Вверх

Что говорят глобальные банки о портах Украины

03 июня 2019   Андрей Муравский, Максим Баженов

Приводим выступление представителей ЕБРР и Мирового Банка на форуме Grain Ukraine 2019 и «Портовом форуме», которые прошли в Одессе в мае

Что говорят глобальные банки о портах Украины

На фото: заместитель главы ЕБРР в Украине Марина Петрова на форуме Grain Ukraine

Марина Петрова, зам главы ЕБРР в Украине:

«Глобально вкладываем в «расшивание» узких мест (инфраструктуры – ред.), возможность привлечь более глобальные инвестиции. Мы активно финансируем покупку вагонов-зерновозов, работаем с частными компаниями, а также профинансировали в прошлом году «Укрзализныцю», которая покупает вагоны.

Когда мы попросили выровнять тарифы для УЗ и частных инвесторов, то в короткую это привело к удорожанию стоимости, но на самом деле это расширяет возможности для увеличения инвестиций, потому что становится более прозрачным рынок.

Надеемся, что таким же образом начнет решаться и проблема с локомотивами. С УЗ мы продолжаем работать по электрификации путей. Следующий проект, над которым мы начинаем работать, это электрификация участков, которые ведут к Николаевскому и Херсонскому портам. Мы понимаем, что в связи с теми сложностями, которые возникают на Азовском море, эти порты становятся более важными.

Мы рассчитываем на принятие концессий. С Orexim работали над проектами, расширяющими мощности портов. Маловероятно, что эта Рада закон примет (о концессии – ред.), но мы не сдаемся. Мы не знаем, когда это случится, но точно знаем, что это случится. И для нас это приоритет. Это очень важно для бизнеса.

Мы также поддерживаем компанию НИБУЛОН в плане развития речного судоходства. Мы надеемся, что будет принято законодательство, которое позволит и другим игрокам заходить на этот рынок. Сложилась критическая ситуация со шлюзами – их нужно обязательно ремонтировать. Они становятся не только неэффективными, но и все более небезопасными.

Совместное финансирование MV-Cargo – это знаковый проект.

Возобновляемая энергетика. Мы поддерживали принятие нового закона. С одной стороны, те, кто инвестирует, должны отбить инвестиции. А стоимость энергетики становится доступнее, чтобы украинский бизнес продолжал оставаться конкурентоспособным.

Мы продолжаем работать с госбанками и очень надеемся, что реформы предыдущих лет поспособствуют тому, что украинские банки будет кредитовать экономику. Сейчас много небольших проектов, но с ними не сделаешь большие объемы. Мы бы хотели видеть больше крупных инвестиций».

Руководитель программ по инфраструктуре и стабильному развитию Всемирного банка Бахер Эль-Хифнави:

«Когда вы говорите о реформе управления - я бы хотел на это посмотреть с другой стороны и задать вопрос: может ли АМПУ отвечать растущему спросу, который мы наблюдали последние годы? Я думаю, ответ - «Да». Следующий вопрос. Соответствует ли портовый сектор росту за последние годы? И я считаю, что ответ на этот вопрос будет - «Нет».

Если посмотреть на мировой опыт - портовый сектор, портовые администрации играют проактивную роль в экономическом развитии муниципалитетов и регионов, где они расположены. И это касается не только грузов в порты. Они играют активную роль и в том, что касается отраслевых кластеров. И если думать об этом - необходимо также посмотреть в общем, какова роль частного сектора в этом процессе.

Если говорить с точки зрения политики - какое видение портового сектора в экономическом развитии страны. Что предвидится. Этот вопрос уже уровня министерства. Потому что ответ на этот вопрос является стратегией для этой отрасли, которую может реализовывать портовая администрация. Потому что у нас есть регуляторные вопросы.

Если говорить о частном секторе - он будет участвовать в управлении терминалами, в перевалке грузов и тому подобное. И если смотреть на эти два элемента - это модель лендлордов, владельцев территорий. Но это не та модель, которая сейчас есть у АМПУ. Это та модель, которая, мы хотим, чтобы работала у вас. Когда портовые администрации могут играть свою роль, и при этом частный сектор также играет свою роль.

Что стоит на пути реализации этого. Я хочу сказать об одном ключевом ограничении. Ключевой момент, важный момент для АМПУ, который стоит на пути развития и способности играть свою экономическую роль - это доступ к земле. Если говорить о внутренней территорию портов - здесь есть несколько групп, которые являются собственниками земли: это города, муниципалитеты, это частный сектор. И очень сложно получать доступ к этим территориям.

Доступ к земле не является критическим вопросом, но критический вопрос - это права на управление. Вы в Украине также знаете о том, что государственный фонд владеет активами, и какие права с этим связаны. Но я хочу сказать, что без предоставления прав управления АМПУ очень сложно будет поддерживать экономическое развитие муниципалитетов и страны в целом. Я считаю, что это наиболее важное ограничение для отрасли. Со временем всегда развивается определенное напряжение между портовой администрацией и городским управлением. Не всегда есть понимание, какие роли играют администрации портов в регионе, есть вопросы загрязнения, узких мест и т.п.

У нас есть опыт подключения к руководству портовых администраций представителей муниципалитетов. И это очень важно. Например, у нас есть Роттердам, где все пять членов правления являются представителями независимых групп. Это самые развитые группы. То есть, это должны быть независимые группы, представители муниципалитетов и государство. Это еще один опыт, которым можно поделиться.

И последнее. АМПУ руководит 13 портами, и они получают одинаковое внимание от администрации, так как эти порты соответствуют 75-80% пропускной способности страны. Если говорить о международном опыте - то действительно иногда администрации уделяют больше внимания каким-то нескольким портам. И здесь уже вопрос муниципалитетов. Это может быть прямая приватизация или другие модели. Необходимо изучать этот опыт. И таким образом АМПУ будет иметь возможность еще лучше выполнять свою работу и также содействовать развитию городов, портовых территорий и в целом Украины».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать