Вверх

Второе дыхание Камыш-Буруна

01 мая 2009  

Порты Украины, № 05 (77) 2008
Александр Малина
Экономика и управление

 

В ближайшее время в Украине появится новый мощный специализированный терминал по перевалке цемента. Этот терминал строится в Керчи, в порту Камыш-Бурун. Терминал будет частью комплекса, куда войдет новый цементный завод, который будет производить почти четверть объемов выпускаемого в стране цемента. Планируемая мощность — 3,5 млн тонн клинкера в год. О строительстве нового комплекса рассказывает генеральный директор ЗАО «Камыш-Бурун» Александр МАЛИНА.

 

— ЗАО «Камыш-Бурун» возник на базе железорудного комбината, который производил агломерат и через собственный порт отправлял его на комбинат «Азовсталь». В советское время это было очень крупное предприятие с численностью в 6 тысяч работников. Однако в связи с тем, что руда, которая добывалась в местном карьере, имела низкое содержание железа, предприятие со временем стало нерентабельным, и его закрыли.
В конце 90х годов комбинат «Азовсталь», нуждавшийся в железорудном сырье, решил проинвестировать восстановление Камыш-Бурунского комплекса. На восстановление были потрачены значительные средства, но до пуска предприятия дело так и не дошло. Из всего комплекса работал только порт и ж\\\\д цех, который начали загружать небольшими партиями металла «Азовстали». Затем металлурги посчитали, что им выгоднее отправлять всю свою продукцию большими партиями через крупные порты, и мы остались без работы.
Пока решалась судьба Камыш-Бурунского предприятия в целом, пока оно переходило из рук в руки, порт старался выживать сам. Так, в 2007 году мы перевалили 36 тысяч тонн. Хотя было время, когда в Камыш-Буруне грузили до 4 миллионов тонн в год. Увы, грузов почти не стало, денег тоже, у причалов были потеряны глубины. Сегодня проходная осадка в порту составляет всего 4,6 метра — вместо проектной в 8,4 метра. Специалисты начали покидать порт…
Но к концу 2007 года, когда предприятие совсем потеряло надежды на возрождение, на него обратила внимание украинская промышленно-финансовая группа «Альтком», которая пришла сюда с проектом строительства цементного завода. «Альтком» — крупная корпорация, занимающаяся строительством жилья и дорог, стадионов и даже аэропорта. Одним из самых крупных ее объектов является скоростная магистраль Одесса — Киев. По темпам роста «Альтком» — одно из наиболее динамично развивающихся предприятий в Украине. Такой мощной компании логично вкладывать средства в производство, особенно если это производство стройматериалов.
Керчь — идеальное место для такого производства. Тут мощная сырьевая база находится в непосредственной близости от порта. Да и развивать транспортную составляющую по доставке продукции цементного завода через возможности порта — дело почетное и выгодное.
Сырьевой базой для производства цемента является карьер по добыче флюсового известняка, который расположен в восьми километрах от порта. Завод строится посредине — в четырех километрах от карьера и порта. Общая стоимость инвестиций в общий строящийся комплекс составляет около полумиллиарда долларов США.
Весь технологический цикл производства и транспортировки цемента в порт будет спроектирован по самым новейшим технологиям, с учетом строгих экологических норм. Для этого инвесторы приобрели высококлассное немецкое оборудование компании «Полизиус».
На заводе будет применяться новая современная технология доставки сырья. С карьера на завод будет идти трубчатый конвейер — немецкое ноу-хау, который полностью исключит пыление. Все добавки будут поступать из закрытых ангаров, дозировка их механизирована. Более того, установят фильтры рукавного типа, которые улавливают отходы и возвращают их в производство, что делает его безотходным. С завода в порт готовая продукция так же будет поступать по той же конвейерной системе. Это — современная технология, основанная на сухом способе производства цемента. Сегодня она широко используется в Европе.
Кроме того, фирма «Альтцем» внедрит дополнительные технологические схемы по предотвращению загрязнения окружающей среды. Хотя это и приведет к дополнительному удорожанию проекта на 20 процентов, но выбросы в атмосферу снизятся в десятки раз и окажутся ниже предельно допустимых норм.
Кстати, еще на стадии переговоров с фирмой «Полизиус» немцы изготовили опытную партию цемента из трех тонн керченского сырья, которое вывезли в Германию. Получился цемент высокого качества, соответствующий европейским стандартам.
Завод выпустит первую партию продукции через два года. А через четыре года будет работать на полную мощность.
Строительство цементного комплекса фактически дало порту «второе дыхание». Камыш-Бурун может стать одним из самых крупных специализированных украинских портов. Сегодня все предпосылки для этого есть. Порт — незамерзающий, с круглосуточным режимом работы, имеет четыре причала. Есть и собственная железнодорожная станция, и локомотивное депо со своим парком маневренных локомотивов. Общая площадь порта составляет 98816 квадратных метров.
Уже сегодня немецкая фирма «IBAU» провела предпроектные работы по реконструкции порта. Проект предусматривает установку трех портовых и одного рейдового судоразгрузчика компании «IBAU»(он будет установлен на понтоне и предназначен для обработки судов на рейде), шести силосов емкостью 90—120 тысяч тонн накопления, специального оборудования для разгрузки-погрузки вагонов.
Кроме того, мы хотим построить в порту паромную переправу. Нашими партнерами выступит российское ООО «Аншип», которое заинтересовано в доставке грузов в украинские порты и обратно.
Дноуглубительные работы будут проведены в кратчайшие сроки, после чего глубины у причалов порта, наконец-то, достигнут проектных и составят 8,2 метра. При этом объем грунта, который предстоит выбрать в акватории и в трехкилометровом подходном канале, составит один миллион кубов. Это обойдется инвесторам примерно в 15 миллионов долларов.
После реконструкции мощность порта составит 3 миллиона тонн в год. И открыть его планируют уже в следующем году. Порт будет ориентирован как на импорт, так и на экспорт цемента.
Пока завод строится, мы начнем поставлять на украинский рынок дешевый импортный цемент из Турции или Китая. Эти поставки нам позволят постепенно войти в рынок. Мы планируем сделать Камыш-Бурун «цементными воротами» Украины. Ведь Украина испытывает дефицит цемента. Строительство завода в Украине с привлечением национального капитала позволит не только решить вопрос дефицита цемента, но и сдержать рост его стоимости.
А если учесть, что строительный бум охватил и наших соседей россиян, которые сегодня остро нуждаются в цементе (на сегодняшний день Россия испытывает ежегодный дефицит цемента в 20 миллионов тонн), то образование нашего специализированного терминала нельзя оценить иначе, как очень своевременное.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать