Вверх

Газ придет морем: Украина возвращается к идее LNG-терминала

23 марта 2018   Игорь Гошовский, Андрей Муравский

Очередное обострение отношений «Нафтогаза» и «Газпрома» снова актуализирует идею строительства LNG-терминала возле Одессы. Но пока украинцы думали, поляки такой терминал уже построили и предлагают готовые решения поставки топлива

Газ придет морем: Украина возвращается к идее LNG-терминала

Петр Порошенко заявил, что Катар готов поставлять Украине сжиженный газ. Этот вопрос обсуждался в ходе визита президента в эту арабскую страну. По его словам, поставки катарского СПГ возможны либо через терминал в Польше, либо через пролив Босфор. «Эти источники поставок сжиженного газа от надежного партнера Украины — Катара создадут уникальные возможности повышения нашей энергетической безопасности», — заявил Порошенко.

Сжиженный природный газ (СПГ) образуется путем его сильного сжатия, при котором природный газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз. Тонна СПГ — это около 1380 кубометров природного газа. Транспортируется он специальными танкерами, по прибытию на терминале происходит регазификация — возврат в газообразное состояние.

Путь 1. Через Польшу

Планы Украины — прекрасная новость для Польши, которая сможет увеличить перевалку газа через построенный в 2015 году огромный терминал в Свиноуйсьце (недалеко от Щецина). Это не только позволит подзаработать оператору Gaz-System, но и снизит себестоимость регазификации. Ведь, чем больше газа привозят в порт газовозы, тем дешевле стоит кубометр регазификации.

Общая мощность газового терминала в Свиноуйсьце 5 млрд кубометров, она рассчитана на удовлетворение около 30% общего внутреннего спроса Польши. Но в ближайшем будущем мощности будут расширены до 7,5 млрд кубометров. Газ на терминал сейчас поставляют в основном катарци, но есть также контракты с американцами.

СПГ-терминал в Свиноуйсьце

Интересно, что в 2017 году уже была протестирована доставка газа в Украину через терминал в Свиноуйсьце. Топливо было доставлено из США в танкере-газовозе и далее по газотранспортной системе доставлено на украинскую территорию.

Впрочем на сегодняшний день годовая техническая мощность газотранспортного маршрута "Польша-Украина" не превышает 1,5 млрд кубометров и существующие планы направлены на увеличение пропускной способности только до 2 млрд кубометров.

Для больших объемов необходимо строительство нового интерконнектора длиной 110 км. В таком случае Польша сможет продавать в нашу страну также газ из Норвегии — до 8 млрд кубометров в год. ТЭО проекта уже есть, но €200 млн на строительство пока нет.

Путь 2. Украинский LNG-терминал

Украина собственными мощностями по приему сжиженного газа не обладает. Хотя о создании соответствующего терминала заговорили еще лет пять назад. Опять-таки, из-за России, которая тогда поднимала цены на голубое топливо. Впрочем идея так и повисла в воздухе.

В сентябре 2017 года представители портовой отрасли Катара и Министерства инфраструктуры Украины достигли договоренностей относительно изучения возможности строительства стационарного СПГ-терминала на черноморском побережье Украины, который подключился бы к газотранспортной системе. Этим проектом занималось Государственное агентство по инвестиционным проектам, которое ранее уже вынашивало идею строительство терминала на 10 млрд кубометров стоимостью €800 млн.

Четыре года назад развивать подобный проект в Украине намеревалась компания ТИС

Но можно и не строить терминал, а использовать плавучий регазификатор (FSRU). Место для базирования есть — это порт «Южный» возле Одессы. Запуск оценивался ранее в $100 млн при 1-2 годах, необходимых для введения в эксплуатацию. Американская компания Excelerate Energy предлагала Украине в аренду плавучую установку для хранения и регазификации  СПГ годовой мощностью в 5 млрд кубометров. Тогда годовая аренда оценивалась в $60 млн.

Таким путем пошла Литва, которая зависела от поставок «Газпрома» и не может получать газ реверсом из Европы по трубопроводам, как это делает Украина. Она арендовала за $689 млн за 10 лет плавучий терминал у норвежской HoeghLNG. Еще в €200 млн оценивалось строительство береговой инфраструктуры. В декабре 2014 года года установка начала свою работу. Ее годовые мощности, около 3 млрд кубометров, даже превышают годовое потребление Литвы.

Четыре года назад развивать подобный проект в Украине намеревалась компания ТИС. «Финансировать проект будут «Одессагаз» и «Трансинвестсервис». У нас есть причал, который нужно модифицировать под прием газа — установить стендеры и трубопровод. К нему еженедельно приходит СПГ-танкер и примерно за двое суток сливает сжиженный газ в трюмы судна-регазификатора. FSRU работает в непрерывном режиме. Путем обогрева сжиженного газа в своих трюмах судно постепенно переводит его в газообразное состояние. Затем по соединительному газопроводу через причальный узел газ поступает непосредственно в магистральную сеть», — рассказывал тогда «Портам Украины» о технологи директор по развитию группы терминалов ТИС Филипп Грушко.

«Нужно построить газопровод высокого давления от нашего причала до магистрального трубопровода и врезаться в ГРС «Визирка». Это пять километров. Придется изменить существующую схему работы наших соседних терминалов, чтобы обеспечить санитарно-защитную зону. Нужно купить специализированый буксир, который должен все время находится у терминала. Придется построить водовод, который будет отводить холодную воду, отработанную в процессе функционирования регазификатора», — перечислял Грушко.

Сейчас совладелец ТИС Андрей Ставницер говорит, что проект компании по-прежнему интересен. И для того, чтобы начать принимать газ, потребуется полгода или год. Но нужно решить вопрос с прохождением пролива Босфор.

В 2015 году Посол Турции в Украине Йонет Джан Тезель заявил, что Турция не пропустит СПГ-танкеры через пролив Босфор из экологических соображений. «Проход СПГ-танкеров через Босфор — проблематичный вопрос. Прежде всего речь идет о безопасности в уже загруженной и узкой протоке. В случае аварий, а они уже случались с нефтяными танкерами, последствия для населения и Стамбула будут разрушительными», – уверял он. Хотя на самом деле потенциальная опасность меньше, чем от нефтеналивных танкеров: авария, газ, в отличие от нефти, не море не загрязнит.

Впрочем, формально Турция препятствовать не может – это международная транспортная артерия. Турция обязана соблюдать положения Конвенции Монтре от 1936 года о свободе мореплавания в Черноморских проливах. А для судов длинной не более 300 метров дополнительное разрешение на прохождение не нужно. Впрочем, по информации «Портов Украины», теперь снова важно «подключать дипломатию», что бы решить этот вопрос.

Эксперты прогнозируют падение стоимости катарского СПГ до $140 за тысячу кубометров. С учетом доставки и регазификации в Украине он вряд ли будет стоить выше $200. Плавучий терминал на 5 млрд кубометров в год может обеспечить треть импорта газа (в 2017 году мы импортировали из ЕС чуть больше 14 млрд кубометров).

Для Украины LNG-терминал действительно важен — это реальная диверсификация поставок. Зависимость от «Газпрома» уже не раз оборачивалась для Украины большими финансовыми потерями. Проект подзабыли, сделав ставку на реверс из Европы, но только этим ограничиваться не стоит.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать