Вверх

«Бориваж» — год после национализации «Привата»

22 декабря 2017   Андрей Муравский

Год назад государство национализировало «ПриватБанк». В числе залогового имущества оказался крупный зерновой терминал «Бориваж» в морском порту «Южный». Мы поинтересовались, как у него обстоят дела сегодня.

«Бориваж» — год после национализации «Привата»

В годовщину национализации «ПриватБанка» СМИ активно интересовались, как обстоят дела у принадлежащего теперь государству финансового учреждения. В Национальном банке Украины жалуются, что должники «Привата» плохо рассчитываются по кредитам. «К сожалению, тело кредитных портфелей не обслуживается. 127 из 127 млрд грн «трансформированного» кредитного портфеля уже в просрочке. В среднем обслуживается меньше 2% от того, что должно обслуживаться. В ноябре от всего портфеля в банк поступило лишь 15,1 млн грн процентов», — сообщила замглавы Нацбанка Екатерина Рожкова в интервью «БизнесЦензору».

Рожкова напомнила, что в залоге под кредиты рефинансирования оказалось много активов бывших акционеров «ПриватБанка». «Из крупных активов — «Бориваж», «Эрлан», земельные участки в Одесской области, различные офисные помещения и другие объекты недвижимости, оборудование крупных предприятий», — сказала она.

Напомним, что о том, что взять на баланс многие активы НБУ «заставил» «Приват» летом 2015 года, год назад сообщила бывшая тогда главой Нацбанка Валерия Гонтарева. И тогда же упомянула крупный зерновой терминал «Бориваж». Совладельцем комплекса является Сергей Фролов. Как в свое время писал «Форбс», терминал «Бориваж» в Одесской области ему удалось построить только в 2009 году, после привлечения в партнеры владельцев «ПриватБанка».

Бизнесмены предпочли не обсуждать тему долгов перед банком и ареста имущества публично, на сайте «Бориважа» сообщается, что предприятие «осуществляет хозяйственную деятельность в обчном режиме». И даже арест имущества «не накладывает никаких ограничений и запретов на пользование морским перегрузочно-складским комплексом и функционирование морского терминала».

Пока судьба объекта решается в судах. Уже сообщалось, что в качестве обеспечения долговых обязательств «ПриватБанка» перед НБУ по кредиту рефинансирования он и владелец «Бориважа» — компания «Агротерминал Логистик» — подписали ипотечный договор, предметом которого и является терминал. Его стоимость была согласована сторонами на уровне 5,54 млрд грн. Приобрести «Бориваж» собирается «Агро Комплект», и в мае этого года компания подписала с «Агротерминал Логистик» договор о намерениях.

По сути, «Агро Комплект» берется погасить долг «Агротерминал Логистик» и после этого получить в собственность имущество. «Агро Комплект» взяло на себя обязательство погасить эту задолженность в объеме, не превышающем стоимости предмета ипотеки (терминала). Поговаривают, что это — попытка бывших собственников «Привата» удержать контроль над терминалом за счет аффилированной компании.

Впрочем, судя по судебным баталиям, государство не отказалось от идеи получить в собственность терминал — ранее НБУ даже потребовал от «Агротерминал Логистик» уплатить задолженность в сумме 2,83 млрд грн в месячный срок и сообщил, что в случае невыполнения этого требования НБУ «будет вынужден наложить взыскание на предмет ипотеки».

Топ-чиновники всячески демонстрируют желание избавиться от госсобственности. В начале прошлого года бывший тогда министром аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко утверждал, что нужно, чтобы в Минагропроде госпредприятий не было. «Их будут передавать на Фонд госимущества. Он должен завершить банкротство и ликвидацию и провести приватизацию», — заявлял чиновник. Потом ФГИ принял официальное решение о продаже Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины и Аграрного фонда. «Бориваж» ждет та же участь. Так что даже если государство и получит контроль над «Приватом», то, скорее всего, со временем продаст.

Годовые мощности перевалки «Бориважа» составляют 2 млн тонн. В 2015 году он перевалил 1,879 млн тонн грузов, в 2016 году — 1,621 млн тонн. Проектом предусмотрено увеличение мощностей до 5 млн тонн. Постройка нового силосного хранилища должна увеличить объем единовременного хранения зерновых на 30 тыс. тонн — до 150 тыс. тонн, а до 2018 года — до 240-300 тыс. тонн.

Первоначально инвестиции в терминал составили $100 млн. Аналитик финансовой компании «Альпари» Максим Пархоменко предположил, что продать «Бориваж» можно будет за такую же сумму. «Давайте сравним данные по инвестициям в строительство или модернизацию зерновых терминалов и портов агрокомпаний за последние два года. Исходя из этих данных, средний размер инвестиций на строительство объекта такого класса как раз и составляет $100 млн», — говорит он.

«В мае 2015 года компания COFCO открыла новый терминал в Николаеве. Инвестиции компании в проект составили $75 млн, годовая мощность терминала — те же 2 млн тонн. Объем его хранилищ аналогичен зерновому терминалу «Бориваж» и составляет 120 тыс. тонн. Разгрузочные мощности предприятий аналогичны. Компании «Бруклин-Киев» и Louis Dreyfus в феврале прошлого года закончили строительство третьей очереди зернового терминала в Одесском морском порту. На сегодня мощности хранения составляют 132 тыс. тонн зерновых грузов. Годовая мощность после завершения всех этапов строительства терминала должна составить 4 млн тонн/год. Под этот проект Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил кредит в размере $60 млн. Общая стоимость проекта, как заявляли ранее, составляет $103 млн», — перечисляет Максим Пархоменко.

Впрочем, ценность «Бориважа» все-таки выше, чем стоимость терминала COFCO. Ведь «Бориваж» расположен в самом глубоководном порту Украины, глубины которого позволяют заходить в его акваторию крупным судам. Что делает его более конкурентоспособным.

«Бориваж» также инвестировал и в дноуглубление. Несколько лет назад компания потратила 30 млн грн, чтобы увеличить глубины у причала №14 с 5-6 м до 16 м. Кроме того, в 2015 году «Бориваж» вложил 12 млн грн в строительство на своей территории площадки для отстоя транспорта.

Для того, чтобы увеличить пропускную способность на участке Черноморская — Береговая, «Бориваж» и «Трансинвестсервис» инвестировали в строительство железнодорожной ветки. В 2011 году был построен участок 18 — 24 км протяженностью 5,5 км. Через два года был построен разъезд 12 км. С участием «Бориважа» позже была построена станция 24 км, с участием «ТИС» построили участок 12 — 18 км. До того, как частный бизнес потратил собственные средства, пропускная способность участка Черноморская — Береговая составляла 19 пар, на первом этапе она была увеличена до 33 пар, на втором — до 44 пар, потом — до 52 пар. На сооружение двух приемо-отправочных колей на станции 24 км «Бориваж» потратил еще 13 млн грн.

«Публичных продаж зерновых терминалов для понимания мультипликаторов или ориентиров не было, поэтому логично ориентироваться на строительство новых. Строительство терминала такого уровня может стоить около $90-110 млн. Другой вопрос что разные земельные участки имеют различные характеристики подъездной инфраструктуры, расшитие ограничений которой может делать проект дороже, и соответственно быть поводом для дисконта», — отмечает в свою очередь руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

По его словам, то, что «Бориваж» уже начал работать над проблемой пропускной способности ж/д ветки, в краткосрочной перспективе является плюсом. Однако существенный рост грузопотоков в порту «Южный» после реализации хотя бы части намеченных проектов может потребовать существенных инвестиций в нетерминальную инфраструктуру.

Собственно, и в самой компании сообщали, что за два года планируется подвести к терминалу новые железнодорожные пути. Летом прошлого года градостроительный совет Одесской облгосадминистрации согласовал детальный план территории по размещению объектов железнодорожного, морского транспорта и складского перегрузочного комплекса в районе Новых Беляров на площади в 8,5 га.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать