Вверх

Что АМПУ предлагает Зеленскому

31 июля 2019   Андрей Муравский

Для АМПУ ключевой вопрос - это изменения в дивидендной политике, концессия и развитие собственного дноуглубительного флота. Какие еще предложения Вецкаганс направил в офис Зеленского.

Что АМПУ предлагает Зеленскому

Администрация морских портов Украины провела пресс-конференцию, на которой и.о. председателя госкомпании Райвис Вецкаганс и его коллеги решили очертить те законодательные инициативы, которые необходимы для того, чтобы отрасль развивалась успешно. Эти рекомендации команда АМПУ направила в офис Президента и рассчитывает, что правительство и новоизбранные депутаты учтут их.  Кроме того, глава АМПУ рассказал о своих успехах и итогах работы в портах за семь месяцев. Мы публикуем основные месседжи Райвиса Вецкаганса, прозвучавшие на конференции.

Дивидендная политика

«Необходимо срочно пересмотреть дивидендную политику государства по АМПУ и государственных стивидорных компаний. На сегодняшний день АМПУ вынуждена перечислять в госбюджет 90% прибыли.

Государственные стивидоры теряют перевалку. За последние пять лет объем перевалки госстивидоров снизился с 37% до 20%. И это продолжится. Дивидендная политика, забюрократизованность процессов сказывается на конкурентоспособности государственных стивидорных компаний. У бизнеса таких ограничений нет.

У государства отсутствует взвешенная дивидендная политика по отношению к АМПУ, которая является крупнейшим госпредприятием портовой отрасли. В 2015 году отчисления дивидендов АМПУ составляли 30%. Потом в 2017 году было установлено 75% отчислений. Совместно с министром инфраструктуры в дискуссиях с Кабмином в 2018 году их удалось снизить до 50%. Но в 2019 году у нас норматив – 90% отчислений в госбюджет. Это останавливает развитие отрасли с точки зрения инвестиций  в инфраструктуру стратегического назначения. Должен быть долгосрочный порядок. Все инфраструктурные проекты долгосрочные и длятся по 3-5 лет

По предварительному анализу финансового плана на 2020 год, наши возможности по капитальным инвестициям составляют лишь 500 млн грн.

По предварительному анализу финансового плана на 2020 год, наши возможности по капитальным инвестициям составляют лишь 500 млн грн. Мы еще будем изыскивать возможности, но за эти деньги можно построить полпричала. А у нас их 264, большинствоиз которых строились десятки лет назад и нуждаются в реконструкции. Мы четко понимаем, что это проблема. Если в прошлом году нам удалось 1,3 млрд направить, то в 2020 году математика такая.  Это значит, что часть проектов, которые мы запланировали с нашими клиентами, мы не сможем реализовать. В Мариуполе мы планировали реконструировать третий причал, чтобы поддержать в этом регионе развитие кластера перевалки аграрных грузов, как альтернативу продукции ГМК. В Николаеве планировалось восстановление нулевого причала для компании COFCO, одного из самых больших зернотрейдеров в мире. Но мы вынуждены пересмотреть эти планы. Придется искать ругие механизмы для финансирования. Проблема с финансированием ставит под угрозу и выполнение международных обязательств Украины. Это проектирование и оценка воздействия на окружающую среду проекта глубоководного судового хода «Дунай – Черное море», от которого зависит конкурентоспособность украинских портов на Дунае.

Сохранение ставки дивидендов на уровне 90% приведет к катастрофическому снижению объема инвестиций в развитие портовой инфраструктуры – в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом. Для АМПУ 30% отчислений было бы оптимальным вариантом. Это соответствует европейской практике. В Роттердаме 40% отчислений сейчас, при этом раньше у них таких отчислений не было вообще на протяжении десятилетия. В Европе прибыль вообще в администрациях портов не облагалась налогом. Существует государственная поддержка и поддержка международных организаций в виде кредитования.

АМПУ развивает стратегическую инфраструктуру – каналы, акватории, причалы, ж/д инфраструктуру. По нашим расчетам, одна гривна, вложенная АМПУ в дноуглубление и причалы, дает пять гривен инвестиций в развитие перевалочных мощностей со стороны частного бизнеса. Мы создаем акватории, развиваем причалы, но терминалы строит частный бизнес. Если мы свою часть не сделаем, то бизнес не сможет использоватьдополнительные мощности новых терминалов»

Новая стратегия развития и концессия

«Необходимо утвердить обновленную Стратегию развития морских портов Украины до 2038 года. Мы разработали ее. Почему это важно? Глобальные инвесторы, международные институты в первую очередь спрашивают, есть ли у государства стратегия развития портов. У нас была Стратегия развития до 2013 года, и нам необходимо ее обновить. Убрать узкие места, чтобы избежать ошибок стратегического планирования, когда у нас мощности в два раза превышают способности подъездных путей (Одесса, Николаев). Определив приоритеты, мы дадим ориентиры для частного бизнеса. Если мы в Стратегии фиксируем 21 метр глубины подходных путей в порту «Пивденный» и 16 метров в Черноморске, ни у кого не должно возникать вопросов, что планирует государство, перевозчики, инвесторы. Мы уже прошли экспертизу и надеемся, что в ближайшее время обновленная Стратегия будет утверждена. Обновленный документ учитывает текущую политическую ситуацию, внешние гибридные угрозы, планы развития морских портов.

Драйвером развития портов будет новый закон о концессии.

Драйвером развития портов будет новый закон о концессии. Ведь государственные стивидоры конкуренцию не выдерживают, и инвестиций не хватает. Трансформация их в государственно-частное партнерство записана в Национальной транспортной стратегии. Это требование рынка – грузоотправителям не нужна устаревшая инфраструктура по перевалке».

Экология

«Что касается экологии. КМУ уже утвердил один важный документ, регулирующий порядок взаимодействия между представителями АМПУ и Госэкоинспекции в случае обнаружения загрязнений в портах. Он закрепил за АМПУ функцию мониторинга акватории и четко обозначил, когда и в каком порядке представители Госэкоинспекции осуществляют проверку выявленных загрязнений. Мы регулярно проводим замеры и мониторинг ситуации в портах на предмет выявления загрязнений. Суда не являются главным источником загрязнения в портах. Необходимо принять еще два документа, что позволит внедрить в украинских портах логические европейские подходы к защите экологии и нивелировать коррупционные риски».

Внутренние водные пути

«Важный вопрос – развитие портов и внутренних водных путей. В будущем должен быть закон, который решит вопрос управления ВВП и определит источники финансирования. То, что мы отвечаем за реки сейчас в соответствии с приказом Мининфраструктуры – это краткосрочная перспектива. Нужно упростить привлечение частных инвестиций в портовую инфраструктуру и урегулировать дальнейшее развитие судоходства на внутренних водных путях».

«Порт-лендлорд»

«Необходимо осуществить корпоратизацию АМПУ с урегулированием имущественных отношений и внедрение модели «порт-лендлорд» для гармоничного земельного планирования, расширения полномочий наблюдательного совета для более гибкого финансового планирования, также  нужно изменить процедуру аренды причалов».

Необходимо осуществить корпоратизацию АМПУ

Дноуглубительный флот

«Еще в 2017 году была утверждена программа развития флота АМПУ. Его наличие необходимо для выполнения одной из главных задач госпредприятия – поддержания паспортных глубин в акваториях портов. Программа предусматривает, что мы как второй по величине в Украине судовладелец должны улучшать качество своих услуг, ремонтировать существующие активы и покупать новый флот. В прошлом году МИУ приняло решение передать АМПУ функционал по обеспечению глубин на внутренних водных путях, их мы тоже должны углублять. Поэтому мы осуществляем капитальный ремонт флота, в том числе и того, который был нам передан от госкомпании «Укрводпуть». В этом году АМПУ уже вложила в реализацию проектов эксплуатационного дноуглубления и ремонт собственного флота более 500 млн грн. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ежегодная потребность в дноуглублении исходя из природной заносимости каналов и акваторий составляет около 7 млн кубометров. Нас часто спрашивают и специалисты, и неспециалисты, зачем нужен такой большой объем дноуглубления. Просто если мы оценим весь масштаб объемов украинских портов, природные характеристики каналов и акваторий, то мы и выходим на эти цифры. Наша стратегическая задача – чтобы все паспортные глубины быть достигнуты, а порты – загружены работой. В этом году мы своим флотом и при участии подрядчиков уже выполнили работы общим объемом 3,5 млн. кубов.

Если два года назад наши усилия были сконцентрированы в первую очередь на капитальном дноуглублении порта «Пивденный», то сейчас мы делаем акцент на восстановлении паспортных глубин практически во всех портах. Мы закончили работу в Измаиле, Одессе. Приступили к активному дноуглублению на Азовском море. Были проблемы с подрядчиком в Мариуполе и Бердянске из-за геополитической ситуации, рисков для флота. Первоначально мы свой землесос «Меотида» направили в Мариуполь, а сейчас, в пятый раз проведя тендер, нам удалось законтрактоваться, наконец-то есть подрядчик. Уже в следующем году мы завершим работы, восстановим по всем характеристикам паспортные глубины в Мариуполе и не допустим снижение глубин в Бердянске.

МИУ передала нам функции по поддержке паспортных характеристик Днепра и других ВВП. Мы уже начали своим флотом и подрядным работы. Общая протяженность ВВП Украины составляет на сегодняшний день 2714 км. Мы производим дноуглубительные работы на Кременчугском и Каневском водохранилищах, где общий объем дноуглубительных работ составляет 770 тыс. кубометров и 30 тыс. кубометров соответственно. Вскоре мы сможем гарантировать судовладельцам безопасность прохождения Каневского и Кременчугского водохранилищ.

Как и планировали, в этом году мы закончить несколько очередей капитального дноуглубления в портах «Пивденный» и «Черноморск». Что касается наземной инфраструктуры, согласно планам развития портов, утвержденным советами портов, мы до конца года закончим реконструкцию нашего долгостроя – причала 1-з в Одесском порту для совместного проекта с компанией «Бруклин-Киев». Это проект еще 2012 года, который в этом году мы закончим.

В Мариуполе АМПУ заключила договор с компанией «Маст-Буд» по реконструкции причала №4 для строительства зернового комплекса в сотрудничестве с госстивидором, планируем в ноябре закончить работу».

Объемы перевалки в портах

«Объем перевалки в морских портах Украины увеличился. По нашей статистике, по состоянию на 29 июля объем перевалки увеличился на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это результат общих усилий АМПУ, стивидоров и грузовладельцев. Это плюс 11 млн тонн. Тогда как за тот же период прошлого года рост был только 2,5 млн тонн по сравнению с 2017 годом. В первую очередь драйвером прироста является агробизнес. По нашим данным, перевалка агропродукции увеличилась на 34,4% по сравнению с предыдущим периодом. Надеемся, что эта тенденция продолжится, и урожай будет не меньше прошлогоднего. Рудные грузы прибавили 29,8%. Здесь нужно говорить о позитивной конъюнктуре ценообразования, которая интересна для производителей. Плюс 19% увеличение контейнерных грузов. Этот груз показывает рост второй год подряд, и это говорит о развитии экономики. Рост и экспорта, и импорта. Это хороший средний показатель.

Мы видим тенденцию к консолидации объемов грузов. В портах «Пивденный», Одесса, «Черноморск» и Николаев обрабатывается более 80% всех грузов, которые переваливаются в украинских портах. Мы видим, что эти цифры не будут уменьшаться. Ведь грузоотправителям нужна большая вода для отправки продукции в Америку, Китай. «Пивденный» сейчас показывает 23,8% прироста, Николаев – 22%, Черноморск – 18%, Одесса – 12%.

Маленькие порты являются убыточными и борются за выживание. Так, Скадовский морской порт с начала года перевалил только 2000 тонн, Усть-Дунайск – 29 тыс. тонн, Белгород-Днестровский порт – 84 тыс. тонн. Эти цифры не сравнимы с большими портами. В будущем мы планируем управление этими портами осуществлять из филиалов, которые находятся рядом. Мы перегруппируем управленческую систему в рамках законодательства.

Стратегическая цель –  благодаря эффективному партнерству государства и бизнеса и повышения эффективности использования портовой инфраструктуры нарастить объемы перевалки в украинских портах минимум на 25 млн тонн в течение пяти лет, а к 2038 пересечь отметку в 200 млн тонн в год (по оптимистическому сценарию)».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать