Вверх

Что силовики иcкали в Николаевском порту: версии

20 сентября 2016   Максим Гардус

15 сентября силовики провели обыски в офисах стивидорных компаний филиала АМПУ «Администрации Николаевского морского порта». Помимо официальной есть еще две версии, объясняющие случившееся.

Что силовики иcкали в Николаевском порту: версии

Официальная версия: борьба с заниженной арендой

15 сентября силовики с обысками нагрянули в офисы стивидорных компаний филиала АМПУ «Администрации Николаевского морского порта», а также непосредственно в здание администрации морпорта. Через несколько часов с объяснениями произошедшего выступила Генеральная прокуратура.

По словам ее пресс-сужбы, служебные лица Государственного предприятия «Николаевский морской торговый порт» в соучастии с должностными лицами регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Николаевской области и субъектами оценочной деятельности, злоупотребляя служебным положением, заключали договоры аренды недвижимого имущества государственного предприятия с субъектами предпринимательской деятельности по заниженной рыночной стоимости аренды объектов, что привело к не поступлению в государственный бюджет денежных средств и причинило тяжкие последствия.

Кроме того, в период 2012-2013 годов служебные лица ГП «НМТП» действуя в интересах ряда «подконтрольных» предприятий, путем злоупотребления своим служебным положением, осуществили растрату государственных средств в особо крупных размерах, путем перечисления их на счета указанных предприятий, за проведение инженерно-углубительных работ, стоимость и объемы которых были искусственно завышены.

Так, в результате указанных противоправных действий должностных лиц государству нанесены убытки в размере около 45 миллионов гривен, уверены в ГПУ. Уголовное производство расследуется по части 5 статьи 191 части 2 статьи 364, части 2 статьи 366, части 2 статьи 367 УК Украины.

На заявление прокуратуры немедленно отреагировал народный депутат от БПП Борис Козырь - заместитель главы парламентского комитета по вопросам транспорта.

«Я ни в коем случае не хочу вмешиваться в ход следствия, но ко мне обратились должностные лица компании "Стивидорная инвестиционная компания", с просьбой защитить их от произвола, с их точки зрения, правоохранительных органов, - сообщил Козырь на своей странице в facebook. - Из постановления суда выходит, что некая компания-оценщик оценила X м2 нежилого помещения в г. Николаев в Y грн., и размер аренды соответственно составляет 41990 грн. в месяц. А арендатор, «преследуя корыстную цель, нагло и цинично» платит за это помещение установленные 41990 грн. в месяц, что составляет 1600 долларов США. По мнению судей Печерского районного суда города Киева, в Николаеве уплата аренды в таком размере является заниженной и недостаточной. Поэтому надо провести в компании обыск, изъять все документы и парализовать работу. Я оцениваю данный факт как давление на бизнес. Я, как народный депутат, заявляю, что не позволю никому уничтожать инвестиционный климат Николаевщины и ухудшать работу частного бизнеса, который предоставляет рабочие места и наполняет бюджет».

Вторя версия: поиск договоров сервитута

В середине июня 2016 года в порт зашла новая команда во главе с новым начальником администрации Николаевского морского порта Александром Демьяненко. Вместе с новоназначенным главой в Николаев прибыл экс-первый заместитель главы «Укроборонпрома» Сергей Пинькас – представитель известного в Николаеве семейства Пинькасов.

Об их роли в деятельности предприятия Демьяненко отзывался так: «Это менеджеры с большим опытом, мои друзья, с которыми мы поддерживаем давние отношения, и которые помогают мне разобраться в ситуации на предприятии… Если вы говорите, что этот человек со шлейфом коррупционных скандалов, то где протоколы о коррупции. Меня не смущает это, потому что вина человека должна быть доказана. Насколько мне известно, ни коррупционных дел, ничего другого против Сергея Владимировича (Пинькаса, - ред) не существует. Я его уважаю исключительно как профессионала, который управленец. И если вы посмотрите немножко шире его биографию, увидите, что, несмотря на возраст, это управленец с большим опытом. Такой опыт предприятию нужен, это главное. Если это на пользу предприятия, почему нет», - отметил новый глава Николаевского филиала АМПУ.

Видео ответов о Пинькасах cмотите по ссылке

Одним из первых шагов нового руководства стала борьба за увеличение суммы, уплачиваемой стивидорами. 9 сентября сразу в нескольких изданиях были опубликованы статьи, излагавшие точку зрения АМПУ. Утверждалось, будто бы в Николаевском порту стивидоры с начала 2016 года не платят за пользование портовыми причалами, игнорируя постановление Кабмина о переходе на договора по оказанию спецуслуги по доступу к причалам.

Стивидоры продолжают платить по старой схеме – за сервитут. Однако АМПУ возвращает эти банковские платежи, как неверно оформленные.

Новые правила пользованиями государственной портовой инфраструктурой, утвержденные постановлением Кабинета Министров, вступили в силу с 1 января 2016 года в Украине. Вместо договоров сервитута (право пользования инфраструктурой порта, принадлежащей государству), по которым стивидоры ранее работали, правительство внедрило новую специализированную услугу – обеспечение доступа портового оператора к причалу. Ответственность за содержание причалов легла на филиалы АМПУ.

Но в Николаевском порту стивидоры не захотели  заключать с АМПУ договора на оказание спецуслуги по доступу к причалам, ссылаясь на уже заключенные договора сервитута.

АМПУ недополучено денежных средств за 7 месяцев 2016 года в сумме 48 миллионов грн", - утверждается в документе, якобы подписанном Демьяненко.

Стивидоры продолжают платить по старой схеме – за сервитут. Однако АМПУ возвращает эти банковские платежи, как неверно оформленные.

Такая ситуация стала возможной из-за особенностей договоров сервитута, прописанных экс-руководителем Николаевского порта Василием Иванчуком  (близким к Василию Капацыне). Поэтому, еще одна вероятная причина обысков – поиск оригиналов договоров сервитута.

Согласно этой версии, силовыми действиями, угрозами и обысками АМПУ, вероятно, пытается принудить стивидоворов согласится с новыми условиями оплаты спецуслуги за доступ к причалу. По новым условиям платежи значительно вырастут.

Решение с точки зрение АМПУ выглядит следующим образом: по информации наших источников, администрации намерена в ближайшее время инициировать пересмотр Постановления КСУ о спецуслуге, чтобы сделать невозможным уход от ее уплаты по николаевскому образцу.

Решение же с точки зрения стивидоров выглядит иным (что признает и Демьяненко в своем письме министру Владимиру Омеляну): передать причалы в аренду\концессию\приватизацию американской и китайской компаниям. В таком случае плата за причальный сбор будет уходить в пользу арендатора, а не АМПУ. И арендатор получит средства проведение ремонт и улучшения причалов, чем администрация не занимается.

Вопрос в том, куда пойдут деньги, собранные с николаевских стивидоров: на развитие николаевских или одесских причалов. Ведь сборы идут не в бюджет, а на счета ГП «АМПУ». Эта организация теоретически на собранные деньги должна заниматься дноуглублением и поддержкой гидротехнических сооружений во ВСЕХ портах Украины. А на деле сборы идут преимущественно на развитие портов Большой Одессы.

Как рассказал новый директор ГП «Николаевский торговый порт» Сергей Колтыпин в интервью «Портам Украины»: «После создания ГП АМПУ (с 13.06.2013) в акватории Николаевского морского порта и у причаловни разу не проводились ремонтные (очистные) и дноуглубительные работы. Есть угроза в потере глубин. И это при том, что собираются колоссальные портовые сборы, которые, кстати, имеют целевое назначение. Собранные Николаевским филиалом денежные средства перечисляются в ГП «АМПУ» и оттуда уже не возвращаются».

Это искажает рыночную ситуацию, делая одесские порты более привлекательными для грузопотоков (ведь большая глубина позволяет им грузить суда с большей осадкой, что удешевляет перевозку).

«Сам механизм (АМПУ-ред.) неверен. Поскольку, пассивные доходы в форме портовых сборов распределяются ГП АМПУ без учёта потребностей и интересов Николаевского региона, обеспечивающего работу филиала. Сборы должны оставаться на местах, использоваться по своему, подчеркиваю, целевому назначению. Из-за потери глубин может быть снижение грузопотоков, недополучение доходов и другие негативные последствия», - сказал Колтыпин.

Третья версия: борьба за завод "Океан"

Это пока наиболее экзотическая и наименее подтвержденная версия. «В ближайшие сутки может произойти рейдерский захват ПАО "НСЗ "Океан", - заявил глава комитета кредиторов НСЗ "Океан" Игорь Волошин - Нам известно про подготовку группой злоумышленников физического захвата контроля над ПАО "НСЗ "Океан" в ближайшие сутки».

Поводом для тревоги стало решение Печерского суда от 9 сентября 2016 г, согласно которому было арестовано все движимое и недвижимое имущество НСЗ "Океан". Арестованное имущество по решению суда должно быть передано в ответственное хранение директору ООО "Океан-Судоремонт" Леониду Шумило.

"Мы считаем, что сотрудники ГПУ действуют незаконно, предубежденно, и в интересах конкретных лиц, близких к государству Российская Федерация», - утверждает Волошин.

Документальных обоснований российского следа нет, утверждение основано на сомнительной неавторизированной статье, в которой утверждается, будто один из кредиторов "Бельмонт Индастриз Инк." по мнению неких «источников, близких к ликвидационной процедуре», якобы «может быть связана c российским ПАО "Газпром"». Ссылаясь на необнародованные документы, говорится будто "Бельмонт Индастриз Инк." была подконтрольна специальному представителю президента России по международному экономическому сотрудничеству, члену совета директоров ПАО "Газпром" Игорю Юсуфову.

Связь между этими событиями заключается в фигуре почётного президента Николаевского порта Василия Капацыны. По мнению некоторых наблюдателей, именно он, в связке с Вадимом Новинским борется за контроль над «Океаном» с целью развернуть на его мощностях стивидорную деятельность. Еще 23 июня Хозяйственный суд Николаевской области утвердил новую редакцию реестра кредиторов предприятия, в котором основным кредитором с требованиями в размере 1,43 млрд грн. (80% суммы долга) выступает компания "Консалтинг-Гамма" (Кривой Рог). Ранее СМИ связывали Гамму со «Смарт-Холдингом» Новинского. Однако представители «Смарт-Ходинга» категорически отвергают участие в конфликте.

«Нам бы разобраться с ЧСЗ, Океан нам совершенно не нужен», - заявил представитель холдинга, пожелавший остаться неназванным. Как уже писали «Порты Украины», на территории принадлежащего «Смарт-Холдингу» Черноморского судостроительного завода создается индустриальный парк, который будет включать в себя портовые мощности.

Вадим Новинский также отрицает связь с заводом "Океан": "Ни я лично, ни компании, в которых я являюсь бенефициаром, никогда не являлись акционерами судостроительного завода "Океан. Компания, связанная с Игорем Юсуфовым и мы одно время, где-то с 2011 по 2012 год, находились в оперативном управлении трудовым коллективом. У завода была огромная задолженность, и мы потратили на выплату заработной платы сумму, в эквиваленте к сегодняшним деньгам около $ 7 млн. Затем мы подписали контракт и передали эту кредиторскую задолженность. Мы погасили в этот период долг по заработной плате за счет финансовой помощи от предприятий, связанных со Смарт-Холдингом. В данный момент право требования долга ПАО "НСЗ "Океан" перед структурами, в которых я являюсь бенефициаром, переуступлено европейской компании. Мажоритарным акционером "Океана" является компания Zonel Operations Ltd., не имеющая к Смарт-Холдингу или к нему лично никакого отношения». Новинский уточнил, что с Юсуфовым "не удалость ни о чем договориться", и они "разошлись".

Источники с "Смарт-Холдинге" наличие совместных проектов с Капацыной также отрицают. Как и источники в окружении самого Капацыны.

Развитие событий покажет, какая из этих версий верна.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать