Вверх

Жемчужина группы OREXIM

05 декабря 2013   Константин Ильницкий

Мало кому известная еще два—три года назад компания OREXIM в последнее время стремительно ворвалась в группу не только украинских, но и мировых лидеров по экспорту нерафинированного подсолнечного масла и свекловичной мелассы (побочного продукта сахарного производства).

В своем сегменте OREXIM вышла на одну линейку с такими известными мировыми брендами, как «Каргилл», «Топфер» и «Бунге», а в Украине — «Кернел» и «Креатив».

Становление OREXIM

При производстве Украиной около 4 млн тонн масла подсолнечника в год порядка 3,6 млн тонн идут на экспорт. Обеспечение оптимального прохождения этого экспорта и является задачей OREXIM и предприятий аналогичного профиля деятельности. Можно лишь добавить, что сегодня Украина является мировым лидером по экспорту подсолнечного масла, поскольку каждый второй литр этого продукта родом из нашей страны.

Свою историю ставшая, по сути, разветвленным многопрофильным холдингом компания OREXIM начала в 2004 году с торговли маслом подсолнечным и мелассой свекловичной, а также зерновыми на мировом рынке. В 2005 году было создано собственное автотранспортное и сервисное предприятие. В течение 2008-2010 годов были построены и введены в эксплуатацию первые очереди терминала «Эвери», с которого осуществляется через Николаевский морской торговый порт экспорт наливных грузов. 2011 год ознаменовался приобретением зернового склада, расположенного в Николаевском речном порту, а 2012 год — приобретением ООО «Стивидорная инвестиционная компания», работающего в Николаевском морском торговом порту. Кроме того, группа OREXIM предоставляет услуги по экспедированию грузов, а также агентированию и фрахтованию судов.

Терминал «Эвери»

Среди всех вышеперечисленных объектов и направлений деятельности группы особое место занимает терминал «Эвери». Какой другой терминал в Украине может похвастаться двойным ежегодным приростом грузопереработки на протяжении кризисных 2010—2012 годов. Если в 2010 году объем перевалки составлял 164,5 тыс. тонн, то в 2011-м он вырос до 323,1 тыс. тонн, а в 2012-м — до 520 тыс. тонн. Начав с нуля, на сегодняшний день терминал «Эвери» входит в пятерку лидеров Украины по перевалке подсолнечного масла и мелассы.

Первая очередь терминала «Эвери» была введена в эксплуатацию в 2010 году, вторая — в 2011-м, третья — в 2012 году и четвертая — в середине ноября 2013-го. С ее вводом компания способна переваливать на морской транспорт через причал №3 Николаевского морского торгового порта более 1 млн тонн растительного масла и мелассы. Возможность единовременного хранения грузов в резервуарном парке составляет более 90 тыс. тонн с задействованием под эти цели 27 резервуаров. Глубина у причальной стенки составляет 10,35 м, благодаря чему терминал способен обрабатывать суда грузоподъемностью до 30 тыс. тонн. Максимальная скорость погрузки на суда масла растительного составляет 450 тонн в час, мелассы свекловичной — 550 тонн в час.

Площадь терминала, включая береговую и портовую составляющие, — 47,2 тыс. кв. метров. На терминале построен цех гидратации для первичной очистки растительного масла, что дает возможность его дорабатывать и улучшать. Химическая лаборатория аккредитована сертифицированными системами контроля управления качеством ISO 9001 и управления безопасностью пищевых продуктов ISO 22000. Работа по безопасности пищевых продуктов организована согласно нормам Hazard Analysis and Critical Control Point.

Вместе с генеральным директором OREXIM Сергеем Присяжнюком и его заместителем по социальным вопросам Юрием Козырем нам удалось обойти практически весь терминал «Эвери»: посмотреть железнодорожные и автомобильные разгрузочные эстакады, цистерны для хранения, центры автоматизированного управления, химическую лабораторию и святая святых — насосную станцию с отходящим каскадом трубопроводов в специальной шахте, тянущихся к морскому причалу. Везде, где мы побывали, поражали порядок, чистота, простор и деловой настрой сотрудников. 

Терминал «Эвери» по праву считается одним из самых современных предприятий отрасли. Здесь не просто скопированы с лучших мировых образцов самые передовые технические, технологические и инновационные решения, но и творчески осмыслены, доработаны и привязаны к конкретным условиям для каждого из этапов процесса приемки, анализа параметров, улучшения качества, хранения и отгрузки достаточно прихотливых по своим свойствам грузов. Особенно следует подчеркнуть, что весь процесс приемки, перекачки и мониторинга качества отслеживается на компьютере оператора. Неоспоримым достоинством терминала является его всепогодный режим работы, позволяющий, благодаря подогреву, производить грузовые операции даже в сильные морозы, когда другие останавливаются. 

Признанием заслуженных успехов «Эвери» в Украине стало получение награды в «Национальном морском рейтинге Украины-2012» в номинации «Терминалы». Итоги Национального морского рейтинга были подведены в марте 2013 года, а уже в апреле «Эвери» посетил Президент Украины Виктор Янукович, который после осмотра масличного терминала и общения с коллективом предприятия дал самую высокую оценку достигнутому. 

Следует также отметить, что за высокое качество услуг по приёму, хранению и отгрузке растительных масел и мелассы в августе нынешнего года терминал «Эвери» отмечен наградой Всеукраинского конкурса качества продукции (товаров, работ, услуг) «100 лучших товаров Украины» в 2013 году.

Кризису вопреки

Особо хочется обратить внимание на то, что становление и стремительный рост объемов перевалки терминала «Эвери» происходили на фоне начавшегося в 2008 году мирового финансово-экономического кризиса, весьма негативно повлиявшего и на экономику Украины. На фоне замерших укоризненными свечками по всей стране строительных кранов рекордные сроки создания первоклассного терминала выглядят без преувеличения, как чудо. Получив в самом конце октября 2008 года от Николаевского городского совета разрешение на отвод земли (на месте заброшенного пустыря в районе бывшего парфюмерно-косметического комбината «Алые паруса»), терминал «Эвери» уже в марте 2010 года отгрузил свое первое судно. Стахановские темпы строительства терминала позволили максимально снизить его себестоимость. Этому же способствовали значительно снизившиеся во время кризиса цены на строительные материалы и выполнение строительно-монтажных работ.

Слагаемые успеха

Самой весомой составляющей успеха группы OREXIM является творческий потенциал ее сотрудников. Коллектив группы на сегодняшний день насчитывает 620 человек. За это время сформировалась сильная и эффективная команда профессионалов, корпоративная этика и культура, начинающиеся с собственного фирменного знака и одежды. Средний возраст сотрудников составляет около 35 лет, что свидетельствует о сплаве опыта и молодости. 

В компании осуществляется буквально селекционный подбор и расстановка кадров в зависимости от опыта и деловых качеств, необходимых для той или иной должности. При этом если подходящей кандидатуры на месте не находится, приглашают отвечающего заданным параметрам человека из других городов Украины. Примером тому служит ставший три года назад генеральным директором группы Сергей Васильевич Присяжнюк, возглавлявший до этого холдинговые компании на Виннитчине и видящий свою главную задачу в новой структуре в «координации и контроле выполнения намеченных планов и поиске новых направлений развития».

Из Винницы приехал и возглавивший в сентябре 2011 года терминал «Эвери» Виталий Белов. Закреплению собственных кадров способствует изрядный по нынешним меркам социальный пакет для сотрудников и членов их семей. Сегодня на компанию работают и заслуженная прочная репутация как в Украине, так и за ее пределами.

В компании очень тщательно отслеживают мировую конъюнктуру и в зависимости от спроса и ценовых параметров внутреннего и внешних рынков гибко выбирают стратегию закупок. Так, если в 2012 году на терминале было переработано более 200 тыс. тонн мелассы, то за 11 месяцев 2013 года — только 70 тыс. тонн. Зато перевалка подсолнечного масла выросла с 320 тыс. тонн до 500 тыс. тонн. Все дело в том, что в нынешнем году сложилась неблагоприятная ценовая конъюнктура для экспорта мелассы свекловичной, в то время как подсолнечное масло по-прежнему пользуется повышенным спросом.

Немаловажной составляющей успеха группы является и устойчивая поддержка инвесторов (кипрский холдинг), продолжавших ее полнокровное финансирование даже в период кризиса. За период роста группы объем инвестиций составил более 75 млн долларов, из которых около 40 млн были вложены в строительство терминала «Эвери».

К интеллектуальному потенциалу и финансам следует добавить выбранную стратегию развития, в основе которой трезвый расчет на самообеспечение (от трейдинга до перевозок собственным транспортом). Сами закупают продукцию в Украине, своими транспортными средствами завозят на терминал и без каких-либо посредников экспортируют. Таким образом загружается значительная часть терминала, а свободные объемы отдаются большим международным компаниям и крупным украинским холдингам. Кроме того, имеет место эффект от использования наиболее передовых технико-технологических решений: если автомобилевозы с цистернами, то немецкой фирмы «MAN», если насосы, то большой производительности лопатчатого типа, если трубопроводы, то не подземные, а подвесные, позволяющие обеспечить доступ к любой точке, и так во всем. К этому нужно добавить, что технические возможности перегрузочного комплекса терминала «Эвери» позволяют одновременно работать с автомобильным и железнодорожным транспортом в любых грузовых направлениях, включая «судно-автоцистерна» или «судно - железнодорожная цистерна». 

Дополнительный плюс дает и выгодное географическое положение. В условиях, когда расходы на логистику в структуре затрат выросли до 30-50 % в себестоимости товара, это имеет немаловажное значение. По оценкам Сергея Присяжнюка, для заводов-производителей отправка через терминал «Эвери» в Николаеве обходится на 10-14 долларов за тонну дешевле по сравнению с аналогичной отгрузкой через Одессу или Ильичевск.

Планы на будущее

Не менее грандиозны, чем достижения, и планы на будущее группы OREXIM. Располагая в Украине долей в 50% экспортных мощностей по мелассе и 30-36% — по подсолнечному маслу, компания видит дальнейший оптимальный прирост грузопереработки на уровне 10-20% в год. Есть идеи и по расширению перерабатываемой на терминале номенклатуры грузов, например, за счет тропических масел. Но это совершенно иные принципы хранения и перевалки, начиная с реверсного режима работы трубопроводных систем.

В компании уже всерьез задумываются и о собственном флоте, чтобы взять в одни руки всю транспортно-технологическую цепочку продаж на условиях СИФ. Но для этого, прежде всего, необходимо иметь стабильный грузооборот, чего с завидной настойчивостью и добивается группа OREXIM.

Порты Украины, № 10 (132) 2013

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать