Вверх

Год Морской Палате Украины: чего уже удалось достигнуть

15 апреля 2019   Андрей Муравский

Мы встретились с исполнительным вице-президентом Морской Палаты Украины Вячеславом Кисловским, чтобы поговорить о том, какие актуальные проблемы отрасли сейчас решает эта организация и какие планы на ближайшее будущее.

Год Морской Палате Украины: чего уже удалось достигнуть

Фото: Укрінформ

В 2018 году группа единомышленников морского бизнес сообщества создала организацию, которая призвана объединить интересы всех секторов морской и речной отрасли, как эффективного механизма общественного контроля и защиты от государственной коррупции – Морскую Палату Украины. За прошедший год организация вела активную деятельность и уже успела себя позитивно зарекомендовать. Мы встретились с исполнительным  вице-президентом Вячеславом Кисловским, чтобы поговорить о том, какие актуальные проблемы отрасли Морская Палата решает сейчас и какие планы на ближайшее будущее.

– Когда Морская Палата Украины создавалась, целью было обеспечить интересы морской индустрии и бизнеса, при чем – объединив отрасль. Насколько этого удалось достичь? Кто сейчас входит в Палату?

– Объекивно говоря, прошло не так много времени, мы еще молодая организация. Если говорить об объединении, то здесь еще предстоит немало работы, люди должны видеть нашу деятельность и понимать, что она приносит отрасли пользу. Этим мы как раз и занимаемся и достигли за год определенных успехов.

В МПУ сейчас входят, в частности,  такие компании. как «ТРАНШИП», «Рисоил», «Укрферри»,  «НИБУЛОН», «Аквасервис», АНК, а также Ильичевский Судоремонтный завод, ООО СМТ Южный Лтд, Издательство «Порты Украины», Ассоциация Международных экспедиторов Украины, Ассоциация Морских стивидоров Украины, Ассоциация Морских агентов Украины, Всеукраинская Ассоциация крюинговых компаний. Немаловажно, что члены нашей ассоциации (такие, как Шота Хаджишвили, Андрей Иванов) – это известные непримиримые борцы с коррупцией в отрасли.

В то же время, могу сказать, что МПУ успешно наладила эффективное взаимодействие с другими ведущими хозяйствующими субъектами морской отрасли и профильными морскими  объединениями и это позволяет нам усилить позиции при отстаивании интересов отрасли. Например, мы работаем АСК «Укрречфлот», компанией «Дельта Вильмар», Ассоциацией рек Украины, с ГО «Бізнес-Варта»  и другими морскими организациями Украины,

Говорят, «вода камень точит», и нашей в отрасли мы видим, что так оно и есть. Да, много усилий пришлось приложить и принципиальному бизнесу, и профильным ассоциациям, и юристам для того, чтобы решить проблему с необоснованными претензиями экологической инспекции к судовладельцам. Но, в конце концов здесь удалось достичь значительных успехов. Недавно Кабмин привел в соответствие с требованиями Таможенного кодекса Украины процедуры экологического контроля сброса вод с загрязняющими веществами во время пребывания судов в портах и т.д. И исключил контроль балластных вод, что соответствует международной практике.

Пожалуй, сегодня Морская Палата больше всего на слуху из-за борьбы с Морской администрацией Украины. Почему именно назначение новых капитанов морских портов имеет для организации такое значение? Видно, что на отмену результатов конкурса, проведенного Морской администрацией, тратится немало сил...

– Вы правы, мы действительно очень активно работаем над тем, чтобы решить эту проблему. Дело в том, что это не просто замена одних капитанов порта другими, а следствие реформы, которую Госслужба морского и речного транспорта Украины (Морская администрация) просто-таки сводит на нет. Когда администрация создавалась, это в отрасли приветствовали, ведь создание такого органа соответствует международным требованиям в области торгового мореплавания и всем в морской отрасли вселяла надежду на профессиональное решение накопившихся проблем. До прошлого же года функции администрации выполняли различные госструктуры, порой не имевшие к морю совсем никакого отношения (Укртрансбезпека).

Одной из задач Морской администрации было обеспечить разделение хозяйствующих и надзорных функций капитанов портов. Мы, безусловно поддерживаем такую реформу, но ведь это нужно делать в законодательном поле, а не бежать по оврагам беззакония с громкими лозунгами борьбы с коррупцией. Осенью прошлого года был проведен незаконный конкурс на занятие должностей капитанов морских портов. Ведь согласно Кодексу торгового мореплавания Украины и Закону «О морских портах Украины», капитанов морских портов должна назначать не Морадминистация, а Министерство инфраструктуры – поэтому этот конкурс должен был быть проведен Мининфраструктуры. Назначение так называемых капитанов портов Морской администрацией привело к появлению одновременно двух капитанов, поскольку легитимные капитаны не были уволены. В портах возник правовой хаос. Морской порт – это сложный бизнес механизм, где пересекаются многие интересы. Он живет и действует по устоявшимся национальным и международным стандартам и своим регламентам. А такая ситуация несет реальные риски для бизнеса и прямые угрозы для морской отрасли в целом. Судовладельцы недоумевают, указания которого из двух капитанов нужно выполнять.

Одновременно выдавались паспорта моряков и квалификационные документы морякам двумя капитанами до тех пор пока легитимные капитаны не были отключены от электронной базы Инспекции по дипломировано моряков. А это большие риски для моряков, поскольку в любой момент заинтересованная сторона может оспорить легитимность выданных документов  судовладельцы могут отказаться от «проблемных» украинских моряков.

Морская администрация запустила ГП «Сервисный центр морского и речного транспорта», которое предлагает морским агентам подписать договор, по которому оно за отдельную плату будет предоставлять услуги по оформлению прихода и отхода судов. Опять тоже самое – когда нельзя, но хочется – значит МОЖНО. Оформление прихода отхода судов – это обязанность, а не услуга, которая уже оплачена судовладельцем в виде Административного сбора.

Судовые агенты сейчас вынуждены для страховки оформлять приходы-отходы у двух капитанов одновременно, и это полный абсурд. Судовладельцы смогут оспорить действия портовых властей.

– Как сейчас можно решить проблему и может ли это сделать Мининфраструктуры, которому подчиняется Морадминистрация?

– Минифраструктуры самоустранилось офиициально не объяснило свою позицию, избегало участия в проведении круглого стола на эту тему, не отвечало четко даже на депутатские запросы. Из министерства приходится буквально выбивать объяснения, здесь очень нужна настойчивость, общественный резонанс. Например, только после того, как депутатский запрос был направлен на Премьер-Министра Владимира Гройсмана и тот дал соответствующее поручение министру инфраструктуры, в марте Владимир Омелян подтвердил, что обеспечение функционирования служб капитанов морских портов остается в полномочиях АМПУ «до окончательно урегулирования вопроса о фактической готовности Морской администрации к осуществлению надзора/контроля за безопасностью судоходства в морских портах».

Для того, чтобы конкурсы на замещения должности капитана порта были законными, необходимо внести изменения в Кодекс торгового мореплавания Украины, Закон Украины «О морских портах Украины», Кодекс Украины об административных правонарушениях, Закон Украины «О транспорте» и Водный кодекс Украины. По факту же пока только поменяли в нормативно-правовых актах Укртрансбезпеку и Укрморречинспекция на Морскую администрацию.

Мы подали иск к Мининфраструктуры и Морской администрации. Хотим в судебном порядке запретить новоназначенным капитанам выполнять полномочия, обязать Морскую администрацию до решения спора по сути не препятствовать деятельности законных капитанов морских портов. Наш иск был принят Окружным административным судом 07 декабря 2018 года, но процесс затянулся.

– Есть ли еще варианты, кроме как оспорить конкурс в судебном порядке?

– Мы инициировали проведение общественной экспертизы, и Национальное агентство Украины по вопросам госслужбы дало согласие на проведение. Морская администрация выступила против, утверждая, что это выходит за рамки компетенции института гражданского общества. Мы направили повторный запрос Министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, и он подписал приказ о проведении общественной экспертизы, назначил ответственное лицо за взаимодействие с Морской Палатой Украины из Департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта.  

– Какие стратегические цели на будущее у МТП?

– Мы по-прежнему намеренны направлять усилия на изменение системы управления отраслью и привлечение к управлению высококвалифицированных специалистов, которых в органах государственной власти критически не хватает. У нас много функций распределено между разными отраслевыми ведомствами. Возможно, стоит присмотреться к опыту Польши, где все по максимуму собрано в пределах одного министерства.

Мы также будем добиваться того, чтобы МПУ стала той организацией, без которой госструктуры не смогут принимать важные для отрасли решения. Это позитивный мировой опыт, мы встречаемся с представителями подобных зарубежных организаций. Из свежего такого общения – влиятельная Турецкая морская палата. Это вдохновляет нас. Кроме того, мы видим, что украинцы меняются, отрасль меняется, люди становятся более требовательными, и власть все больше вынуждена прислушиваться.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать