Вверх

Что думают в Rolls-Royce об автономном судоходстве

29 марта 2018   Марк Шевченко

Сайт «World Maritime News» опубликовал новое интервью с Оскаром Левандером, вице-президентом Роллс-Ройс. Как далеко удалось продвинуться в область автономного судоходства?

Что думают в Rolls-Royce об автономном судоходстве

На фото: Оскар Левандер, вице-президент Роллс-Ройс 

Развитие автономного судоходства (remote and autonomous, R & A shipping)стало одной из наиболее остро дискутируемых тем в индустрии в последние пару лет.

В морской отрасли все большее число заинтересованных сторон принимает активное участие в разработке технологических решений, направленных на повышение безопасности и экономической эффективности судовладельцев путем точной настройки бортовых систем для автономной работы.

Сложно предположить, что интеграция беспилотных кораблей будет «плавной», учитывая, что ряд лидеров отрасли скептически относятся к тому, чтобы позволить ультра-крупным контейнеровозам, танкерам или круизным судам осуществлять операции без экипажа на борту.

Однако существуют различные сектора, которые, как ожидается, вскоре станут приверженцами автономного судоходства. В первую очередь, это касается вспомогательных судов.

Сайт «World Maritime News» опубликовал новое интервью с Оскаром Левандером, вице-президентом Роллс-Ройс (Senior Vice President of Concepts and Innovation, Digital & Systems of Rolls-Royce) через год после того, как г-н Левандер рассказал о разработках компании в области автономного судоходства. Как далеко удалось продвинуться в этой области?

Комментируя основные прорывы в автономном судоходстве для Rolls-Royce с момента интервью в апреле 2017 года, Левандер упомянул демонстрацию первого коммерческого судна с дистанционным управлением, которая была проведена совместно с компанией Svitzer в Дании.

«Мы показали, как можно безопасно управлять буксиром («Svitzer Hermod») со станции дистанционного управления в офисе Svitzer. Это важный шаг на пути к появлению автономного судоходства», - рассказал Левандер.

«Еще одним важным шагом является выпуск нашей системы Intelligent Awareness. Это побочный продукт разработки технологии R & A судов, который может принести пользу, по сути, всему существующему флоту. Речь идет о повышении осведомленности капитана о всем, что происходит вокруг судна. Информация поступает с разных датчиков и устройств, таких, как камера, радар, AIS и LIDAR, а также благодаря системе интеллектуального обнаружения объектов. Все это значительно повышает безопасность работы судна».

Какие суда станут будут работать в автономном режиме?

По словам г-на Сорена Скоу, генерального директора крупнейшей в мире контейнерной судоходной компании Maersk Line, продолжающееся движение в сторону автоматизации судов вряд ли приведет в обозримом будущем к тому, что контейнеровозы начнут работать без экипажей. 

Скоу полагает, что гигантские контейнеровозы не будут отправляться в рейс без моряков на борту, главным образом потому, что подобное развитие событий не приведет к кардинальному росту эффективности в контейнерном секторе судоходства.

С Сореном Скоу совершенно согласен Левандер. Он заявил, что сверхбольшие контейнеровозы (ULCV), скорее всего, не будут беспилотными ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе.

«Преимущества беспилотных операций совершенно различны для разных судовых сегментов и судов разного размера. Потенциальная экономия за счет беспилотных операций для ультра-крупного контейнеровоза довольно незначительна и составляет всего лишь несколько процентов. При этом стоимость крюинга составляет всего пару процентов от общей структуры затрат для ULCV, а потенциальная экономия топлива за счет удаления палубных надстроек и систем, обслуживающих людей, также пренебрежимо мала. Таким образом, экономический стимул не столь силен, чтобы сделать эти гигантские суда автономными», - пояснил он.

Однако для контейнеровозов меньших размерений и прочих грузовых судов ситуация выглядит иначе. По словам Левандера, для небольшого контейнеровоза, судна для перевозки генеральных грузов или бункеровщика экономия операционных расходов в случае перехода на автономию может составить 10% – 22%, поэтому для подобных судов разработки в области R & A являются хорошим экономическим стимулом. Для справки: Левандер указывает, что сокращение этих расходов на 20% дает экономический эффект, равный сокращению потребления топлива на 50%.

«Следует иметь в виду, что ULCV составляют лишь очень небольшую часть мирового флота. Гигантские сегменты рынка перевозок принадлежат балкерам, судам для перевозки генеральных грузов и небольшим контейнерным судам» - говорит Левандер.

Несмотря на то, что ULCV, вероятнее всего, не будут полностью автоматизированы, при их эксплуатации наверняка будут частично использованы R & A технологии -  целях повышения эффективности и безопасности. В частности, можно говорить о системах Intelligent Awareness, автономной навигации, предотвращения столкновений.

Круизный сектор также едва ли станет беспилотным в будущем. Левандер согласен с тем, что круизные лайнеры никогда не будут полностью автономными. Кроме того, сложно предположить, что в нефтегазовом секторе с учетом рисков для безопасной эксплуатации экипажи судов могут быть заменены автономными системами. Но точно также, как и в случае с ULCV, технологии R & A будут применяться для того, чтобы сделать операции по перевозки нефти и газа более безопасными и эффективными.

Как убедить судовладельцев инвестировать в автономные суда?

«Похоже, буксиры и вспомогательные суда будут первыми, кто адаптирует такие технологии, как Intelligent Awareness и систему предотвращения столкновений», - считает Левандер. Это объясняется просто: в названных сегментах судоходства особое внимание уделяется вопросам безопасности, представители этих секторов проявляют особенно большой интерес к снижению вероятности инцидентов. «Имея в виду, что большинство инцидентов в море связано с человеческими ошибками (75% - 95%), что большинство таких случаев вызвано усталостью или неудовлетворительной концентрацией команды на выполнении своих задач, потенциал повышения безопасности при «несении вахты» автоматизированными системами, при автономной навигации очень велик», - добавляет Левандер.

В середине марта Rolls-Royce выпустила свой первый продукт R & A - систему Intelligent Awareness, продемонстрировав ее на круизной конференции Seatrade в Лаудердейле, Флорида. О судах, работающих в прибрежных водах, говорилось выше. Кроме того, еще одной потенциальной сферой применения R & A технологий является паромное судоходство.

По словам Левандера, к новым технологиям участники рынка испытывают острый интерес, поэтому никаких проблем с привлечением достаточного количества клиентов – инвесторов быть не должно. В особенности, если, как он напоминает, для некоторых типов судов экономия операционных расходов может составить до 30%. «R & A технологии дают старт совершенно новым бизнес-моделям, которые ранее были просто немыслимы. Эти модели могут кардинально изменить существующие рынки; их сегодняшним участникам придется адаптироваться, чтобы остаться в игре. Интересно отметить, что к автономному судоходству испытывают интерес не только судовладельцы, но и грузоотправители. Если уж и клиенты судоходных компаний видят в новых технологиях потенциал для снижения затрат, это верный знак того, что отрасль движется в правильном направлении», - говорит Левандер.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать