Вверх

Железнодорожная инфраструктура предприятий Малого Аджалыкского лимана

01 мая 2009  

На берегах незамерзающего Малого Аджалыкского лимана, в 30 км на северо-восток от Одесского порта, расположены морской торговый порт Южный и еще ряд терминалов для перевалки различных грузов.Для обеспечения перевозки грузов предприятий, расположенных в районе Малого Аджалыкского лимана, еще в 80-е был построен однопутный участок железнодорожного пути Черноморская — Береговая протяжённостью 36 км.Три припортовые станции

Порты Украины, № 03 (115) 2012
Смежники
Илья Левицкий

 

На берегах незамерзающего Малого Аджалыкского лимана, в 30 км на северо-восток от Одесского порта, расположены морской торговый порт Южный и еще ряд терминалов для перевалки различных грузов.
Для обеспечения перевозки грузов предприятий, расположенных в районе Малого Аджалыкского лимана, еще в 80-е был построен однопутный участок железнодорожного пути Черноморская — Береговая протяжённостью 36 км.


Три припортовые станции
К порту Южный и другим терминалам в этом месте примыкают три железнодорожные станции — Береговая, Химическая и Промышленная.
Одесский припортовый завод у станции Промышленная с момента строительства занимался производством карбамида, аммиака и их перевалкой. Первоначально выгрузка осуществлялась по 150 вагонов карбамида и аммиака ежесуточно.
Государственным предприятием «Лиман» было начато строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений в объёме до 2,5 млн тонн в год. В дальнейшем правопреемником данного предприятия стало ООО «Трансинвестсервис» («ТИС»), грузы которого проходят через станцию Химическая. За период с 2000 по 2011 год выгрузка по станции увеличилась на 549 вагонов в сутки.
Первоначальная проектная мощность самого порта Южный (его грузы идут через станцию Береговая) составляла 5,5 млн тонн в год (шихта, уголь). Если сравнивать с 2000 годом, среднесуточная выгрузка по порту Южный возросла на 323 вагона в 2011 году.
В целом по всем предприятиям, расположенным вокруг Малого Аджалыкского лимана, в 2011 году среднесуточная выгрузка составила 1251 вагон в сутки, что на 822 вагона больше, чем в 2000 году, и в несколько раз превышает первоначальную проектную мощность данных предприятий.
Кроме того, объёмы грузов, которые заявляют развивающиеся и строящиеся здесь предприятия, в ближайшем будущем, как минимум, в 2—3 раза будут превышать существующие.

Участок Черноморская — Береговая
Развитие портово-промышленного комплекса в районе Малого Аджалыкского лимана осуществлялось в соответствии со схемой, разработанной институтом «ЧерноморНИИпроект» в 1994 году по заданию порта Южный.
Разделом «Железнодорожный транспорт» (выполненным по заданию «ЧерноморНИИпроект» ЗАО «Транспроект») предусматривалось дополнительное развитие станции Черноморская и строительство второго главного пути от разъезда «5 км» к путевому посту «24 км» с долевым участием новых перегрузочных комплексов, а также перегрузочных комплексов, которые развиваются.
За прошедшие с момента разработки схемы 17 лет объемы перевозок увеличились почти вдвое, однако ни развитие станции Черноморская, ни усиление пропускной способности участка до настоящего момента не выполнены.

Этапы развития
На основании заявленных приростов объёмов перевозок на период до 2015 года, а также утверждённой схемы перспективного развития ГП «Морской торговый порт Южный» Одесской железной дорогой и ЗАО «Транспроект» была разработана ведомость долевого участия предприятий портово-промышленного комплекса в развитии железнодорожной инфраструктуры на участке Черноморская — Береговая, включая развитие этих станций.
При любом дальнейшем увеличении перевозок существующих перегрузочных комплексов и строительстве новых потребуется дальнейшее усиление линии путем строительства вторых путей и других мероприятий технического и организационного характера.
Предлагается следующая этапность строительства и развития железнодорожной инфраструктуры.
1-й    этап (выполнен) — строительство вторых путей на участке разъезд «18 км» — пост «24 км», что позволило увеличить пропускную способность до 33 поездов в сутки.
Работы по строительству второго пути на перегоне разъезд «18 км» — пост «24 км» выполнены ООО «Транс- инвестсервис» совместно с Одесской железной дорогой.
2-й    этап — строительство второго пути на перегоне пост «5 км» — разъезд «18 км», станции на 24 км с укладкой 2 приёмоотправочных путей, строительство разъезда «30 км» с укладкой 2 приёмоотправочных путей, что позволит увеличить пропускную способность до 49 поездов в сутки.
Выполнен также проект строительства станции на 24 км с укладкой 6 приёмоотправочных путей (за счёт средств ООО «Дельта Вилмар СНГ»), приобретена аппаратура СЦБ для строительства станции (за счёт средств ООО «Бори- важ»). Одесская железная дорога выступала заказчиком и имеет проект строительства второго пути на перегоне пост «5 км» — разъезд «18 км».
ООО «Трансинвестсервис» в финансовом плане на 2012 год предусмотрело выделение средств на строительство разъезда «12 км» перегона пост «5 км» — разъезд «18 км».
3-й    этап — строительство второго пути на участке пост «24 км» — «27 км», пост «30 км» — ст. Береговая, что позволит увеличить пропускную способность до 62 пар поездов.
4-й    этап — строительство второго пути на участке «27 км» — пост «30 км», реконструкция станций Черноморская, Береговая, что позволит увеличить пропускную способность до 120 пар поездов.

Следует отметить также, что «узким» местом на линии Черноморская — Береговая является переход через Малый Аджалыкский лиман (26, 27 км линии). Там железнодорожная насыпь высотой 15—19 м отсыпана по дну лимана, где залегают илы мощностью более 20 м. Обжатие илов грунтом насыпи весьма длительный процесс, который усложняется гидрогеологическими условиями: расположением на косогорном рельефе, постоянно изменяющимся уровнем грунтовых вод, что вызывает вынос грунта из основания в каналы лимана, которые постоянно углубляются.
Поэтому стабилизировать насыпь весьма проблематично, и, скорее всего, при дальнейшем увеличении объемов перевозок необходимо будет заменить существующую деформирующуюся насыпь эстакадой даже при однопутном перегоне от станции «24 км» до поста «30 км».

Развитие станций
На сегодняшний момент перерабатывающая способность станции Береговая согласно технологии составляет 456 вагонов, в то время как выгрузка в порту в некоторые сутки превышает 600 вагонов.
Существующее техническое оснащение станции не позволяет в полной мере осуществлять подбор вагонов по фронтам и формирование составов порожних вагонов из-под выгрузки. При длине путей в сортировочном парке менее длины состава возникает необходимость занятия приемоотправочных путей порожними вагонами.
Один путь (№ 12) в сортировочном парке станции портом Южный уже построен. Назрела также необходимость в строительстве дополнительно трех путей в приёмоотправочном парке и двух путей в сортировочном парке.
Станция Черноморская предназначена для обработки грузопотоков назначением на станции Береговая, Химическая, Промышленная. В настоящее время путевое развитие станции состоит из двух парков: приемоотправочный — 9 путей; сортировочный — 8 путей. Вместимость путей позволяет выполнять работу с поездами, предусмотренными существующим графиком движения. Техническая оснащенность станции Черноморская уже сейчас не соответствует объемам перевозок. Проектируемая как двусторонняя сортировочная станция в существующем виде ориентирована на переработку четного вагонопотока, приоритетного в годы начала ее строительства.
Сейчас расчетная пропускная способность станции 30 пар поездов, перерабатывающая способность сортировочной немеханизированной горки 1400 вагонов в сутки.
Сегодня назрела потребность переоборудования ее в полноценную сортировочную станцию. В настоящий момент рассматриваются несколько вариантов реконструкции станции.
Выполнение работ по реконструкции станции с обустройством механизированной горки потребует около 280 млн. грн (по расчётам ГП «Одесжелдорпроект»).

Дальние подходы
По основному ходу следования грузовых поездов в направлении порта Южный на участке от Помошной до Колосовки имеется 5 однопутных перегонов, которые являются сдерживающим фактором в увеличении объёмов перевозок.
Пропускная способность участка используется практически на 100  %.
Перегоны, ограничивающие пропускную способность всего участка (50 пар поездов), — это в первую очередь Вознесенск — пост «1141 км» и Трикратное — Александровка.
С учетом наличия проектной документации и стоимости строительства предлагается следующая этапность строительства (расчёты выполнены «Одесжелдорпроектом»):

  1. Трикратное — Александровка (54 млн грн).
  2. Пост «1154 км» — Мартыновская (76,4 млн грн).
  3. Высоцкое — Алейниково (54,5 млн грн).
  4. Кавуны — пост «1090 км» (34,1 млн грн).
  5. Вознесенск — пост «1141 км» (3400 млн грн). Этот перегон из-за значительной стоимости моста с подходами на 1139-м км (3120 млн грн) необходимо выполнять в два этапа: на первом, строительство второго пути с обустройством двух постов перед мостом (280 млн грн.), на втором — строительство моста и второго пути.

При строительстве двух путевых постов на перегоне Вознесенск — пост «1141 км» пропускная способность перегона возрастет до 79 пар поездов.
В 2010 году выполнено строительство второго главного пути с ликвидацией поста «1113 км», в результате чего образован двухпутный перегон Трикратное — Южноукраинская, расчетная пропускная способность которого до 120 пар поездов.
3—6 пар поездов ежедневно из- за дефицита пропускной способности отклоняются на направлении Помошная — Котовск — Одесса, что ведёт к удлинению маршрута на 113 км.

Предложения
4 февраля 2009 года на Одесской дороге проводился технико-экономический совет под председательством заместителя министра транспорта и связи Украины И.А. Урбанского по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры припортовых станций и подходов к ним.
На технико-экономическом совете были приняты следующие решения:

  • усиление пропускной способности направлений, обновление парка локомотивов и вагонов, замена устаревших технических средств, ремонт пути выполнять за счёт средств железной дороги;
  • а повышение перерабатывающей способности припортовых станций и подходов к ним — за счёт средств инвесторов и морских торговых портов.

В соответствии с принятыми на технико-экономическом совете решениями «Укрзализныця» и Одесская железная дорога постоянно изыскивают огромные средства, исчисляемые сотнями миллионов гривен для поддержания и обновления основных фондов дороги (прежде всего, пути, локомотивов и подвижного состава) и развития подходов.
Так, в 2008 году на участке Бурты — Користовка выполнены работы по строительству вторых путей (21 км) с модернизацией устройств СЦБ, связи и электрификацией, в результате чего значительно повысилась пропускная способность данного участка, и увеличилась скорость движения поездов.
В 2009 году выполнены работы по повышению пропускной способности Крымского направления на участке Долинская — Николаев, выполнена укладка вторых путей общей протяжённостью более 52 км.
В 2010 году на участке Помошная — Колосовка выполнены работы по строительству второго пути на перегоне Трикратное — путевой пост «1113 км».
Таким образом, свои обязательства «Укрзализныця» и Одесская железная дорога выполняют, и в дальнейшем необходимо продолжить строительство вторых путей по основным направлениям для увеличения пропускной способности на дальних подходах к портам.
Разработанная ранее и устаревшая на сегодня схема перспективного развития порта Южный, а также раздел «Железнодорожный транспорт» к этой схеме, должны быть откорректированы с учетом изменений, которые возникли как в перечне предприятий, которые планируют строительство новых перегрузочных комплексов, так и значительного роста объемов перевозок.
Согласованная и утвержденная установленным порядком схема позволит определить долевое участие каждой стороны, в том числе как новых, так и существующих перегрузочных комплексов, а также и Одесской железной дороги согласно вышеприведенным нормативных документам.
11 июня 2009 года министром транспорта и связи Украины приказом ,№677 была утверждена Отраслевая программа комплексного развития железнодорожной инфраструктуры портовых перерабатывающих комплексов, припортовых станций и подходов к ним до 2015 года.
На сегодняшний день ряд мероприятий остается не выполненным, а некоторые и вовсе утратили актуальность.
Поэтому необходима корректировка программы с учётом сегодняшних требований. В соответствии со ст. 10 «Закона Украины о железнодорожном транспорте» «строительство и реконструкция железнодорожных станций и других объектов железнодорожного транспорта, связанных со строительством или реконструкцией промышленных предприятий, осуществляется за счет средств предприятия или соответствующих министерств и ведомств».
В соответствии со ст. 66 Устава железных дорог Украины «путевое развитие станции, которое связано с увеличением объемов перевозок на железнодорожном подъездном пути предприятия, осуществляется из материалов и за счет средств этого предприятия».
При строительстве новых предприятий, а также при увеличении существующих объёмов в проектах и сметах предприятий должны быть предусмотрены средства на развитие железнодорожной инфраструктуры.
Без дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры припортовых станций и подходов к ним существующие в настоящий момент объемы перевозок на порты являются практически предельными.
Средства, вкладываемые в развитие портов и железных дорог, должны быть сопоставимы.
Принятые меры по вышеизложенным вопросам, помогут ускорить движение грузопотоков, привлечь дополнительные объёмы перевозок, будут способствовать дальнейшему налаживанию более тесного международного экономического сотрудничества и в конечном итоге развитию транспортного комплекса в экономике нашего государства.


Илья ЛЕВИЦКИЙ,
советник генерального директора «Укрзализныци»


 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать