Вверх

«Энергетические» санкции РФ против Украины: альтернативные маршруты поставок

23 апреля 2019   Андрей Муравский

Россия ограничила экспорт в Украину своего угля, нефти и нефтепродуктов. Как это может отразиться на работе украинских портов.

«Энергетические» санкции РФ против Украины: альтернативные маршруты поставок

Российское правительство усложнило экспорт в Украину своего угля, нефти и нефтепродуктов – с 1 июня они, как и множество других российских товаров, будут завозиться в Украину только на основании отдельных разрешений. Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал это ответом на «недружественные меры» со стороны Украины.

Но Россия остается крупным поставщиком дизтоплива, сжиженного газа и смазочных материалов. Российское дизтопливо в структуре общего украинского потребления занимает 40%, сжиженный газ – около 30%.

Как отмечают эксперты, в дальнейшем замещение российских поставок дизтоплива может произойти за счет переориентации на его ввоз из Беларуси, поставок через морские порты Украины и увеличения объемов переработки «Укртатнафтой» (тем более, что тенденции к увеличению собственного производства топлива есть – «Укртатнафта» увеличила производство бензина и дизтоплива). Дефицит сжиженного газа будет компенсирован за счет морских поставок, импорта из Казахстана и ЕС. Хотя это скажется на цене, поскольку альтернативные поставки всегда дороже.

По мнению главы «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, новые санкции должны подтолкнуть Украину к диверсификации поставок. В качестве двух основных альтернатив он видит увеличение загрузки «Укртатнафты» и наращивание поставок нефтепродуктов через морские порты. «Это даст синергетический эффект. Кроме снижения зависимости от России и Беларуси, мы загрузим свои порты и Кременчугский НПЗ, немало продукции которого снова-таки вернется в порты в виде экспорта», – считает он.

По его оценкам, на первом этапе переработку в Кременчуге можно нарастить за счет поставок «морской» нефти до 6 млн т в год, или на 3 млн т в год. Еще 4 млн т дизтоплива можно принять по морю, но на данный момент есть скепсис в отношении готовности выгрузить данный объем. Особые опасения вызывает «Укрзализныця», которая испытывает огромную нехватку тяги и вагоноцистерн. Более реалистичной оценкой способности по «морскому» импорту является 2 млн тонн с постепенным наращиванием поставок по мере адаптации внутренней транспортной инфраструктуры.

 «Кременчугский нефтеперерабатывающий завод на 25% закрывает потребности страны в нефтепродуктах, а способен – порядка 75%. Он может перерабатывать до 6 миллионов тонн сырой нефти в год. Остальное мы можем поставлять или через нефтеперерабатывающий завод в Мозыре в Беларуси, или из Польши, Литвы, Румынии. Несколько лет назад мы по линии нефтепровода «Дружба» поставили в Мозырь миллион тонн азербайджанской нефти. Мы показали белорусам, полякам, что тоже можем поставлять туда альтернативную нефть», – уверяет СМИ глава парламентского подкомитета нефтяной, нефтетранспортной отрасли и нефтепродуктообеспечения комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Тарас Батенко. И подчеркивает, что сырую нефть из России Украина сегодня и так фактически не импортирует. И диверсификация началась несколько лет назад, когда вместо российской нефти через Одесский порт стала танкерами поставляться азербайджанская нефть.

 «Загрузка Кременчуга и использование морских поставок позволит сократить закупки в России и Беларуси до 2 млн т в год или менее чем 30% рынка, что является приемлемым показателем, а в перспективе полностью отказаться от них», – говорит глава «Консалтинговой группы А-95».

Российская нефть перерабатывается на двух белорусских нефтеперерабатывающих заводах, которые занимают около 35% рынка дизтоплива и 40% украинского рынка бензина. Для Беларуси Украина – самый ликвидный канал экспорта, поэтому ужесточение условий поставок из РФ ей на руку. С другой стороны, в 2018 году россияне сильно (на 25%) обрезали поставки нефти в Беларусь, а также закрыли экспорт светлых нефтепродуктов в республику. В этой связи свободных объемов у белорусских НПЗ не так и много. Минск неоднократно заявлял об изучении альтернатив поставкам российского сырья, но дальше слов дело пока не идет.

Беларусь рассматривает вариант поставки нефтепродуктов по реке. «Белорусское морское пароходство» уже планировало сделать пробные поставки дизельного топлива в Киевский речной порт двумя нефтеналивными судами грузоподъемностью 750 тонн каждое, но отложило реализацию по техническим причинам – готовили сами суда. Впрочем, пока все упирается в то, когда именно будут проведены запланированные Администрацией морских портов Украины дноуглубительные работы на р. Припять.

Что касается импорта российского угля, то здесь зависимость от России у нас все-таки больше, чем от нефти или нефтепродуктов. Речь идет об антраците, который необходим украинским тепловым электростанциям.  По данным Государственной службы статистики, в 2018 году Украина импортировала 21,4 млн тонн угля, из которых российский составил более 15 млн тонн угля, это более 70%. Из РФ завезли 3,6 млн тонн антрацита (доля в общем импорте угля этой марки – 93,6%) и 11,4 млн (66,1%) каменного угля, в том числе и коксующего. Еще около 29% угля импортировали из США, из других стран поставлялись незначительные объемы угля.

И опять-таки, надежды возлагаются на Беларусь, которая сама уголь не добывает, но реэкспортует его. В прошлом году она уже активно начала поставлять уголь в Украину: если в 2017 году Беларусь отправила нам 0,6 тыс. тонн угля, то в 2018 году – до 588,5 тыс. тонн. Мы были основным потребителем угля из Беларуси – весь объем экспорта в 2018 году составил 854 тыс. тонн угля. При чем в России она закупила 1,2 млн тонн из 1,6 млн тонн, сообщил Белстат.

Пока, подчеркивают эксперты, о полном запрете поставок российских нефтепродуктов речь не идет. Так же, как и об угле. «По дизтопливу и сжиженному газу будет новый режим выдачи разрешений на экспорт, такой режим есть и сегодня», – отмечает Сергей Куюн. И даже наиболее «воинствующие» российские обозреватели и политики говорят, что спецразрешения не смогут полностью перекрыть поставки в Украину российских товаров, и ими будет заниматься «кто-либо особо близкий кому-то», просто в меньших масштабах и под пристальным вниманием.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать