Вверх

«Заговоренный» транзит

01 мая 2009  

Порты Украины, № 05 (77) 2008
Юрий Приходько
Экспедирование и агентирование

 

О транзите, о развитии его потенциала в Украине говорят давно, много и безрезультатно.
Экспедиторам, как представителям грузовладельцев, непонятно, как долго может продолжаться ситуация, когда существующая таможенная, налоговая, банковская и даже кадровая политика безнаказанно подрывает развитие транзитных перевозок. И это вопреки законодательно закрепленному курсу страны на приоритетное развитие транзитных перевозок.

 

Многим известно о существовании Законов Украины от 1999 года «О транзите» и «О комплексной программе утверждения Украины как транзитной державы в 2002—2010 годах», а также о постановлении КМУ по одобрению мероприятий по реализации программы от 2002 года. Что это значит? Это значит, что политика в отношении транзита у нас не ведомственная, а государственная.
Но в реальной жизни, как показал опыт прошедших лет со дня принятия этих документов, мы сталкиваемся с постоянным игнорированием и нарушением этих законов и постановлений. По моему глубокому убеждению, причина всему — царящая безнаказанность и безответственность.
Вы не задавали себе вопрос, почему таможенный контроль транзитных контейнеров в Украине достиг уровня тотального, а на официальные запросы о проценте досмотра транзитных контейнеров нельзя получить даже неофициальный ответ?
Или почему нужно было лишать такое госпредприятие, как «Укрзалізниця», права таможенного перевозчика? Мы не видели аргументированного ответа ни от одной из госструктур на вопрос: какие государственные интересы попираются «Укрзалізницею» при осуществлении ею финансовых гарантий перевозок транзитных подакцизных грузов? Ведь это же неоспоримый факт, что в результате введенных ограничений объемы таких перевозок сократились в 1,9 раза.
А как уменьшить простои транзитных контейнеров в портах, если надо выполнить более 30 процедур с участием контролирующих госструктур, получить более десятка подписей, резолюций, чтобы оформить разрешение на перегрузку транзитных грузов из контейнера одной судоходной линии в контейнер другой линии?
Приведу конкретный пример. Первое обращение экспедитора в виде письма за разрешением на перегрузку контейнера (начальнику ТП) привело к 6 разным действиям в течение 3 дней (запросы, резолюции в СБК, МВ, ВМО1, ТГО). В течение последующих 10 дней было выполнено еще 9 различных действий (согласования и прочее) в госструктурах для получения разрешения на перегруз и оформление наряда.
В результате этой работы старшим смены ТГО вновь была затребована резолюция начальника ТП, разрешающего перегрузку. Вопрос: а та резолюция, которая была 10 дней назад, устарела? Все вернулось в исходную позицию спустя 10 дней после 15 действий.
В конце концов экспедитор добился правдами и неправдами назначения согласованной с контролирующими службами даты совместного досмотра и перегруза. Но представители УСБУ и погранслужбы проигнорировали это мероприятие. Вследствие чего гл. инспектор СБК и МВ и инспектор ТГО от составления акта досмотра груза отказались, и поданная экспедитором таможенная декларация к оформлению отделом регистрации не была принята. Экспедитора продолжали «футболить» между различными госструктурами еще 3 дня. От начала процедуры прошло 2 недели.
Наконец, по прошествии 16 дней, в результате 28 действий, груз убыл из порта.
Мне скажут, что это единичный случай. Вовсе нет. Крайнее отчаяние заставляет экспедиторов предавать гласности подобные инциденты, от которых нам нужно совместно избавляться. Но совместно пока не получается. Общественные советы при таможнях игнорируются. Уже есть свежая информация, что во вновь созданных таможнях общественные советы вообще будут расформированы. Мы дожили до того, что телефон доверия ГТСУ стали превращать в инструмент создания проблем своим коллегам.
Возьмем другую типичную ситуацию. Транзитный груз в вагоне на пограничной станции у представителя государственной контролирующей структуры вызывает подозрение. Например, груз необходимо проверить на незараженность либо убедиться, что код груза правильно записан в документе…
Есть два варианта решения проблемы. Первый — незаконный, но часто используемый. Второй — законный, в соответствии с требованиями нормативных документов, известных только узкому кругу людей. Нюансы этого пути сплошь и рядом — тайна за семью печатями для экспедитора. Почему нет прозрачной для всех и понятной всем системы государственного контроля? Не потому ли, что без надуманных причин остановки транзитного груза нет дополнительного дохода для выполнения установленных планов отчислений в бюджет ведомству, дополнительного финансирования его служб?
Свежий пример: в документе на груз, по мнению инспектора пункта пропуска, код записан неправильно, не в соответствии с международной гармонизированной номенклатурой грузов. Инспектор «на глаз» определил, что отруби, перевозимые транзитом, должны иметь другой код. Кроме того, необходимо разрешение Министерства охраны окружающей среды на то, чтобы данный груз мог двигаться (вслушайтесь!) без разрешения этого министерства!
Но это только начало. Определить, что код неправильный, может и инспектор, а вот какой код правильный, может определить только Торговопромышленная палата Украины (ТПП) в Киеве. Готовится официальное обращение экспедитора в ТПП, с приложением копий документов на груз (которые пересылаются экспедитору грузовладельцем транзитного груза, так как те, что с пункта пропуска, копировать нельзя). На основании только визуального изучения документов ТПП спустя 2 недели на красивом бланке за 288 гривен подтверждает, что вызвавший сомнение у инспектора код груза на самом деле правильный. Ну, и что с того, что прошло две недели простоя вагона на станции? Это проблемы грузовладельцев и экспедиторов. Власти по этому поводу не волнуются.
И подобных ситуаций с транзитными грузами пруд пруди. А разговоры о национальных транспортных коридорах и привлекательности транзита остаются только разговорами.
Я убежден, что тему развития транзита в Украине уже «заговорили». Только безотлагательные, конкретные, поэтапные решения проблем с учетом беспрепятственного внедрения международного опыта, который пока упорно игнорируется, могут положительно изменить динамику транзитных перевозок через Украину.
Давайте добьемся эффективного применения законов, строго спрашивая с причастных за их действия и бездействие, идущие в разрез с государственной стратегией развития транзитных перевозок
Нам остро необходимо внедрение и унификация электронных таможенных и перевозочных документов, преодоление существующих препятствий в работе всех контролирующих служб, исключение почвы для появления и развития новых коррупционных схем. Необходимо обновление подвижного состава, строительство дорог и многое, многое другое.
Надеюсь, что вступление Украины в ВТО ускорит процессы очищения и упрощения процессов продвижения транзитных товаров через нашу страну, в том числе с помощью международной транспортной общественности.

(Из выступления на «Дне экспедитора» в Одессе 9 июня 2008 года.)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать