

Первоначально на судне было 173 пассажирские каюты на 480 человек. На автопалубе могло разместиться до 250 легковых автомобилей. В 1986 году судно было переоборудовано, увеличилась пассажировместимость, построены дополнительные каюты.

Свое имя «Белоруссия», как знамя, подхватила у известного парохода Дальневосточного пароходства. Он под таким же названием перевозил народнохозяйственные и военные грузы в Арктику, в тяжелейших условиях военного времени пробивался в составе караванов, преодолевая льды и вражеское противостояние.

В марте 1944 года пароход «Белоруссия» под командованием капитана К.Г. Кондратьева следовал с грузами из США во Владивосток. В районе острова Итуруп (Курильские острова) был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой. В живых чудом остались два члена экипажа: кочегары И.П. Петровичей и Я.П. Почернин. 41 человек погиб.

15 января 1975 года на головном судне серии автопассажирских паромов — теплоходе «Белоруссия» был поднят государственный флаг СССР. В начале февраля в Риге комплектовался экипаж, судно снабжалось для предстоящих загранрейсов. Тогда же состоялся первый визит на «Белоруссию» Владимира Высоцкого, дружба с которым у экипажа завязалась надолго.

Теплоход принял один из опытнейших капитанов ЧМП Феликс Дашков. До этого он командовал теплоходом «Литва», отлично зарекомендовал себя во время работы на международной линии Одесса — Марсель. Достигнутый на «Литве» уровень обслуживания Дашков перенес на «Белоруссию» и много сделал для повышения комфорта, благо новое судно было более высокого класса.
Свою работу «Белоруссия» начала в круизах с туристами западногерманской фирмы «Туропа» по маршруту Генуя — Канарские острова. Плавание по этому маршруту в холодное время года длилось в течение многих лет. С 1977 года столь же постоянной в летние месяцы была работа на Марсельской линии. Кроме того, теплоход ходил по Крымско-Кавказской, Ближневосточной линиям, осуществлял круизы вокруг Европы.

В 80-х годах фрахтователем выступили западногерманская «Долфин Зеерайзен» и французская «Транстур компании». Судно начало совершать арктические круизы с заходом на Шпицберген. Работала «Белоруссия» стабильно безаварийно. Ежегодный доход от эксплуатации составлял несколько миллионов инвалютных рублей.

Случались и непредвиденные случаи. Так, в октябре—ноябре 1979 года судно осуществляло круизы в США с советскими туристами. На переходе Бостон — Балтимор теплоход проткнул своим бульбообразным форштевнем кита длиной 12 метров. Были остановлены главные двигатели. Чтобы освободиться от туши, пришлось вызвать портовые буксиры, которые застропили кита и стянули его с форштевня.

Ремонтировалась «Белоруссия» сначала в Югославии, а с 1977 года Одесский CPЗ «Украина» освоил и успешно производил доковый ремонт судов этой серии. В феврале—мае І986 года в Бремерхафене была осуществлена модернизация теплохода.

В рейсах «Белоруссии» побывало много известных людей, например, выдающийся советский писатель Константин Симонов. В I975, в 1977 годах на судне совершили морское путешествие Владимир Высоцкий и Марина Влади. Экипаж старался сделать все, чтоб столь дорогие гости остались довольны. А Владимир дарил морякам и туристам свои замечательные песни.

До распада СССР финансово-экономическая ситуация в ЧМП была стабильной, но уже с 1992 года пароходство стало ощущать последствия неплатежей и кризисных явлений, само становилось должником. Именно в это сложное время «Белоруссия» попала в крупнейшую аварию. 25 октября 1992 года на судоремонтном заводе в Сингапуре производился подъем в док «Белоруссии». Теплоход прибыл на плановый ремонт и докование под командованием капитана И.Н. Мироненко, возглавлявшего судно с 1980 года. В Сингапур прилетел и подменный экипаж.
В процессе постановки в док, когда судно уже стояло на киль-блоках, теплоход неожиданно дрогнул (как потом выяснилось, несколько «подушек» киль-блоков продавили понтон) и завалился сначала на левый, потом стал уже основательнее крениться на правый борт. Раздался сильный грохот. С башни дока на соседний плавдок рухнули два подъемных крана.
Доковые рабочие посыпались в воду, как горох: судно опрокидывалось вместе с доком. Капитан Мироненко объявил общесудовую тревогу и организовал эвакуацию экипажа. Береговым краном подали «беседку» и стали снимать команду, половину которой составляли женщины.
Соседний док был притоплен, краны на его башнях, пока их не сорвало, замедляли крен «Белоруссии». Отшвартованный рядом океанский буксир вовремя снялся, иначе бы досталось и ему.

После наступления полной воды крен судна достиг 52 градусов, навалившееся на док судно получило серьезные повреждения. Затем положение судна вместе с доком стабилизировалось. Однако в судовых помещениях оказалось значительное количество воды, затопленными были каюты нижних палуб, где размещался экипаж. Из топливных танков разлился мазут, в радужных разводах плавали вещи. Это был первый в истории флота ЧМП случай опрокидывания дока вместе с судном.

14 ноября началось спрямление судна с помощью двух мощнейших плавкранов. После чего 19 насосов откачивали воду из затопленных помещений. Затем судно поставили в сухой док для восстановительно-ремонтных работ, которые продолжались до мая 1993 года.
Позже было принято решение направить судно в Бремерхафен для завершения ремонта. Это решение вряд ли можно назвать целесообразным, поскольку ЧМП уже было в долгу перед компанией «Ллойд-Верфт», где планировался ремонт, а постановка «Белоруссии» подняла этот долг до 24 миллионов немецких марок. Ремонт в Сингапуре обошелся бы значительно дешевле.

В итоге ремонтные дела закончились громкими финансовыми скандалами, были открыты уголовные дела, претензии «Ллойд-Верфт» приплюсовались к искам кредиторов других компаний, что еще более осложнило финансовое положение ЧМП. Кстати, арест теплохода «Одесса» в апреле 1995 года в Неаполе был произведен по иску именно «Ллойд-Верфт».

Ремонт «Белоруссии» был закончен в декабре 1993 года. Судно было переименовано в «Казахстан-2» и продолжило круизы. В июле 1995 года судно было задержано в порту Тромсе представителями Международного профсоюза транспортных рабочих. Основанием задержки послужили отсутствие у экипажа договора с судовладельцем и то, что экипаж получает зарплату ниже установленного Союзом уровня.

В 1996 году на судне был поднят либерийский флаг. По некоторым данным, теплоход «Белоруссия» уже под названием «Дельфин» на начало 2012 года еще трудился в составе небольшой немецкой компании. Командовал им капитан Владимир Воробьев, который, кстати, когда-то был на «Белоруссии» практикантом.

Такова история теплохода, успешно работавшего в составе пассажирского флота Черноморского пароходства.

Владимир Поляков, председатель Совета ветеранов флота ЧМП, старший механик,
Олег Булович, заместитель председателя Совета ветеранов флота ЧМП

Порты Украины, №7 (119) 2012

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать