Вверх

Грузы «вприглядку»: как Украина и Беларусь развивают речное сообщение

27 ноября 2018   Андрей Муравский

Беларусь стремится построить порт-хаб на границе с Украиной. До конца года белорусская сторона предоставит информацию об этапах строительства и спрогнозирует объемы перевозок в долгосрочной перспективе. Мы выяснили, какие украинские компании заинтересованы в возобновлении речных перевозок с северным соседом и почему.

Грузы «вприглядку»: как Украина и Беларусь развивают речное сообщение

Этой осенью украинские и белорусские чиновники снова обсуждали перспективы перевозок грузов из Беларуси по украинской части Днепра и в обратном направлении. Было, в частности, заседание Межправительственной украинско-белорусской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. И вице-премьер Украины Геннадий Зубко сообщил, что наша сторона «рассматривает возможность максимального привлечения водного транспорта для увеличения товарообмена с Беларусью».

Сейчас обсуждается возможность реализации большого проекта, который вынашивает белорусская сторона – строительство порта-хаба в Нижних Жарах на границе с Украиной. До конца года белорусская сторона предоставит информацию об этапах строительства, о параметрах судов, планируемых к эксплуатации, и спрогнозирует объемы перевозок в долгосрочной перспективе.

Углубиться в проблему

Грузы из Беларуси в Украину и из Украины в Беларусь речным транспортом не доставляются уже давно. Единственное, что перевозится по Днепру в Беларусь стабильно – это проектные грузы для Мозырьского нефтеперерабатывающего завода. Стабильно – раз или два раза в год. В прошлом году это были два реактора депарафинизации, в этом – вакуумная колонна и сепаратор.

Основная причина такого положения вещей – недостаточные глубины на Припяти. «На сегодняшний день есть несколько перекатов, где глубины до полуметра, больше – разве что благодаря разливу рек из-за накопившихся зимой осадков, как это было в этом году», говорит начальник филиала Администрации морских портов Украины «Дноуглубительный флот» Сергей Бомчак. Для того чтобы перевезти на барже-площадке негабаритный груз, такого уровня воды оказалось достаточно – например, то оборудование, которое провозили весной, веслило менее 400 тонн, осадка достигала метра. Более того, из-за того, что уровень воды был выше причала Мозырского НПЗ, пришлось даже сделать дамбу. Но для полноценной перевозки грузов между странами нужно проводить дноуглубительные работы.

В АМПУ пообещали провести в 2019 году на Припяти дноуглубление для поддержания глубин на уровне 1,5 м.

В АМПУ пообещали провести в 2019 году на Припяти дноуглубление для поддержания глубин на уровне 1,5 м. «У нас возникли некоторые сложности  с передачей флота «Укрводпути» на баланс «Дноуглубительного флота» – нужно было получить земснаряд, который может зайти на малые глубины Припяти и провести черпание, он такой у «Укрводпути» один, и без него мы не можем убрать перекаты. Мы решаем этот вопрос, привлекли Мининфраструктуры.

Думаю, что вскоре все-таки получим судно на баланс  и весной сможем начать работы», сообщил «Портам Украины» Сергей Бомчак. Напомним, что весной этого года имущественная комиссия Министерства инфраструктуры Украины приняла решение о передаче 22 единиц флота с баланса ГП «Укрводпуть» на баланс филиала АМПУ, который взял на себя ответственность за проведение дноуглубления на внутренних водных путях. По его словам, сами дноуглубительные работы займут около месяца.

Впрочем, отметим сразу, что даже если будет сделано дноуглубление на украинском участке, перевозки будут зависить опять-таки от уровня воды по обе стороны границы. В Белорусском речном параходстве признают, что обмеление рек – «реальная угроза сохранению полноценного судоходства на реках Беларуси». В 2015-2016 годах Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ фиксировало падение воды ниже проектных отметок навигационных уровней – до 75-80 см в районе Гомеля и Мозыря.  В 2017 году глубины падали до  95-120 см. Это приводит к тому, что пароходство не может регулярно осуществлять транзитные перевозки грузов и планировать их даже на краткосрочную перспективу, а флот работает недогруженным.

Первая поставка белорусского дизельного топлива в Киевский порт прогнозировалась еще в мае

«Отсутствие необходимых для перевозки глубин в течение всего навигационного периода сдерживает и развитие перевозок внешнеторговых грузов, не позволяет заключать договора с клиентами на регулярные внешнеторговые перевозки водным транспортом», отмечали в БРП. Из-за недостаточных для судоходства глубин в 2016 году транзитные перевозки не осуществлялись с 27 июня по 19 октября, в 2017 году – с 06 августа по 07 октября. «Низкие уровни глубин не позволили в полную меру осуществлять загрузку судов. Так, загрузка судов продукцией РУПП «Гранит» уже с середины июня составляла менее 50% от их грузоподъемности, а в августе данные перевозки были и вовсе прекращены (с 11 августа – в направлении Пинска, с 22 августа – в направлении Мозыря)», сообщается на сайте БРП.

Кому это нужно

Тем не менее, обе стороны проявляют интерес к возобновлению речных перевозок. О перспективности работы с Беларусью «Портам Украины» сообщили в украинской компании «Грейн-Трансшипмент». «У нас было продуктивное общение с белорусскими грузоотправителями и перевозчиками. И видим для себя перспективы. Вниз по реке могут идти ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: pr@runsite.com.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать