Вверх

Автоматизация портовых терминалов: исследование DS Research

04 октября 2018   Марк Шевченко

Согласно исследованиям германской аналитической группы DS Research, лишь 9% глобальных портовых терминалов автоматизированы полностью или частично.

Автоматизация портовых терминалов: исследование DS Research

Бесспорно, автоматизация играет все большую роль в развитии портов и терминалов как средство увеличить скорость портовой переработки и улучшить качество предоставляемых сервисов. Увы, степень автоматизации мировых в целом портов оставляет желать лучшего.

В интервью World Maritime News Даниэль Шефер, рыночный аналитик из германской DS Research рассказал, что автоматизация является ведущим трендом сегодняшней портовой индустрии — большинство крупных контейнерных терминалов так или иначе уже получили опыт реализации проектов, так или иначе связанных с автоматизацией процессов обработки контейнеров.

Основываясь на данных, собранных DS Research, Шефер утверждает, что на конец 2017 года в мире насчитывалось всего 56 хотя бы частично автоматизированных контейнерных терминалов общей пропускной способностью 105 млн TEU в год, представляющих всего 9% глобальной мощности контейнерных терминалов. Аналитик отмечает, что автоматизация главным образом затронула оборудование контейнерных складских площадок (так называемые Automated Stacking Cranes, ASCs), в то время как автоматизация причального оборудования, в том числе, причальных перегружателей, не превышает 3-4% от общего количества названной техники.

По его словам, в период с 2018 по 2023 год включительно глобальный портовый сектор получит, в соответствии с имеющимися планами, еще 60 автоматизированных терминалов общей мощностью 90 млн TEU. По всей видимости, можно говорить о более широком географическом охвате процессом автоматизации, об увеличении доли автоматических горизонтальных транспортных и причальных кранов.

Говоря о взлетах и падениях в процессе автоматизации терминалов с точки зрения эффективности их работы, Шефер рассказал, что «автоматизированные терминалы по-прежнему менее гибки по сравнению с теми, которые управляются «вручную» и попросту неконкурентоспособны, если говорить о производительности». Тем не менее, ключевым моментом, заставляющим задуматься об автоматизации терминалов, является снижение операционных расходов. Затраты на оплату труда в среднем составляют около 50% общей стоимости эксплуатации контейнерных терминалов. «Будучи терминальным оператором, вы не можете не хотеть внедрять автоматизированные системы и оборудование. В этом отношении, зрелые экономики обладают мощным рыночным потенциалом. Разумеется, средние и крупные терминалы скорее сделают шаг к автоматизации, чем более мелкие».

Шефер сообщил, что ключевыми для успешной реализации проектов являются соответствующие программные предложения. Он добавил, что модернизация существующего автоматизированного контейнерного терминала добавляет новые уровни сложности по сравнению с реализацией проекта «с нуля».

«Однако, как оператор терминала, вы не хотите, чтобы что-то мешало вашим текущим операциям. Производители оборудования реагируют на эту потребность, например, предлагая поэтапную реализацию проектов автоматизации и оборудование, которое может быть теоретически автоматизировано. Этот подход, похоже, является оптимальным. На данный момент запланировано или уже реализуется лишь 10-12 проектов по модернизации уже автоматизированных терминалов».

Развитие технологий распространяется, понятно, и за пределами крупных терминалов. Уже есть данные о том, что автоматическое оборудование внедряется на небольших терминалах, например, на интермодальных терминалах в США.

«В целом, однако, аппаратное и программное обеспечение, используемое на небольших терминалах, более специфично и неоднородно. Крупные поставщики не будут инвестировать в разработку продукта, широкомасштабное применение которого невозможно. Безусловно, это приводит к более низкой степени автоматизации на небольших терминалах в краткосрочной, среднесрочной и даже долгосрочной перспективе».

Процент полу- и автоматизированных контейнерных терминалов и их суммарная мощность (в TEU) в мире на конец указанных годов

DS Research собрала детальную проектную информацию о примерно 580 отдельных случаях, иными словами, о фазах проектов по автоматизации, которые планируется завершить с 2018 по 2024 год. Около 170 проектов из этого количества находятся в стадии реализации, 220 находятся на ранней стадии, к строительству еще не приступили, для 190 проектов готовится мастер-план, и это означает, что в настоящее время проекты проходят через разрешительные процедуры, рассмотрение соответствующими регулирующими органами. Иными словами, их завершения не стоит ожидать в ближайшие 5-6 лет.

«Рассмотрев каждый из 570 проектов, а также перспективы роста спроса и предложения, мы пришли к выводу, что примерно две трети проектов, завершение которых запланировано к 2024 году, действительно будет реализовано в запланированные сроки, в течение будущих шести лет. 21% проектов реализовано не будет никогда, имплементация еще 12% будет отложена».

По словам Шефера, отмены проектов главным образом затронут те из них, которые связаны с государственно-частным партнерством — по причине недостатка финансирования. Это и понятно: вопросы финансирования рассматриваются в этом случае много лет, что особого интереса у инвесторов не вызывает. Задержки в реализации проектов в первую очередь относятся к тем, что связаны с экспансией и модернизацией уже существующих мощностей. Это происходит обычно в тех случаях, когда уровень использования мощностей не достиг требуемых 70-80%, чтобы дать старт реализации следующей стадии проекта экспансии. Следовательно, если ожидания оператора или разработчика в отношении роста терминала не оправдаются, реализация проекта будет отложена или сокращена. Из-за в целом умеренных темпов роста отрасли, триггерный момент, подходящий для начала следующего этапа расширения, как правило, достигается позже, чем это было в период до начала финансового кризиса 2008-2009 годов.

Почти 100 многоцелевых проектов из вошедших в число 580 имеют отношение к контейнерным терминалам или хотя бы частично затрагивают обработку контейнеров. Эти проекты сравнительно невелики; они нечасто имеют отношение к терминалам пропускной способностью свыше 500 тыс. TEU в год. DS Research заявляет, что интерес к разработке многоцелевых терминалов растет более быстрыми темпами, чем интерес к проектам контейнерных терминалов, добавляя, что, интерес международных операторов к таким объектам увеличился, поскольку они стремятся диверсифицировать источники своих доходов, не ограничивать их исключительно контейнерной переработкой.

Крупные терминальные проекты, задачей которых является привлечение трафика трансшипмента, расположены вдоль основных судоходных путей на трейде Восток — Запад, например, в Сингапуре, Малайзии, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах, вблизи Суэцкого канала или в Средиземном море. Помимо этого, стоит упомянуть гигантский кластер проектов в странах с развивающейся экономикой, таких как Вьетнам, Индонезия и Африка — в частности, в регионах к югу от Сахары. Кроме того, значительная экспансия осуществляется на Восточном побережье США, и эти проекты вступили в стадию реализации после расширения Панамского канала. Абсолютное большинство таких проектов предполагает хотя бы частичную автоматизацию складских и собственно перегрузочных процессов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать