Вверх

Грузовладельцы: Как меняется логистика Ferrexpo

22 августа 2016   Андрей Муравский

Ferrexpo отказалась от отправки грузов по Днепру и делает ставку на железную дорогу. Как работает логистика одного из крупнейших украинских экспортеров железорудного сырья.

Грузовладельцы: Как меняется логистика Ferrexpo

фото: Игоря Гошовского, ports.com.ua

Внедорожник с высоко поднятым над крышей флажком мчит по дороге мимо карьера Полтавского горно-обогатительного комбината (ГОК) в направлении Еристовкого ГОКа. Этот флажок — обязательное условие передвижения «постороннего» транспорта по здешним территориям, ведь «мертвая зона» у водителей огромных карьерных самосвалов Caterpillar весом более 400 тонн — целых пять метров. Колесо высотой в два человеческих роста запросто раздавит легковую машину.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

Эти месторождения арендует группа Ferrexpo (контролируется Константином Жеваго). Непосредственно с Еристовского карьера в год добывается около 15 млн тонн сырой руды. Для выполнения программы в 1 млн тонн руды в месяц используется 16 самосвалов, хотя этой техникой можно перевезти и вдвое больше. Грузовики доставляют добытое сырье только до железнодорожной ветки, где выгружаются на перегрузочном пункте железнодорожного цеха ПГОКа. Оттуда руду вагонами-думпкарами по 100 тонн доставляют на фабрику, где ее дробят и перерабатывают.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

В прошлом году Полтавский ГОК произвел 11,608 млн тонн окатышей. В первом полугодии 2016 года комбинат нарастил выпуск окатышей премиум-класса (содержание железа — 65%) на 15-20% и ставит цель довести выпуск таких окатышей до 3% в общем объеме производства с наращиванием поставок на рынки Японии, Германии и Австрии. В январе-июне 2016 года ПГОК экспортировал 5,723 млн тонн железорудных окатышей в страны Европы и Ближнего Востока, а также в Японию, Корею и Китай.

Терминал «ТИС-Руда» в морском порту «Южный» — стратегическое звено экспортной логистики Ferrexpo, компания является совладельцем терминала. Как сообщили «Портам Украины» в пресс-службе Ferrexpo, в первом полугодии 2016 года компания отгрузила на экспорт через морские порты 4,227 млн тонн окатышей, из которых 3,274 млн тонн отправлено через терминал «ТИС-Руда», еще 953 тыс. тонн — через Измаильский морской порт. В 2015 году компания экспортировала через терминал «ТИС-Руда» 5,866 млн. тонн окатышей, через Измаильский порт — 1,525 млн тонн.

До портов — по железной дороге. «Вода не интересна»

С 2008 года Ferrexpo начала активно развивать железнодорожную логистику, полностью прекратив отправление грузов по Днепру. «В настоящее время доставка окатышей по Днепру не производится. В 2008 году комбинат пересмотрел свои логистические возможности и начал развивать отгрузку железной дорогой. Для своевременной и в полном объеме доставки окатышей покупателям комбинат закупил 2252 железнодорожных вагона, которые позволяют перевозить 80-85% месячных объемов отгружаемых окатышей», — сообщили в Ferrexpo.

При этом в Ferrexpo отмечают, что увеличение с 30 апреля 2016 года железнодорожного тарифа на 15% для ПГОКа означает более 20 млн грн дополнительных платежей ежемесячно при объемах отправления 1 млн тонн.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

С 1 октября 2015 года дочернее предприятие «Ферротранс» получило от «Укрзализныци» скидку в размере 8% на перевозку думпкарами окатышей от ПГОКа до Измаильского порта при обязательстве ежемесячно перевозить не менее 50 тыс. тонн. «Однако из-за невозможности перевозки данного объема — количество думпкаров не позволяет перевозить этот объем, комбинат скидкой не воспользовался», — сообщил заместитель коммерческого директора и начальник отдела сбыта ПГОКа Василий Полищук.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

Ранее грузы Ferrexpo перевозились не только железной дорогой, но и судами АСК «Укрречфлот». «С компанией «Укрречфлот» комбинат не работает уже длительное время. Основная причина — монопольное положение перевозчика в Украине и, как следствие — утрата конкурентных преимуществ», — сообщили в компании. По словам Полищука, «вода не интересна в первую очередь из-за высокого фрахта доставки». В числе других факторов — высокие сроки доставки груза и отсутствие достаточного количества судов «река — море».

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

Возле причалов речного порта города Горишние Плавни (ранее — Комсомольск) уже нет барж. Говорят, когда-то они здесь стояли по всей длине причала. Табличка «Зона митного контролю» выглядит даже как-то неуместно. Правда, на причале стоит горно-обогатительное оборудование — огромные «барабаны»: один весом 108 тонн, другой — 60 тонн. Они были доставлены из США и Южной Кореи в Ильичевский морпорт, где их разгрузили плавкранами. В Горишние Плавни оборудование доставили по Днепру понтоном ПДМ-11 и разгрузили способом Ro-Ro с помощью специализированного автотранспорта.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

Впрочем, портовые краны в рабочем состоянии и без дела не скучают. Хотя на баржи погрузка не осуществляется — здесь гора руды, огражденная большими изношенными автопокрышками — на разгрузку взбирается «Белаз». Это цех отгрузки готовой продукции. Дальше за железнодорожными путями — цех производства окатышей.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

Кстати, ранее компания Константина Жеваго смотрела на реки иначе. В 2010 году Ferrеxpo приобрела 100% акций австрийской компании Helogistics Holdings, занимающейся водными перевозками по Дунаю. К этому Ferrexpo подтолкнуло то, что компания является ключевым поставщиком окатышей для австрийской сталелитейной компании Voest Аlpine. Ожидалось, что из Комсомольска баржами окатыши можно будет сплавлять на Черное море, а оттуда по Дунаю — к конечному потребителю.

Вернулись в Измаил

Логистика Ferrexpo корректируется не впервые. До 2011 года продукция ПГОКа составляла более половины объемов грузооборота Измаильского порта, но после перевалка руды в порту стала падать. Комбинат начал постепенно перенаправлять железорудное сырье через румынский порт Констанца. Как сообщил «Портам Украины» Полищук, сейчас комбинат уже не работает на румынском рынке.

«Мы сделали все, чтобы расширить номенклатуру грузов в порту Измаил. Совместно с ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» было проведено несколько этапов переговоров с представителями Ferrexpo с целью вернуть ЖРС ПГОКа на Измаил. С декабря 2014 года этот груз снова перерабатывается нами. К сожалению, не удалось добиться, чтобы железорудное сырье ПГОКа перевозилось флотом УДП», — говорил ранее директор ГП «Измаильский морской торговый порт» Андрей Ерохин в одном из интервью.

Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

В первом полугодии 2015 года объем месячной перевалки ЖРС ПГОКа в Измаильском порту возрос с 90 тыс. тонн — до 180 тыс. тонн. А по итогам года порт достиг увеличения перевалки рудных грузов по сравнению с 2014 годом на 174,2% (на 1,646 млн тонн) — до 2,59 млн тонн. Основными партнерами Измаильского порта в прошлом году были Ferrexpo и «ArcelorMittal Кривой Рог».

При этом порт взял обязательство по сохранению вагонного парка как «Укрзализныци», так и Ferrexpo. «Неоднократно представители Ferrexpo посещали порт с целью мониторинга качества переработки их груза и целостности вагонов, в целом делегации были полностью удовлетворены. Мы предложили компании Ferrexpo такие условия, что они вновь начали рассматривать порт Измаил как своего стратегического партнера», — уверял Ерохин.

О компании

Ferrexpo AG — швейцарская железорудная компания, которой принадлежит 97,34% акций Полтавского ГОКа, 100% акций Еристовского ГОКа и 99,9% акций Белановского ГОКа.

Основной актив — ПГОК. В структуру перерабатывающего комплекса комбината входят дробильная, обогатительная фабрика и цех по производству окатышей. Основной продукцией предприятия является железорудный концентрат и окатыши.

Основными потребителями продукции компании являются сталелитейные предприятия Австрии, Словакии, Чехии, Германии, Китая, Индии, Японии, Тайваня, Южной Кореи и других стран.

Британская Ferrеxpo plc владеет 100% акций Ferrexpo AG. Акции Ferrеxpo plc котируются на основной площадке London Stock Exchange (тиккер — FXPO).

Компания в 2015 году сократила чистую прибыль по сравнению с 2014 годом в 5,84 раза — до $31,458 млн. Выручка снизилась на 31% — до $961 млн, EBITDA — на 37%, до $313 млн. Капитальные инвестиции в 2015 году сократились на 72% — до $65 млн.

Грузовая база

Годовые мощности по добыче сырой руды составляют 32 млн тонн, по производству концентрата — 14 млн тонн, по производству окатышей — 12 млн тонн. Компания в 2015 году увеличила производство окатышей по сравнению с 2014 годом на 5,8% — до 11,66 млн. тонн, объем продаж — на 1,5%, до 11,33 млн тонн. По итогам прошлого года компания вошла в тройку крупнейших глобальных производителей и экспортеров окатышей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать