Вверх

Белгород-Днестровский МТП: программы кандидатов на главу порта

15 августа 2016   Максим Гардус

Претенденты на главу порта обращают внимание на падение глубины подходного канала и запрет на экспорт леса-кругляка, перевалка которого в Турцию – важнейшее направление деятельности предприятия.

Белгород-Днестровский МТП: программы кандидатов на главу порта

12 августа на конкурсе, проходившем в Министерстве инфраструктуры, должен был определиться новый начальник Белгород-Днестровского морского торгового порта. Кандидаты предлагали наладить переработку древесины, организовать зерноперевалку и требовали углубить подходной канал. Однако все программы не убедили министерскую комиссию. Теперь будет объявлен новый конкурс, на который смогут подаваться как нынешние кандидаты (в случае доработки предложений), так и новички.

Проблемный перспективный Белгород

Заявки подали 4 кандидата, но после рассмотрения документов на соответствие квалификационным требованиям комиссия допустила лишь троих к защите конкурсных предложений. Двое конкурсантов от нынешнего менеджмента предприятия и один представитель бизнеса.

В констатирующей части кандидаты говорили о текущих проблемах порта. Главными из них назывались две.

Первая – это неумолимое падение глубины подходного канала. Вторая – запрет на экспорт леса-кругляка, перевалка которого в Турцию – важнейшее направление деятельности предприятия.

Администрация морских портов Украины годами не проводит дноуглубление канала и акватории. Это, по мнению кандидатов, стало причиной отсутствия достаточных подходных глубин даже для самых маломерных сухогрузных транспортных судов типа река-море. Возможность загрузить судно у причала упала до 30-40%. Остальное приходиться догружать на рейде, что приводить к излишним финансовым и временным потерям. Из-за этого грузооборот стремительно падает.

При образовании АМПУ ее руководство однозначно заявило о намерении выделить средства на проведение дноуглубления до паспортных характеристик. Тогдашний начальник службы стратегического развития АМПУ Вячеслав Вороной заявлял: «Углубление до 3,5 метров будет реализовано в текущем (2014 – М.Г.) году, ориентировочно в третьем-четвертом квартале». Но сделано этого так и не было.

Это привело к тому, что в январе-июле общий грузооборот стивидорных компаний, составил всего 318 тыс. тонн. Это на меньше 32%, чем в аналогичном периоде прошлого года (467,46 тыс. тонн). Не говоря уже о том, что в лучшие времена гавань переваливала до 2,7 млн тонн (1980 г.).

Запрет экспорта леса добивает порт. Ведь в первом полугодии он выживал именно за счет лесных грузов (285,25 тыс. т, 60,4%). Остальных грузов менее 40%: 14,76 тыс. т чёрных металлов, 3,05 тыс. т зерна и 2 тыс. т строительных материалов.

Планы: переработка леса и привлечение зерна

Программы развития кандидатов схожи, так основывались на Плане развития порта и рыночной конъюктуре, различаясь в акцентах.

Первым выступил Сергей Лабарткава. У кандидата профильное образование: Высшее военное морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, вооружение кораблей, офицер с высшим военно-специальным образованием инженер-электромеханик (1983) и Одесский национальный морской университет, организация перевозок и управление на транспорте, инженер по транспорту (2009 г.).

Есть и опыт работы на руководящих должностях в транспортных компаниях: главный инженер, директор в ООО «Транс Конкорд» и главный инженер в ООО «Виматекс».

Логистический комплекс «Виматекс» площадью 54 500 кв. м. основан в 2011 году для обработки генеральных грузов. Терминал выполняет накопительную, перетарочную и складскую функции.

Сергей Лабарткава считает, что перспективой для БДМТП будет обход запрета леса путем налаживания его переработки на территории порта. К тому же это даст добавленную стоимость и рабочие места. Лабарткава рассказал о переговорах с конкретными инвесторами. Но комиссия выразила сомнения в обоснованности финансовых расчётов.

Вторым кандидатом стал нынешний руководитель предприятия Сергей Сечкин. С 2011 года он был директором и и.о. директора, до этого — замдиректора по развитию и инвестициям.

Профильное образование также есть: «Бердянский институт предпринимательства», менеджмент организаций, менеджер-экономист (2003) и Одесский национальный морской университет, организация перевозок и управление на транспорте, инженер по организации и управлению морским транспортом (2006).

Сергей Сечкин крайне подробно остановился на последствиях бездеятельности АМПУ в плане дноуглубления. По его словам, текущая глубина упала до 3 м. Еще немного – и судоходство просто запретят контролирующие органы. В то же время, даже небольшое углубление, до 3,30 м, позволит выйти хотя бы на уровень 2015-го.

Предложением Сечкина было расширение номенклатуры грузов за счет зерновых. Потенциальным инвестор — компания «Агропосперис».

«Агропросперис» работает в Украине с 2006 г., ее инвестор – фонд NCH Capital (США). Группа выращивает зерновые и масличные культуры. Земельный банк — 430 000 га. Объем экспорта — свыше 2 млн т \г. У группы есть свой банк — «Агропросперис Банк».

Гендиректор «Агропросперис» Игорь Осьмачко в своем интервью заинтересованность в собственной перевалке подтверждает, не называя порт: «Планируем развитие железнодорожной, речной и портовой логистики. После утверждения планов инвестором будем готовы рассказать о них подробнее».

По словам Сечкина, «Агропросперис» сейчас ведет экспорт через другие порты. Но объемы холдинга настолько выросли, что ему интересно обзавестись собственной перевалкой. Поскольку в больших портах свободного места особо нет, то Белгород стал интересен. В случае достижения договорённости инвестор мог бы построить склады мощностью единовременного хранения 30-40 тыс. т. но перевалку все равно придется проводить с последующей дозагрузкой на рейде.

Второй проект – переработка леса путем сооружения 2-й очереди пилорамы.

Третий проект – реконструкция складов напольного хранения на 6,8 и 10 причалах, что обеспечит дополнительную перевалку 30-35 тыс т\мес.

По мнению Сечкина, его программа позволит довести грузооборот порта до 600-800 тыс т\г. Перспективной формой сотрудничества с инвесторами считает аренду.

Но представители комиссии выразили неуверенность, что даже такой рост окупит крайне затратное дноуглубление.

Также членов комиссии интересовало, знает ли Сечкин конечных бенефициаров стивидоров порта. Начпорта заявил, что общается с лишь с директорами.

Комиссия высказали сомнение в целесообразности сдачи активов в аренду по невысокой стоимости. Очевидно, имелась в виду история о передаче в аренду мощностей в 2015-м (за 200 тыс. — «Ривер-Транс», за 400 тыс. — «БК-Транс»), которых связывают с группой OREXIM. Сечкин ответил также, как отвечал в прошлом году: решение о передаче в аренду принимает Фонд госимущества, а не порт.

Третьим кандидатам стал Александр Ильин, первый заместитель директора ГП БДМТП. До этого был и.о. советника начпорта, советником нач порта, и.о. заместителя директора порта по общим вопросам. Ранее — начальником отдела привлечения иностранных инвестиций и мониторинга инвестиционных проектов управления внешнеэкономической деятельности и евроинтеграции Одесской облгосадминистрации;

Образование: Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, международные экономические отношения, специалист по международным экономическим отношениям (2003) и Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии госуправления при Президенте Украины, магистр государственного управления (2009 г.).

В отличие от предыдущих кандидатов, Ильин видит перспективу сотрудничества с инвесторами именно в форме концессии. Концессионерами он видит турецких импортёров лесоматериалов. По его мнению, на рынке импорта леса в Турцию сложилась олигополия 2-3 крупнейших игроков. И для того, чтобы ее нарушить, меньшие игроки готовы вложить деньги в сооружение обрабатывающих мощностей на территории Украины. Потенциальным экспортерам зерна также следует предоставить концессию.

В результате голосования членов комиссии, ни одно из предложений участников конкурса не было признано лучшим. И теперь министерством будет рассмотрен вопрос о повторном проведении конкурсного отбора.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать