Вверх

Формула для УЗ: как покончить с топливными кризисами на ж/д

21 декабря 2016   Максим Гардус

«Укрзализныця» близка к введению формульного подхода для определения окончательной цены топлива. После этого кризисы с нехваткой дизеля для тяги в направлении портов уйдут в прошлое – надеются в ведомстве.

Формула для УЗ: как покончить с топливными кризисами на ж/д

Осенью 2016 года нехватка топлива на УЗ создала огромные проблемы грузоотправителям и стивидорам. В ответ на их справедливое возмущение руководство УЗ могло только просить потерпеть, пока не будут окончательно разрушены монопольные поставки топлива. Ведь именно этой борьбой и были вызваны трудности.

«Укрзализныця» является крупнейшим потребителем дизельного топлива в Украине. Годовая потребность перевозчика оценивается в 300-350 тыс. т. Годами поставки были монополизированы узким кругом продавцов, связанных с WOG. Сейчас польская команда менеджеров, в рамках поиска выхода из кризисной ситуации, ищет способы увеличения числа поставщиков и снижения цен на закупаемое топливо. Для этого, в частности, планируется внести изменения в регламент проведения тендерных процедур, а также перейти на контракты с формульным ценообразованием.

Читайте также Зерно испытывает ж/д США на прочность: как они справляются

Стоит отметить, что первые попытки внедрить формульный подход к определению стоимости топлива начал предпринимать еще Андрей Пивоварский в начале 2015 года. Тогда гривна каталась на американских горках и казалось, что формула с привязкой к Platz - это спасение. Но началась волокита с Антимонопольным комитетом, который пустил в дело одну из жалоб недовольных этой инициативой поставщиков. Процесс затянулся и Пивоварскому не удалось реализовать свою задумку. Но эстафету подхватил Бальчун.

Преимущество формульного подхода в том, что он должен снять вопрос об определении «рыночной цены». 

Преимущество формульного подхода в том, что он должен снять вопрос об определении «рыночной цены». Сейчас, высчитывая цену тендера, госпредприятия ориентируются на цены, определяемые в качестве средних не совсем прозрачным образом (на основе справок «Держзовнишинформа»).

Вторая проблема – поставки больших объемов растянуты во времени. А цены на топливо крайне изменчивы. И если во время действия договора цены растут, то поставщик выбивает из УЗ надбавки. А если падают, то продают по изначальной цене – юристы и менеджеры УЗ скидок из поставщиков выбить не могут (или не хотят).

Привязка закупочных цен к формуле, могла бы решить проблему недоверия и непрозрачности. Формула будет  состоять из мирового индекса (скорее всего - Platt's) и актуального курса НБУ. Войцех Бальчун объяснил новацию так: «Двигаемся к формульного ценообразования в закупках дизельного топлива для нужд железнодорожной отрасли.  Сегодня наши представители филиала «Центр обеспечения производства» обсудили с нефтетрейдерами механизм ценообразования с привязкой к котировкам Platt's. Вселяет оптимизм то, что присутствующие согласились внести изменения в тендерную документацию в части условий договора и еженедельно проводить автоматический перерасчет стоимости закупки с применением индекса изменения цены».

Участие в этом обсуждении приняли представители государственного сектора - ПАО «Укрзализныця», ОАО «Укргаздобыча», УГППС «Укрпочта», а также ключевые нефтетрейдеры - ООО «Торговый дом «Сокар Украина », ООО «Элемент Нефть», ООО «БНК-Украина» и ООО «ВОГ АЭРО ДЖЕТ».

По словам главы УЗ, участники согласились внести в условия договора такое понятие как «цена недели». Она будет рассчитываться в день подписания дополнительного соглашения. И будет формироваться на основе цены дизтоплива в день проведения аукциона, умноженной на индекс изменения цены. Индекс изменения цены в свою очередь будет рассчитываться с применением котировок Platt's и курсов валют в день аукциона и в день подписания дополнительного соглашения.

Необходимость предусмотреть в тендерной документации расчет стоимости дизельного топлива с привязкой к котировкам Platt's нужна для недопущения срыва процедур закупки дизтоплива ПАО «Укрзализныця» из-за резких колебаний курса иностранных валют и котировок на мировых рынках нефтепродуктов. Такая возможность, в частности, прописана в Законе Украины «О публичных закупках» (ст.36, ч.4, п.7), согласно которому Укрзализныця осуществляет приобретение товаров для собственных нужд через электронную систему ProZorro.

Отметим, что формульный подход активно используется в Польше.

Как это работает

УЗ надеется, что все стороны в самом скором времени согласуют формулу и уже в декабре тендеры пройдут без проблем. «Мы объявим один крупный тендер на 150 тыс. тонн дизтоплива, будем ориентироваться на формульный подход по рыночным показателям. Кроме того, до 22 декабря текущего года у нас состоится девять тендеров на закупку горючего — всего 200 тыс. тонн», — сообщил Бальчун.

Глава госкомпании добавил, что на уже завершились два тендера на покупку топлива — каждый по 20 тыс. тонн. Сейчас действует период, предусмотренный законодательством на представление жалоб.

Еще одна сложность – как скрестить формульный подход с системой аукционов ProZorro. «Центр обеспечение производства» намерен ввести систему формульного изменения цены на нефтепродукты в привязке к котировкам Platts. Такое решение было принято в ходе встречи руководства ЦОП с нефтетрейдерами, сообщил глава ЦОП Виталий Цвигун. По словам Цвигуна, система ProZorro не предусматривает торги по формульной цене. Именно поэтому было принято решение о формульном изменении цены после их проведения.

Директор оптового направления «СОКАР Украина» Андрей Бычков отметил: «Например, если ты сегодня выиграл конкурс по 18 000 грн/т, то на момент поставки ресурса максимум, на что ты можешь рассчитывать – поднятие цены на тот процент, который изменился с момента подписания договора. Если Platts и курс пошли на 2% вверх, то цена будет 18 000 грн/т плюс 2% даже если рыночная цена к этому моменту уже выросла до 20 000 грн/т».

Сейчас практика повышения цен на дизтопливо после победы в тендере довольно распространена. Недавно компания «Трейд Комодити» и ЦОП внесли изменения в договор о поставке 20 тыс. т ДТ,  повысив цену на 9,9%. Тоже самое многократно проделывал «ВОГ АЭРО ДЖЕТ».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка