Вверх

Быстрое течение: почему речники ожидают увеличения грузопотока

11 мая 2018   Андрей Муравский

Нынешняя навигация на Днепре, хотя и длится только второй месяц, уже успела порадовать разнообразием.

Быстрое течение: почему речники ожидают увеличения грузопотока

Так,  «Одесса Агрохим» заявила об изменениях в своей логистике – 31 марта танкер «Одиссей І» впервые доставил по р. Днепр в Запорожье минудобрения КАС-32. До этого импортную карбамидно-аммиачную смесь компания переваливала только на своих мощностях в Херсоне, доставляя их из Египта, Болгарии и Румынии. Как сообщил директор компании Тарас Иващенко, в дальнейшем планируется поставлять по реке удобрения в Кременчуг и другие речные порты, а также – начать поставки по Днепру аммиачной селитры в биг-бэгах из Грузии, Болгарии или Румынии.

А в апреле «Нибулон» впервые транспортировал речным транспортом металлопродукцию –  из города Каменское (Днепропетровская область) в порт «Южный» несамоходное судно NBL-002 доставило первую партию металла компании «Метинвест Шиппинг». В «Нибулоне» говорят о том, что со временем будет увеличивать долю незерновых грузов.

А в мае в Киевский порт из Мозыря два нефтеналивных танкера должны доставить «пробную партию» по 750 тонн дизельного топлива. По словам главы «Белорусского морского пароходства» Сергея Зубко, в дальнейшем ежемесячно могут совершаться не менее трех таких рейсов.

В отрасли считают, что нынешняя навигация будет не менее успешная, чем прошлогодняя, когда по рекам перевезли более 8 млн тонн грузов. Грузовая база для этого есть, а традиционные проблемы с перевозкой по железной дороге только увеличивают спрос на другие виды транспортировки.

Впрочем, пока грузоперевозки растут «не благодаря, а вопреки», говорят участники рынка – на законодательном уровне благоприятные условия для работы на внутренних водных путях так и не созданы. Поэтому, например, крупные зернотрейдеры осваивают речную логистику, но пока довольно осторожно, все еще ожидая четкого законодательства. И удешевления речных перевозок.

«Почему я должен платить за то, что железная дорога зарабатывает? Почему должен платить за то, что кто-то зарабатывает на гидроэнергии?», – вопрошал во время недавней конференции «Грузовые перевозки по реке Днепр» директор компании «Энире» Александр Вовчук.

Представитель Министерства инфраструктуры сообщил, что этот вопрос находится на завершающей стадии. «Уже есть согласование с Минэкономики, Регуляторной службой, вывод Минюста и в ближайшее время отправим на Кабмин, чтобы отменить эту плату», – пообещал он. Но такие меры – все равно точечные, в основном бизнес ждет комплексного решения и отраслевого закона.

Пока «речники» продолжают ломать копья, споря о том, каким все-таки должен быть законопроект «О внутренних водных путях» и допускать ли на них флот под иностранным флагом.

В то же время, река все еще недостаточно «популяризирована», говорят участники рынка. «Когда кто-то говорит, что грузов нет, я не соглашусь – они есть. Другое дело, что иногда грузоотправители просто привыкают к определенным логистическим схемам и не знают, что есть более дешевый вариант доставки речными судами», – отмечал во время недавней конференции «Грузовые перевозки по реке Днепр» заместитель директора «Днепрянского речного порта» Константин Черепанов.

«Недавно вот общались с одним из мукомолов. Он отправляет муку в контейнерах через Одессу. А еще у него есть гранулированные отруби. Мы предложили: если загрузишь 500 тонн муки на Турцию и еще полторы тысячи тон отрубей навалом, то  это будет выгодно и вам, и нам, поскольку вы находитесь недалеко от нас (мы находимся до Каховского шлюза). Да, это нужно перестроить логистику. И многие небольшие предприятия годами даже не пробуют найти другой вариант доставки», – привел он пример.

В период этой навигации ожидается реализация еще одной программы, которая должна поспособствовать развитию реки – это дноуглубление. По данным филиала «Дноуглубительный флот» АМПУ, на углубление рек в этом году выделено 300 млн. грн.

Планируется убрать 600 тыс. кубов на лимитирующих перекатах на Кременчугском водохранилище, 400 тыс. кубометров – на Днепродзержинских перекатах, еще 100 тыс. кубометров – на нижнем подходном канале Каховской ГЭС, а также 200тыс. кубометров на реке Припять.

Как говорят сами грузоотправители, недостаточная глубина Днепра мешает увеличению объемов перевозки по реке. В частности, по данным «Укрводпути», каскад гидроузлов и так обеспечивает глубину 3,65  м за счет сброса воды Днепродзержинским шлюзом, позволяя проходить судам грузоподъемностью до 5000 тонн и осадкой до 3,5 м. Но есть ограничения по времени: достаточный уровень воды обеспечивается с 6.00 до 10.00 и с 17.00 до 22.00 (пиковое потребление электроэнергии). И кароль шлюза составляет 3,2 м, так что на большую осадку вниз по реке возможно будет идти только если шлюз будет перестроен. Дноуглубление необходимо для гарантирования такой глубины весь день.

 «Мы экспортируем 70% своей продукции, из которой половина отгружается по реке. И с удовольствием отправляли бы по реке весь экспорт, но существует проблема с глубиной Днепра, которая ограничивает грузоподъемность судна», – заявил гендиректор меткомбината «Запорожсталь» Ростислав Шурма. «Предприятие отправляет свою продукцию по Днепру в страны Черноморского бассейна (Турция, Болгария, Румыния) и ближнюю часть Средиземноморья. Но везти товар с отгрузкой в Запорожском речном порту в Италию или Египет на судах такого тоннажа уже невыгодно. При поставках в Египет выгоднее перегружать на крупные суда. Отправляем продукцию железной дорогой в Николаев, Одессу или Южное и оттуда уже грузим на суда тоннажем от 20 до 50 тыс. тонн», – говорит он.

Даже если государство сделает хотя бы часть дноуглубительных работ на Днепре в этом году, это уже даст важный сигнал для компаний, которые работают на реке. Речь идет о решении именно тех проблем, о которых говорит украинский бизнес, потому что часом у него возникали вопросы, почему какие-то работы по эксплуатационному дноуглублению проводятся там, где это никому не нужно. От того, как все-таки будут продвигаться дела в этом направлении зависит и дальнейшее развитие отрасли. В  том числе будет понятно, какие суда необходимы будут в обозримом будущем.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать