Вверх

Блокчейн в морской индустрии

29 мая 2018   Марк Шевченко

Все более запутанная ситуация на рынке морского страхования заставляет глобальный бизнес использовать блокчейн для управления рисками и налаживания взаимодействия со страховыми брокерами и компаниями.

Блокчейн в морской индустрии

EY, Guardtime, A.P. Møller-Maersk, Microsoft и лидеры индустрии морского страхования  компании Willis Towers Watson, XL Catlin, MS Amlin  и ACORD 26 мая объявили о начале использования блокчейн-платформы Insurwave в процессе заключения и реализации договоров страхования  «каско». Об этом сообщает Hellenic Shipping News.

Платформа Insurwave, запущенная совместными усилиями EY and Guardtime, применяет блокчейн и технологию распределенного регистра Microsoft Azure, а также стандарты данных ACORD. Предполагается, что она будет поддерживать более полумиллиона автоматизированных транзакций и поможет в управлении рисками владельцам примерно 1000 торговых судов уже в первый год своего функционирования. Соединив участников безопасной приватной сетью с точным и постоянным документированием операций, данная платформа устанавливает первую в своем роде цифровую цепочку создания добавленной стоимости.

По данным EY, 400-летний морской страховой сектор является одной из самых неэффективных областей отрасли при том, что судоходные компании ежегодно вкладывают в него $30 млрд.

Напомним, с чего все началось, что вдохновило индустрию судоходства: это появление платежной системы биткойна. Биткойн был введен в октябре 2008 года Сатоши Накамото и стал первой цифровой валютой/платежной системой, которая произвела революцию на финансовых рынках.

Технология блокчейна основана на программном обеспечении с открытым исходным кодом, которое полностью децентрализовано, а управление всеми транзакциями или выпуск новых валют производится собственно сетью. Для управления всеми этими транзакциями биткойн или любое подобное программное обеспечение использует цепочку блоков, которая криптографически защищена и которая используется в качестве общего реестра, записывающего все транзакции биткойна. Это и есть блокчейн. Каждый из блоков включает временную метку и ссылку на предыдущий блок, и транзакция обрабатывается только после нескольких подтверждений сети, что гарантирует соответствие транзакции правилам сети. Информация не может быть изменена или удалена без изменения или удаления информации в последующих блоках. Решение по изменениям и удалениям при этом принимается всей сетью. Поэтому вмешательство пользователя в блок-цепочку выглядит невозможным, и система становится абсолютно непроницаемой.

Система работает как защищенная от несанкционированного доступа база данных, которая совместно используется и обновляется в сети в режиме реального времени. В ней можно автоматически обрабатывать транзакции посредством так называемых «интеллектуальных контрактов», что исключает необходимость контроля сторонними аудиторами. Блокчейн верифицирует транзакции автономно.

Само собой разумеется, что морское страхование – не единственная область применения блокчейна. Ему присущи характеристики, которые позволяют использовать его и в области судового менеджмента. Об этом Seatrade Maritime News рассказал Викрант Гуссейн из Fleet Management gm. Признавая, что далеко не все транзакции, которые предпринимает типичная компания, занимающаяся судовым менеджментом, могут быть охвачены блокчейном, он утверждает, что по крайней мере от 60% до 70% наиболее важных транзакций вполне для этой цели пригодны и это значительно повысило бы транспарентность операций, в чем заинтересованы буквально все. Например, капитаны судов получили бы большую ясность в отношении того, скажем, когда прибудут необходимые запчасти, что помогло бы капитанам с отчетностью судовладельцам, убыстрило бы осуществление выплат и учет расходов.

Существуют и прочие приложения для блокчейна, о чем рассказывает Бьерн Хойгаард из Anglo-Eastern, полагающий, что система блокчейна имеет пока неоцененный потенциал при покупке и продаже судов, заключении фрахтовых договоров и даже при обыкновенных бункеровочных операциях.

Цепочка поставок - это просто рай для использования блокчейна.  Возможность избавиться от бумажного документооборота желанна для всех игроков логистического рынка.

Приз - революция в мировой торговле в масштабах, которые не наблюдались со времени перехода на стандартные контейнеры в 1960-х годах. Эти изменения будут столь же масштабны, как и те, что открыли эпоху глобализации. Однако для того, чтобы эта революция состоялась, десятки судоходных линий и тысячи смежных предприятий по всему миру - включая производителей, банки, страховщиков, брокеров и портовые власти - должны разработать протокол, который сможет интегрировать все новые системы на одну или несколько обширных платформ.

Как только это удастся сделать, процесс документооборота, который нынче занимает несколько дней, в конечном счете будет осуществлен в течение нескольких минут, причем большая часть документации будет обработана даже без необходимости ее ручного ввода в базу данных. Стоимость перевозки товаров между странами и континентами может резко снизиться, что станет прекрасным новым импульсом для развития международной торговли.

«Это стало бы новым революционным прорывом в морской отрасли – после появления контейнерных перевозок», - сказал Рахуд Капур, аналитик Bloomberg Intelligence в Сингапуре. – Это обеспечит большую прозрачность и эффективность, в том числе, для контейнерной отрасли.

Бумажный поток начинает свое движение, когда грузовладелец бронирует некоторое пространство на судне для транспортировки товаров. Документы должны быть заполнены и одобрены до того, как груз войдет в или выйдет из порта. Даже для одной партии товара может потребоваться сотни страниц документов, которые должны быть физически доставлены в десятки различных агентств, банков, таможенных бюро и других организаций.

Что происходит, если система дает сбой, легко себе представить. Стоит вспомнить, скажем, судьбу контейнера-холодильника Maersk с розами и авокадо, в 2014 году совершившего путешествие из Кении в Нидерланды. По сведениям компании, почти 30 человек и организаций участвовали в транспортировке контейнера на его пути от фермы до розничного торговца. Заняло это 34 дня, причем 10 дней из этого числа было потрачено на бумажную волокиту. При этом один из критически важных документов пропал без вести. Надолго. Лишь много после его удалось обнаружить в кипе бумажного хлама. Интересно, что случилось с розами…

«Бумажный документооборот, процессы оформления грузов, жизненно важные для мировой торговли, являются одной из самых серьезных нагрузок для отрасли», - говорят в Maersk.

Гигантское количество акторов, занятых оформлением бумаг, является одной из причин того, что судоходство отстает от других отраслей экономики при переходе к электронным средствам документооборота и платежей.

Стоит отметить, что выгоды блокчейн принесет далеко не только судоходной индустрии. Мнение, озвученное на Мировом экономическом форуме: улучшение коммуникаций и пограничного администрирования в результате использования блокчейна в состоянии генерировать дополнительную стоимость в размере $1 трлн.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать