Вверх

Главные тренды речной навигации 2018 года

13 августа 2018   Андрей Муравский

Навигационный период 2018 года на Днепре, по всей видимости, будет более успешным, чем прошлогодний, когда перевезли 8,095 млн тонн грузов.

Главные тренды речной навигации 2018 года

Уже в первом полугодии, как сообщила Речная информационная служба, объем перевозок по Днепру вырос в сравнении с аналогичным периодом 2017-го на 14,1%, до 2,965 млн тонн. В июле прибавилось еще 1,18 млн тонн (в июле прошлого года – 916,1 тыс. тонн).

Впрочем, в основном объем перевозок увеличился за счет стройматериалов – песка, который намывают в Днепре, щебня и т.п. «Мы растем в основном за счет «речных» грузов – тех, которые не могут перевозиться иначе. В то же время новые грузы из прилегающих к Днепру регионов практически не привлекаются. Доля высокомаржинальных грузов снизилась», – обращает внимание консультант «ЦТС-консалтинг» Андрей Исаев.

За первое полугодие 2018-го строительных «и других» грузов перевезли на 39,6% больше, чем за пол года 2017-го, это 1,692 млн тонн. Объемы же перевозок металлопродукции снизились на 0,9%, до 445,7 тыс. тонн, а зерновых – на 12,5%, до почти 800 тыс. тонн.

При том, что именно на перевозки в каботаже зерновых грузов, в общем-то, делает основную ставку Министерство инфраструктуры, которое продвигает в парламенте законопроект про внутренний водный транспорт – мол, если создать на реке более благоприятные условия, перевозки значительно увеличатся (ожидают, что объем перевозок речным транспортом уже в ближайшие три года увеличится до 15 млн тонн), и от этого выиграют как участники рынка, так и государство.

 «Вторая половина маркетингового года, которая закончилась в июле, не показательна – по реке перевозятся остатки урожая прошлого года. Тем более, что было падение цены на кукурузу, и трейдеры выжидали. До конца года мы увидим более четкую картину, когда будет вывозиться новый урожай. Думаю, в этом сезоне перевозки зерна в каботаже будут выше, чем в прошлом», – уверяет директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко.

«Уже сейчас мы видим, что тоннаж флота, способного перевозить зерновые грузы, стало больше. Судовладельцам работы хватает, так что для того, чтобы доставить зерно в каботаже для перегрузки на морское судно, нужно фрахтовать заранее», – добавил он.

Действительно, флот под украинским флагом, который может перевозить в каботаже зерно, увеличивается.  Только в прошлом году, по имеющимся у «Портов Украины» данным, он увеличился на 18 тыс. тонн.  Само собой, строит для себя баржи и буксиры зернотрейдер «Нибулон». В прошлом году он спустил на воду три буксира и три баржи, которые способны перевозить по 2000 тонн зерна, в этом году –  еще два буксира и два несамоходных судна грузовместимостью 5 тыс. тонн, сейчас строит еще четыре толкоча и несамоходное судно.

Но инвестировать во флот стали и другие украинские трейдеры. В прошлом году, по информации «Портов Украины», судовладельцы ставили под украинский флаг «волгодоны» как раз под перевозку в каботаже зерновых (нынешнее законодательство не разрешает работать в каботаже судам под иностранным флагом), даже несмотря на то, что это дороже, чем работать под «удобным флагом». В конце же 2017-го компания Grain Transshipment LLC купила два буксира-толкателя смешанного плавания мощностью 2400 конских сил, которые могут буксировать до 10 тыс. тонн, вскоре должны закончиться их ремонт и модернизация. Уже перевозит зерно модернизированная баржа вместимостью 1000 тонн.

Да и сам «Гермес-Трейдинг» купил и модернизирует два буксира, которые должны начать работу уже в этом экспортном сезоне. «Акционеры компании приняли решение приобрести четыре баржи. Мы рассчитываем, что это позволит нам перевозить собственным флотом зерновых и масляных около 100–120 тыс. тонн в год, заготовленных, прежде всего, на Светловодском речном терминале, а также с других речных терминалов», – говорит Юрий Скичко. «Баржи для перевозки зерновых найти непросто, мы пересмотрели полсотни вариантов, и сейчас ведем переговоры о покупке тех из них, которые нас заинтересовали», – сообщил руководитель компании.

«Низкомаржинальные строительные материалы (песок, щебень и т.д) речные порты переваливают не от хорошей жизни – нужно ведь как-то выживать. Тем более что некоторым речным терминалам даже приходится распускать персонал в межсезонье», – говорит заместитель директора «Днепрянского речного порта» Константин Черепанов. Но при этом он уверен в том, что вскоре по реке пойдет еще больше грузов.

«Вагонов на железной дороге все равно не будет хватать. В случае же с «Укрзализныцей» из оборота вагоны будут быстрее выходить, чем будет пополняться парк. Ужесточение контроля (перевеса) на дорогах в любом случае уменьшило объемы перевозок этим видом транспорта. Недавно мы общались с компанией импортером удобрений, и нам было сказано, что у компании есть четкая задача – войти в Днепр и работать с речными портами, а также полностью отказаться от перевозок по железной дороге», – говорит он.

«Сейчас в нашем порту, который расположен в Новой Каховке, переваливается фосфогипс. Это удобрение доставляется баржами из Днепродзержинска, а дальше его развозят машинами по региону. По обе стороны от Днепра находятся поливные поля разных собственников, которые и удобряют. Клиенты не хотят отправлять его железной дорогой, и переплачивать, отправляя его автотранспортом. Даже на таком коротком плече перевозка груза рекой оказалась выгоднее, чем другими видами транспорта», – подчеркивает Константин Черепанов.

В «Днепрянском речном порту» планируют построить крытый напольный склад площадью 2100 квадратных метров, высотой 11 метров, а также приобрести фасовочную линию для упаковки биг-бэгов внутри склада, для перевалки удобрений. Груз в склад будет поступать навалом, далее фасоваться и отгружаться. Так же есть планы под строительство банок для наливных грузов (например, КАС) мощностью до 3000-4000 тонн единовременного хранения.

«Речная инфраструктура требует сейчас инвестиций, без этого никак. К примеру, между Херсоном и Запорожьем складов на реке вообще нет. Да и выше по Днепру инфраструктура не везде в хорошем состоянии. А для тех же минеральных удобрений надежный крытый склад очень важен. Знаю пример, когда в 2017 году у одного из импортеров, который так держал в порту удобрения, 20% груза промокло из-за протекания крыши склада. Поэтому, на сегодняшний день, мы ищем финансирование под строительство крытого склада и банок для перевалки наливных грузов», – рассказывает он.

В связи с санкциями в отношении российских удобрений ожидается увеличение импорта удобрений из других стран. И они также повлияют на увеличения объемов перевозок по Днепру. Так, этой весной впервые доставила по реке минеральные удобрения компания «Одесса Агрохим». Наливной танкер прошел из Херсона до Запорожья. До этого компания, которая импортирует удобрения из Египта, Болгарии и Румынии, выгружала их в Херсонском порту, а дальше везла наземными видами транспорта. Как сообщил директор компании Тарас Иващенко, компания планирует в дальнейшем поставлять удобрения по реке в Кременчуг и другие речные порты.

Активно перегружает минеральные удобрения сейчас ГП «Херсонский морской торговый порт». Установки для пакетирования сыпучих грузов, которые несколько лет стояли законсервированными, теперь пакуют в биг-беги удобрения, которые приходят из Грузии и Туниса. Через порт идет карбамид, амофос и сульфат.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать