Вверх

Этапы становления крупнейшего контейнерного терминала Украины

29 августа 2016   Константин Ильницкий

«ГПК Украина» сегодня является крупнейшим оператором среди украинских терминалов по контейнерообороту, а после сдачи трех очередей нового терминала «Карантинный мол» Одесский порт станет самым мощным по перевалке этого вида грузов на Черном море

Этапы становления крупнейшего контейнерного терминала Украины

Клаус Шмекер на новом контейнерном терминале «Карантинный мол»

В год 15-летия компании «ГПК Украина» журнал «Порты Украины» вспомнает этапы ее возникновения и развития.

В 1976 году в составе германской группы Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA), владеющей крупнейшими терминалами порта Гамбург, появилась дочерняя компания Hamburg Port Consulting GmbH (HPC).

Компания аккумулировала колоссальный опыт германского портостроительства, эксплуатации портов и транспортных коммуникаций. И начала предоставлять экспертные услуги в сфере развития бизнеса и разработки бизнес-стратегий, логистики, технической помощи, проектирования и развития терминалов, оснащение их различной техникой и программным обеспечением, а также в сфере проект-менеджмента. Компания участвовала в реализации массы транспортных проектов более чем в 100 странах мира. Множество проектов было связано с планированием, проектированием, строительством, модернизацией, эксплуатацией контейнерных терминалов.

В итоге компания HPC заработала репутацию одного из мировых лидеров консалтинга в портовой и транспортной сфере. Развиваясь, HPC учредила дочерние компании ‒ Hamburg Port Training Institute GmbH (HPTI) и Universal Transport Consulting GmbH (UNICONSULT).

В Украине

На украинском рынке HPC появилась в 1992 году, а с 1993 года по 1999-й приняла участие в реализации четырех проектов. Первым из них был осуществляемый Евросоюзом проект технической помощи Одесскому порту. Компания HPC выиграла тендер на право консультативной помощи проекту в вопросах поставки техники для механизации. Эта работа оказалась вполне успешной, благодаря чему с НРС был заключен новый контракт на консультативные услуги сроком на пять лет. В рамках этих проектов компания помогала организовывать тендеры и поставлять в Одесский порт тягачи с площадками для транспортировки грузов, боновые заграждения для нефтерайона, технику для шиномонтажа, другое оборудование.

Не всегда Одесский порт соглашался с предложениями НРС. Так, для работы на складских площадях контейнерного терминала НРС предлагала закупить козловые краны фирмы «Амунд». Но тендер выиграли более дорогие краны фирмы «Эдерер».

В 1994 году НРС по заданию ЕС выступила организатором в Одессе международной конференции по вопросам развития морского транспорта в странах Черного моря.

В 1996 году НРС также по заданию ЕС разработала документ, в котором анализировалось состояние морского транспорта в бассейне Черного моря.

В 1996-1999 годах проходила перестройка паромного комплекса Ильичевского морского торгового порта, где компания НРС занималась его компьютеризацией, а ее дочерняя компания HPTI осуществляла консультативное сопровождение проекта. 

Рождение «ГПК Украина»

Когда в 2000 году Одесский порт разорвал договор с оператором контейнерного терминала, компанией «Серес Украина», порт объявил тендер на право стать новым оператором терминала. HPC приняла участие в тендере и выиграла его. Конкуренция при этом была серьезная, особенно с турецкой компанией «Аркас». Генеральным директором НРС тогда был Гюнтер Клятт, в 2003 году его сменил на этом посту Клаус Шмекер.

НРС учредила дочернее предприятие ‒ компанию «ГПК Украина», которая по договору о совместной деятельности с 1 июля 2001 года приступила к оперированию контейнерным терминалом. Генеральным директором компании был назначен Дирк Баттерманн, исполнительным директором вначале был Сергей Клочко, позднее его сменил Бронислав Суходольский, проработавший в этой должности до выхода на пенсию.

Первый договор «ГПК Украина» с портом был заключен на пять лет. В 2001 году на терминале работало около 170 человек, грузооборот был на уровне 75 тыс. TEU. Возникало немало проблем. Так, из-за навала судна на причал пострадал один из двух причальных контейнерных перегружателей. Одного перегружателя было крайне недостаточно. Временно на помощь привлекли из порта мобильный кран «Либхерр».

Первой инвестицией «ГПК Украина» стало оснащение терминала новейшим компьютерным оборудованием с соответствующим программным обеспечением, адаптированным к таможенным и другим украинским стандартам. В 2003 году компания приобрела первый экземпляр перегрузочной техники ‒ крупный ричстакер.

Терминал налаживал работу и уверенно наращивал контейнерооборот, хотя в этот период и сталкивался с большими проблемами, даже потрясениями. Тогдашнее министерство транспорта решило разорвать все договоры о совместной деятельности в Одесском порту. Приходилось в полном смысле этого слова бороться за выживание. Не знаю, – говорил Клаус Шмекер, – сумели бы мы выстоять, если бы на защиту интересов компании не встал трудовой коллектив, поверивший в нас. Докеры, тальманы, магазинеры, стивидоры, инженеры встали плечом к плечу с администрацией компании. Но самое главное ‒ на нашу защиту встал начальник порта Николай Павлюк. Он стал гарантом нашей стабильности. Он поверил нам, а мы старались его не подвести.

Ежегодный прирост объемов перевалки контейнеров за пять лет составил 30-35%, а в 2005 году ‒ до 42%

Итогом непростого противостояния стало подписание в ноябре 2004 года между Одесским морским торговым портом и «ГПК Украина» первого в системе Минтранссвязи договора управления, регламентирующего условия передачи объекта госсобственности в управление частной фирме на основании положений Хозяйственного кодекса Украины. Принятый документ предоставил компании «ГПК Украина» право на оперирование контейнерным терминалом порта в течение 10 лет, начиная с 1 января 2005 года. Позднее договор был продлен до 2044 года. 

Наращивание контейнерооборота

Приход «ГПК Украина» в Одесский порт совпал с разработкой администрацией порта стратегии развития терминала, обусловленной ростом контейнерооборота на Черном море. Будучи «дочкой» компании НРС Hamburg Port Consulting (HPC) и концерна HHLA, одного из самых мощных контейнерных операторов Европы, предприятие, естественно, привлекло в Одесский порт своих клиентов. Опыт компании, специализирующейся на контейнерном грузообороте и транспорте, в сочетании с мастерством коллектива контейнерного терминала порта дали свои результаты.

Если в «стартовом» 2001 году контейнерный терминал Одесского порта переработал 75 тыс. TEU, то уже в 2005 году ‒ без малого 290 тыс. TEU. Ежегодный прирост объемов перевалки контейнеров за пять лет составил 30-35%, а в 2005 году ‒ до 42%. Для сравнения: во всем мире перевалка контейнеров тогда росла на 8-12% в год.

Не секрет, что рекорд нуждается в подготовке. К этому показателю оба партнера – Одесский порт и «ГПК Украина» – шли совместно. Чтобы увеличить складскую площадь контейнерного терминала, администрация порта выделила под контейнеры 1,5 га в тылу 4-го причала. Благодаря этому удалось разместить дополнительно около 1500 TEU.

10 сентября 2014 года терминал «Карантинный мол» принял свое первое судно – MSC Eloise. Тестовые работы прошли успешно

Важным событием 2005 года стало введение в строй транзитно-грузового терминала (ТГТ). Благодаря этому значительно ускорилось оформление грузовых документов, которое проходило в едином офисе по принципу «единого окна». Увеличилась пропускная способность порта: если прежде обрабатывали 300-360 автомашин в сутки, то в 2006 году их количество превысило 600.

Как отмечал Дирк Баттерманн, без ТГТ компания не смогла бы переработать тогдашние объемы контейнерного терминала. Благодаря этому на 20% выросла интенсивность обработки флота, а на некоторых судах она достигала оборота в 45-50 контейнеров в час на морской стороне. На оформление контейнера уходило в пять раз меньше времени.

И, конечно, без увеличения числа контейнерных и судоходных линий успех бы не пришел. Только в 2005 году к имеющимся прибавились еще пять линий. Всего их стало 36, причем 12 из них имели собственные сервисы. Самый большой рост объемов контейнеров был достигнут на линиях CMA CGM, NORAZIA, MSC, ZIM, P&O.

Пока шли споры с чиновниками о будущем терминала, администрации компании сложно было решать вопросы вложения инвестиций. Но с возвращением Николая Павлюка в порт на должность начальника и с заключением долгосрочных договоров с портом все изменилось. И, как результат, стали вкладывать инвестиции в развитие предприятия. А успешная работа коллектива позволила регулярно поднимать зарплату сотрудникам, число которых постепенно росло. Средний возраст оперативных работников и специалистов составил 35 лет. Это молодые менеджеры, которые умели применять на деле современные методы организации производства. Многие из них прошли стажировку в порту Гамбург и продолжают совершенствовать свой профессионализм. 

К рекордным показателям

Благодаря инвестициям HHLA контейнерный терминал шаг за шагом наращивал свои возможности. 18 декабря 2006 года в Одесском порту на контейнерном терминале была введена в эксплуатацию новая рефрижераторная площадка. Стоимость проекта строительства составила почти $2,5 млн. Площадь рефрижераторной площадки ‒ 0,52 га. Трансформаторная подстанция обеспечила одновременное подключение 340 рефконтейнеров.

Терминал нуждался в поставке новых причальных контейнерных перегружателей. И в июне 2007 года «ГПК Украина» ввела в эксплуатацию первый в Украине причальный контейнерный перегружатель класса «постпанамакс» (производства компании «Либхерр»).

Новый перегружатель грузоподъемностью 50 тонн был рассчитан на обработку контейнеровозов вместимостью 5000 TEU и более. Консоль длиной в 46 м позволила обрабатывать 16 рядов контейнеров, а задняя консоль, выдвигаясь на 15 м, ‒ одновременно семи машин.

В июле 2008 года на терминале «ГПК Украина» был установлен второй аналогичный причальный контейнерный перегружатель класса «постпанамакс» производства компании «Либхерр», а в мае 2009 года ‒ и третий причальный контейнерный перегружатель.

Одновременно шел процесс оснащения терминала и другим оборудованием. На складских площадях терминала была внедрена более прогрессивная система переработки контейнеров. Вместо ричстакеров стали использовать 11 закупленных тыловых контейнерных перегружателей на пневмоходу (RTG). Все они были оснащены компьютерным оборудованием с системой позиционирования GPS. Значительно ускорилась обработка контейнеров, сократились случаи их повреждения, рациональнее стали использоваться имеющиеся складские площади.

А с участка, где грузят контейнеры на железнодорожные платформы, были убраны старые краны, вместо них стали использовать ричстакеры.

Параллельно шло развитие портовой инфраструктуры, способствующей работе терминала. Так, в Одесском порту в июле 2007 года был введен в строй первый объект «сухого порта», расположенного за чертой города, ‒ накопительная площадка. На территории площадью 50 га начал формироваться терминал для единовременного хранения 16 000 TEU и логистический центр. Весь транспорт, который ранее скапливался вокруг ТГТ и на близлежащих улицах, начал «переключаться» на накопительную транзитную площадку.

В сентябре 2009 года завершилось строительство транспортной эстакады в Одесском порту, которое шло с 1996 года. Ее общая протяженность – 6,4 км, ширина – 11,5-14,8 м. В строительство порт инвестировал $109 млн. Эстакада позволила разгрузить городские улицы от большегрузного транспорта, соединить контейнерный терминал с окружной трассой. В ее строительстве принимали участие все мостоотряды Украины. Магистральному путепроводу было присвоено имя начальника Одесского порта Николая Павлюка, благодаря инициативе и усилиям которого он был сооружен.

Рост мощностей терминала и порта в условиях бурного развития контейнерных перевозок через украинские порты позволили «ГПК Украина» в 2008 году переработать рекордное по сегодняшний день число контейнеров ‒ 536 900 TEU.

Масштабный проект развития

Но развитие контейнерного терминала сдерживалось существующей ограниченной территорией порта, недостаточной длиной причальной линии. Ведь из года в год в порт стали заходить все более крупные суда. НРС рассматривала варианты наращивания причальной линии до 300 метров. Но в конце концов было предложено решить задачу стратегически, чтобы обеспечить на перспективу возможность приема и эффективной обработки самых крупных контейнеровозов, способных заходить в Черное море. Для этого компания НРС разработала концепцию создания нового контейнерного терминала «Карантинный мол» мощностью 600 тыс. TEU. Основные технические требования проекта: искусственный намыв территории площадью 19,3 га, сооружение двух причалов общей длиной 650 м с глубинами у кордона 15 м, а также защитных сооружений длиной 900 м. Руководство Одесского порта, прежде всего Николай Павлюк, поддержало этот проект.

Но понадобилось пять лет дискуссий с противниками проекта как на региональном, так и на столичном уровне, пока проекту не был дан старт. 10 апреля 2010 года в присутствии председателя Одесской областной госадминистрации Эдуарда Матвийчука и посла Германии в Украине Ганса-Юргена Гаймзета была забита первая свая в новый терминал. Инвестиции в строительство поровну несли Одесский порт и компания «ГПК Украина», выигравшая в июле 2009 года тендер на реализацию проекта.

Строительство проходило в три этапа – намывалась новая территория, создавались причалы, прокладывались инженерные сети, завозилось необходимое перегрузочное оборудование…

Это был один из крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в морской отрасли Украины на условиях государственно-частного партнерства. Его общая стоимость составила более $600 млн.

В то же время в Одесском порту активно продолжалось совершенствование процедур и технологий обслуживания судов, позитивно влияющее на работу терминала. Так, 1 октября 2010 года в Одесском порту впервые в Украине была применена «свободная практика», что означает обработку судна сразу же после швартовки к причалу до проведения контролирующими органами всех необходимых операций. Принцип применения свободной практики сначала был отработан на контейнеровозах, потом на танкерах.

29 февраля 2012 года Кабмин Украины своим постановлением №156 сделал возможной обработку судна в режиме «свободной практики» на основании электронных, а не бумажных документов. Позднее с июля 2015 года вступили в силу постановления Кабинета Министров №483, 491 и 492 относительно дерегуляции в морских портах. В частности, отменялся комиссионный контроль на борту судов, вводился автоматизированный радиологический контроль грузов и электронный документооборот в портах. Постановление №492 отменяло процедуру обязательного контроля изолированного балласта.

Между тем «ГПК Украина», где с июня 2013 года генеральным директором стал Хайко Пёлеманн, и Одесский порт (позднее Администрация морских портов Украины) продолжал реализацию проекта «Карантинный мол».

31 августа 2013 года в Одесский морской торговый порт зашло судно Megan C с элементами первого перегружателя типа «супер постпанамакс» из трех заказанных у компании «Либхерр» для нового контейнерного терминала, строящегося на Карантинном молу порта. Новый перегружатель грузоподъемностью 65 тонн был рассчитан на обработку контейнеровозов вместимостью 10000 TEU и более. Последний – третий из заказанных перегружателей – был доставлен 3 ноября 2013 года специализированным судном Vectis Osprey. 

Новая жизнь Карантинного мола

В августе 2014 года завершилось создание первой очереди нового терминала. К этому времени на намытой территории в 19,3 га были сооружены два причала №1-К и №2-К общей длиной 650 м, построены берегозащитные сооружения (волноломом), длиной 900 м, установлены три причальных контейнерных перегружателя. Все это позволило принимать суда длиной 323 м, шириной до 42,8 м, с осадкой 14 м.

И уже 10 сентября 2014 года терминал «Карантинный мол» принял свое первое судно – MSC Eloise. Тестовые работы прошли успешно.

21 августа 2015 года стало очередной знаменательной датой для «ГПК Украина». Впервые на всех контейнерных терминалах компании обрабатывалось сразу три судна: контейнеровоз Murat K – у причала №2 действующего терминала порта, которым «ГПК Украина» оперирует с 2001 года, и два контейнеровоза Independent Venture и Yigitcan A ‒ у причала №2-К нового контейнерного терминала «Карантинный мол».

Компания «ГПК Украина», в которой сегодня работает коллектив из 450 высокопрофессиональных сотрудников, является крупнейшим оператором среди украинских терминалов по контейнерообороту.

После сдачи всех трех очередей новый терминал станет самым мощным и современным контейнерным терминалом в Украине, а Одесский порт ‒ самым мощным портом по перевалке контейнеров на Черном море.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать