Вверх

Грузооборот портов Украины 2018: главные тренды

11 февраля 2019   Наталья Рыженкова

Три четверти грузов обработано частными операторами, 70 процентов перевалки идет на экспорт

Грузооборот портов Украины 2018: главные тренды

В 2018 году перевалка грузов в  морских портах Украины достигла 135,2 млн тонн. Уже второй год подряд перевалка грузов в портах выходит в плюс после  пятилетнего периода с 2012 по 2016 годы, когда динамика была негативной. В прошедшем году увеличение грузопотока было зафиксировано по четырем основным номенклатурам, которые обеспечивают 71,4% перевалки: аграрная продукция, руда, металлопродукция, контейнерные перевозки. Причем основными драйверами роста грузооборота по итогам прошлого года стали контейнеры и черные металлы, обеспечившие прирост грузопотока на 4,318 млн тонн. Наибольшие потери  произошли в перевалке угля и строительных грузов, где сокращение составило 3,946 млн тонн.

Порты и стивидоры

Большая часть грузов в украинских портах перерабатывается частными операторами – 101,816 млн тонн или 75,3% от общего объема. В том числе частными портовыми операторами через причалы АМПУ в прошлом году было переработано 52,510 млн тонн (37,8% общего объема). В портовой отрасли продолжается тенденция роста частного сектора в перевалке грузов и постепенное снижение доли государственных стивидоров, входящих в структуру управления Мининфраструктуры. Управление государственными компаниями довольно забюрократизировано,  им не хватает гибкости, полномочий и мотивации частных стивидоров, поэтому за последние пять лет доля госстивидоров в общем грузообороте сократилась на 17%. Сегодня она составляет 24,7% или 33,354 млн тонн.

Крупнейшими государственными стивидорными компаниями являются ГП «МТП «Южный», ГП «МТП «Черноморск», ГП «Мариупольский МТП» и ГП «Измаильский МТП».

Из 13 украинских морских портов 10 переваливают свыше миллиона тонн. Несмотря на общий рост грузооборота, в 2018 году положительных результатов удалось добиться только четырем портам – «Черноморск» (+25%), Николаев (+24,1%), Рени (+18,5%) и «Южный» (+1,9%).

Наибольшее сокращение грузопотоков у СМП «Ольвия» – 3,936 млн тонн. Но это, скорее, нюансы статистики, а не реальное ухудшение работы порта. С арпеля 2018 года грузооборот компании «Ника-Тера» и судостроительного завода «Океан» перестал учитываться в данных порта «Ольвия». Теперь эти цифры появились в статистике Николаевского порта, что добавило ему 5,402 млн тонн. А в порту «Ольвия» в декбре начал принимать суда новый оператор – компания «Евровнешторг», что в перспективе позволит увеличить годовой объем перевалки зерновых грузов в порту до 4 млн тонн.

В прошлом году заметно уменьшились грузопотоки в азовских портах – Мариупольском (на 626,61 тыс. тонн) и Бердянском (на 585,2 тыс. тонн). Причина – безосновательные задержки и досмотры судов, следующих в эти порты через Керченский пролив, береговой охраной пограничной службы ФСБ РФ, а также ограничения габаритов для судов при прохождении их под Крымским мостом. Частично грузопоток этого региона теперь обрабатывается в Николаевском и Одесском портах.

Несмотря на трудности, порты Азовского моря продолжают играть большую роль в развитии бизнеса на Востоке Украины, в портах продолжается реализация инвестиционных проектов. Так, в Мариуполе строится зерновой терминал мощностью 2,5 млн тонн. В порту Бердянск продолжается реконструкция причалов, обновлено около 90% железнодорожного пути. В плане развития порта – реконструкция морского зернового терминала «Бердянский завод подъемно-транспортного оборудования» и строительство дополнительных мощностей зернового терминала «Новая Хортица».

Крупнейший и самый глубоководный порт Украины – порт «Южный» – обеспечивает перевалку третьей части всех грузов, проходящих через отечественные порты – 42,702 млн тонн, +1,9% к прошлому году (с учетом группы ТИС). На сегодня «Южный» – единственный порт в Черноморско-Азовском бассейне, который в состоянии принимать суда грузоподъемностью свыше 200 тыс. тонн и максимальной осадкой 18,5 м.

Основу грузопотока порта формируют руда (17,590 млн тонн, -1,1%), хлебные грузы (8,062 млн тонн, -7,2%) и уголь (6,2 млн тонн, -13,3%). Как видим, по всем ведущим грузам произошло падение. Нарастить перевалку порту удалось за счет увеличения более чем в два раза объемов переработки черных металлов (2,855 млн тонн, +139,3%) и контейнерных грузов (1,703 млн тонн, +86,7%).

Две крупнейшие стивидорные компании в акватории порта «Южный», как и в целом в Украине, – это компании «ТИС» (25,037 млн тонн, +0,1%) и ГП «МТП «Южный» (12,302 млн тонн, +7,4%).

Второй по объемам грузооборота в Украине – Николаевский порт (19,840 млн тонн, + 15,5%). Порт специализируется на перевалке хлебных грузов (13,176 млн тонн, +44,5%). Удельный вес хлебных грузов в общем грузообороте порта вырос до 45,1%. Увеличилась перевалка черных металлов (2,889 млн тонн, +16,2%) и масла растительного (2,520 млн тонн, +9%). Объемы перевалки руды остались почти на прошлогоднем уровне (5,075 млн тонн, - 0,7%).

Ведущие стивидорные компании, занимающиеся перевалкой в акватории Николаевского порта, – «Ника-Тера» (5,8 млн тонн), Николаевский глиноземный завод (5,123 млн тонн, +0,3%) и «Гринтур-Экс» (3,815 млн тонн, +2,9%).

Один из крупнейших в Украине Одесский порт сократил грузооборот на 10,1%, до 21,698 млн тонн. Падение объемов произошло в основном за счет сокращения перевалки черных металлов (3,969 млн тонн, -23,2%), хлебных грузов (6,891 млн тонн, -0,9%), нефти и нефтепродуктов (1,033 млн тонн, -44%). В Одесском порту доминируют контейнерные грузы (7,543 млн тонн, +8,2%). Они составляют 35% общего грузооборота порта.

Из 15 стивидорных компаний порта лидируют: ДП «КТО» (4,598 млн тонн, +13,4%), «Бруклин-Киев Порт» (3,071 млн тонн, +5,1%) и «Бруклин-Киев» (2,408 млн тонн, -37,9%).

Порт «Черноморск» нарастил объем переработки грузов на 25%, или на 4,31 млн тонн. Основную прибавку дали контейнерные грузы. Здесь тоже есть нюансы со статистикой: с начала года АМПУ стала включать переработку грузов Черноморского рыбного порта в отчетные данные порта «Черноморск», что дало дополнительно 3,655 млн тонн. Основные грузы, с которыми работает порт, – хлебные (9,219 млн тонн, +13,5%),  руда (1,912 млн тонн, +79,4%) и автомобили (1,831 млн тонн, +51,5%).

Среди 11 стивидорных компаний порта лидируют: ГП «МТП Черноморск» (6,849 млн тонн, -3,6%), «ТрансБалкТерминал» (4,103 млн тонн, +11,2%), «Ильичевский зерновой терминал» (3,420 млн тонн, +1,9%).

Структура грузопотоков

Основным направлением перевалки грузов в украинских портах остается экспорт. В общей структуре перевалки его доля составляет ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: pr@runsite.com.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать