Вверх

Зерно — груз стратегический

01 июня 2003  

Сентябрь прошлого года по праву считается днем рождения нового зернового комплекса в Хлебной гавани

Реконструированный 29-й причал с глубиной у кордона 13,5 м, в тылу которого партнер Одесского порта — «Укрэлеваторпром» соорудил элеватор, рассчитанный на единовременное хранение 120 тыс. тонн и оборудованный самым современным технологическим оборудованием, в том числе судопогрузочной машиной, позволял добиться небывалых до сих пор объемов грузопереработки. Так оно и вышло: прошедший год (он совпадает с маркетинговым — от урожая до урожая) стал для комплекса и для Одесского порта в целом знаковым. Были перекрыты все возможные рекорды советского и постсоветского периодов: переработано 1 млн 700 тыс. и 3 млн 209 тыс. тонн соответственно. Причем это транзитное и экспортное зерно.

Такой скачок объемов перевалки этих грузов объяснялся небывало высоким урожаем прошлого года. Украинские производители составили конкуренцию таким мировым странам-трейдерам как Аргентина и Канада. Думая о будущем, «Укрэлеваторпром» и стивидорная компания «Бруклин-Киев» в конце прошлого года приступили к наращиванию мощностей — сооружению третьей очереди, благодаря которой емкость элеватора увечилась до 168 тыс. тонн. Всего же мощности порта теперь составляют более 280 тыс. тонн.

Нет экспорта — есть импорт

Партнеры порта возводили новые мощности вопреки опасению аналитиков, что следующий год уже не будет таким урожайным. К сожалению, прогнозы оправдались: погодные условия этого лета не оставили никаких надежд на хороший урожай. Стало ясно, что экспорта в прежних объемах уже не будет. Более того, Украина вынуждена импортировать зерно.

Но к приему импорта необходимо было подготовиться. Первые 4 судна с импортом прибыли в порт уже в августе. Два из них — «Вердон» и «Вадаг» были обработаны стивидорными компаниями «Олимпекс Купе» и «Айронимпекс-Украина». Еще два — «Василий Боженко» и «Дануб Вояджер» — на новом ППК-11. Всего за месяц было переработано 47,1 тыс. тонн.

А в это время на Хлебной гавани готовились к сдаче третьей очереди элеватора и галереи для перевалки импортного зерна. Установлены 8 силосов фирмы «Бехлен» вместимостью 6 тыс. тонн каждый и технологические конвейеры-нории производства США. Реконструированы складские площади 29-го причала: установлено дополнительное оборудование, которое позволяет разгружать суда двумя кранами и ссыпать в две бункерные установки. По конвейерам отечественного производства зерно попадает в силосы на хранение, а затем подается в подвижной состав. Однако по желанию грузовладельца зерно может быть отправлено по прямому варианту (возможности элеватора позволяют грузить до 70 вагонов в сутки) либо автотранспортом.

Новая галерея, которая при отсутствии зерна может быть использована для перевалки сахара-сырца и других навалочных и насыпных грузов, впервые была задействована при выгрузке сухогруза «Вок фронтир», доставившего 27,5 тыс. тонн французской пшеницы. Выгрузка по новой технологии, как оказалось, имеет ряд преимуществ, и в первую очередь высокую интенсивность и возможность по желанию клиента оставлять груз в силосах на хранение либо отправлять его разными видами транспорта.

«Вок фронтир» было вторым судном сентября, обработанным стивидорной компанией «Бруклин-Киев». Этот же коллектив открыл счет месяца выгрузкой 33 тыс. тонн пшеницы с теплохода «Аккер». До конца сентября ожидается подход к 29-му причалу еще одного сухогруза с 25 тыс. тонн пшеницы.

И все-таки экспорт

Наряду с импортом в сентябре началась отгрузка экспортного зерна. За неполный месяц эта цифра составила 62312 тонн. Из них 60 тыс. тонн ячменя было отгружено на 29-м причале на «панамакс» «Ариела». Причем большая часть груза поступила с элеватора «Укрэлеваторпрома», 10 тыс. тонн — с Одесского портового элеватора.

Следующая отправка — 18 тыс. тонн ячменя, которые будут отгружены тоже на 29-м причале из зернохранилища «Инзерноэкспорт» и «Укрэлеваторпрома». Еще до конца месяца «Укрэлеваторпром» планирует отправить 60 тыс. тонн ячменя, накопленного в силосах.

В октябре планируется отгрузить около 70 тыс. тонн подсолнечника, которые уже накоплены в силосах «Укрэлеваторпрома», а 43 тыс. тонн зерновых заявлено к отправке портовым элеватором. Однако этим не ограничивается грузоперевалка месяца. Ожидается еще подход тоннажа.

Зерно всегда было стратегическим грузом для Одесского порта. Об этом свидетельствует статистика. И даже во времена контейнерного бума, который отмечается в последние годы, доля зерна в общем грузообороте порта значительна. Неважно, будет ли это экспорт или импорт. Главное, что Одесский порт готов работать по любой технологической схеме.

Сергей Шостак, заместитель начальника Одесского порта

Порты Украины, №5 (43) 2003

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать