Вверх

Скичко: За речной логистикой — будущее

02 ноября 2013  

Директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко об открытии терминала в Светловодске

Скичко: За речной логистикой — будущее

В начале октября 2013 года состоялось открытие Светловодского речного терминала на Днепре, построенного силами группы компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг». Новый комплекс, предназначенный для приема, хранения и отгрузки зерновых культур, стал первым в Кировоградской области предприятием такого типа. Участие в торжественной церемонии открытия терминала Президента Украины Виктора Януковича свидетельствует о важности для экономики страны создания новых мощностей для экспорта украинского зерна. Мы попросили директора компании «Гермес-Трейдинг» Юрия СКИЧКО подробнее рассказать о проекте.

— Почему ваша компания решила финансировать строительство речного зерноперевалочного терминала?

— Речная зерновая логистика — одно из самых перспективных и экономически обоснованных направлений транспортировки сельскохозяйственной продукции. Транспортный потенциал Днепра и Южного Буга огромен. Если сравнить стоимость перевозок речным, железнодорожным и автотранспортом, то преимущества первого впечатляют. 

Хорошая речная инфраструктура даст возможность сельхозпроизводителям получить более высокую цену за счет сокращения логистических затрат на экспорт — более дешевой цены транспортировки по Днепру до Чёрного моря по сравнению с автомобильным или железнодорожным транспортом. 

Развитие речного направления значительно уменьшит нагрузку на автомобильные и железные дороги и, как результат, увеличит их срок годности; сократит использование дефицитного парка вагонов-зерновозов и уменьшит количество автомобильного грузового транспорта на дорогах Украины; даст возможность направить освобожденные средства на важные социальные и экономические нужды государства.

В рамках стратегии развития группы компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг», разработанной в 2002 году, в части инфраструктуры, предусматривалось строительство как линейных, так и речных элеваторов. В 2011 году группа компаний смогла финансово и технически подойти к реализации проекта речного зерноперевалочного комплекса — Светловодского речного терминала.

Развитие земельного банка и объёмов производства группы компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг» предполагает соответствующее развитие и элеваторной инфраструктуры. И это логично: выращенную продукцию надо где-то хранить, дорабатывать качество, сушить, готовить к экспорту. Каждый шаг на этом пути важно делать с полной ответственностью и профессионализмом, подтверждать своё доброе имя и качество предоставляемых товара и услуг. 

Сегодня земельный банк группы компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг» составляет 75 тысяч га земли, и он постоянно растет. Соответственно развивается и элеваторная инфраструктура (проекты Светловодского речного терминала и Шаровского элеватора). Так мы можем обеспечить передовым элеваторным хранением не только своё производство, но и продукцию других сельхозпроизводителей в регионе. Общие мощности хранения группы компаний на сегодня составляют 353 тысячи тонн единовременного хранения зерновых. 

 

— Какие технические особенности и преимущества речного терминала в Светловодске можно выделить?

— Светловодский речной терминал, принадлежащий группе компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг», является современным проектом, реализованным по последнему слову техники, с использованием лучшего элеваторного оборудования от мировых передовых производителей: GSI (США), Bühler (Швейцария/Германия), Telestack (Великобритания) и других. 

Комплекс имеет уникальную технологию, позволяющую одновременно производить приёмку 3 видов сельскохозяйственной продукции с автомобильного и 2 видов сельскохозяйственной продукции с железнодорожного транспорта; очистку, сушку и отгрузку как на автотранспорт и железную дорогу, так и на речной транспорт. 

Мощности Светловодского речного терминала таковы: 

  • 94000 тонн единовременного хранения зерновых; 
  • 5000 тонн в сутки — отгрузка на речной транспорт; 
  • 4000 тонн в сутки — отгрузка на железнодорожный транспорт; 
  • 5000 тонн в сутки — приём автотранспорта;
  • 5000 тонн в сутки — приём железнодорожного транспорта;
  • 4400 тонн в сутки — обработка и сушка;
  • 240 метров причала, что позволяет одновременно поставить на погрузку сразу два плавсредства. 

— Насколько успешно сможет конкурировать зерноперевалочный комплекс «Гермес-Трейдинг» с аналогичными комплексами компании «Нибулон»?

— Объёмы производства зерновых в регионе на сегодня превышают возможности существующих речных элеваторов, поэтому зерноперевалочный комплекс «Гермес-Трейдинг» позволит дополнительно удовлетворить потребности сельскохозяйственных производителей и снять проблемы реализации и размещения выращенной продукции. 

Говоря о развитии украинской речной инфраструктуры, будет не совсем корректно использовать слово «конкуренция», ведь инвестируя в развитие этого направления, все мы инвестируем в развитие нашего будущего, большого речного транспортного потенциала и позитивного внешнеторгового имиджа Украины. 

Сумев восстановить торговое величие Днепра — углубить его для прохода судов с большой грузоподъемностью (до 5000 тонн) до Киева — и обновив торговый флот Украины, мы значительно укрепим конкурентные позиции нашей страны в мировом зерноторговом сообществе.

Транспортировка грузов по реке является как альтернативой более дорогой транспортировке авто- и железнодорожным транспортом, так и инструментом диверсификации рисков логистики. Сегодня каждый день, час и даже минута простоя негативно сказывается на бизнесе, поэтому хорошо отлаженная система, экономически выгодная и конкурентоспособная — это то, к чему стремится каждая компания, занимающаяся перевозкой зерновой, и не только, продукции. Транспортировка зерновых грузов по реке — это уже не перспектива, а необходимость, экономически сложившаяся в поисках обеспечения более дешевого и передового способа транспортировки увеличивающегося товарооборота, увеличения цены сельхозпроизводителя и улучшения качества предоставляемых услуг. 

Если сравнивать перевозку сельскохозяйственной продукции речным, железнодорожным и автомобильным транспортом на примере реальных цифр, то видим следующее: возможные объемы экспорта сельскохозяйственной продукции в размере 10 млн тонн могут быть транспортированы из внутренних регионов до морских портов Украины или 400000 автомобилями (по цене в среднем 28 USD за тонну), или 166000 вагонами (по цене 21 доллар за тонну), или всего 2000 плавсредствами (по цене от 12,5 доллара за тонну). Здесь преимущества речного транспорта очевидны.

 

— На новом терминале планируется работать только со своим зерном или будут оказываться услуги по перевалке для сторонних компаний?

— Группа компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг» работает как со своей продукцией, так и с зерном сторонних сельхозпроизводителей. Мы ведём открытый бизнес, регулярно освещая работу группы компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг» на официальном вебсайте группы: www.ukragrocom.com. 

Изо дня в день мы регулярно обновляем цены на закупку различных культур по каждому из наших элеваторов. Изменения в ценах обосновываются рыночными условиями, качеством сельскохозяйственных культур и расстоянием их доставки к элеваторам. 

Кстати, компаний, которые открыто декларируют свои закупочные цены, на рынке Украины не так уж и много. 

Что касается нас, то мы приглашаем всех заинтересованных лиц и открыты к сотрудничеству на Светловодском речном терминале. 

 

— С каким подвижным составом для транспортировки зерна по реке вы планируете работать?

— Мы планируем работать в том направлении, которое будет экономически оправданно и целесообразно в конкретный период времени. Это могут быть суда класса «река-море», типа «Волжский», «Волго-Дон», «Сормовский», «Орель» и другие, грузоподъемностью от 2800 до 5000 тонн. Кроме того, это могут быть и барже-буксирные составы. 

На сегодня Светловодский речной терминал уже осуществил свои первые погрузки произведенной в Украине продукции, отгрузив более 20500 тонн зерновых на ряд сухогрузных суден и барже-буксирных составов.

 

— Что сегодня сдерживает развитие речных перевозок насыпных сельхозгрузов?

— По инициативе Президента Украины Виктора Федоровича Януковича и согласно поручению Премьер-министра Украины Николая Яновича Азарова до конца 2013 года Министерством инфраструктуры Украины совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия, а также Министерством промышленной политики должна быть разработана общегосударственная программа восстановления судоходства в бассейне реки Днепр. 

Считаем, что особенно важно создать благоприятные инвестиционные условия для реализации такой программы совместными усилиями государства, бизнеса и международных организаций, таких, как ЕБРР, который активно участвует в развитии транспортных магистралей Украины.

Общая пропускная способность грузовых причалов на Днепре составляет 150 млн тонн в год. Еще в 90-х годах прошлого века на реке обрабатывалось до 66 млн тонн грузов в год. Сегодня, к сожалению, этот показатель находится на уровне 4 млн тонн в год. 

Сдерживающими факторами развития речных перевозок, в частности, по Днепру, можно назвать следующие:

1. Ограничение габаритов судового хода в районе Днепродзержинска на уровне осадки 3,0 м не позволяет судам грузоподъемностью больше 2800 тонн заходить выше по Днепру. Это увеличивает стоимость перевозки сельскохозяйственной продукции и уменьшает заработок сельхозпроизводителя. Согласно оценкам «Гермес-Трейдинг», на первом этапе финансирования развития речной логистики, в дноуглубление Днепра необходимо инвестировать 80 млн грн. Такие вложения, в перспективе, при объёме перевозок 10 млн тонн, помогут экономить до 1 млрд грн в год (за счет более дешевой перевозки флотом грузоподъемностью до 5000 тонн по Днепру). 

По нашим оценкам, для возрождения портовой инфраструктуры Днепра (строительство речных элеваторов, причалов, терминалов) необходимо до 5 млрд грн; для возрождения флота (строительство транспортных судов, буксиров; модернизация верфей, судоремонтных заводов) — до 8 млрд грн. Такие вложения приведут к пополнению государственного бюджета, созданию новых рабочих мест; увеличению научного и проектного потенциала отрасли для создания проектов высокоэффективных современных судов, способных конкурировать на мировых рынках; к подготовке высококвалифицированных специалистов речного транспорта.

2. Несовершенство законодательной базы, которое может быть исправлено принятием комплекса законопроектов, стимулирующих развитие отрасли.

3. Бюрократические моменты в строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений. Упрощение процедуры получения разрешений на строительство гидротехнических сооружений поможет улучшить ситуацию. 

4. Тяжелое состояние существующего флота и неблагоприятные условия для инвестирования в строительство нового флота. Значительно продвинуться в исправлении этой ситуации можно было бы при условии налоговых каникул минимум на 5 лет.

5. Ограничение работы судов под иностранным флагом во внутренних территориальных водах Украины, а именно необходимость получения разрешений и ограниченное количество перегрузочных причалов Украины, которые могут работать с судами под иностранным флагом (9 портов). Эта проблема может быть решена снятием ограничений на вход торговых судов под иностранным флагом как к речным портам, так и к другим причалам.

6. Неконкурентный уровень дисбурсментов (лоцманская проводка, канальный сбор, шлюзование, разводка мостов и т.д.), подлежащих к уплате при судозаходе во внутренние водные пути Украины по сравнению, например, с Россией. Мы надеемся на позитивные изменения и уверены, что в будущем факторов, сдерживающих развитие речной логистики, будет все меньше, а реализовывать проекты, подобные Светловодскому речному терминалу, станет легче.
 

Беседу вел Василий Владимиров

Порты Украины, № 10 (132) 2013

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать