Вверх

Импорт минудобрений: перспективы для портов

13 мая 2019   Андрей Муравский

Очередные антидемпинговые меры в отношении российских минудобрений открыли новые возможности для других поставщиков. На что могут рассчитывать в этом случае украинские порты

Импорт минудобрений: перспективы для портов

В прошлом году Украина расширила антидемпинговые меры в отношении российских минудобрений: с марта 2018 года увеличилась до 42,96% пошлина (практически четыре года она была 36,03%), Кабмин добавил в «санкционный список» минудобрений сульфат аммония и других удобрений, а Президент своим указом на три года ограничил деятельность ряда российских компаний.

Ограничения, которые вводились ранее, уже успели пошатнуть позиции россиян, которые до 2014 года были основными импортерами азотных удобрений, а новые нанесли еще больший удар. Как отмечают эксперты, с марта прошлого года в Украину из РФ вовсе перестали завозить сульфат аммония и известково-аммиачную селитру, с апреля – аммиачную селитру, а с июня – карбамид и карбамидно-аммиачную смесь. Уйти с украинского рынока решили «ФосАгро» и «Еврохим».

От этого выигрывают отечественные производители, и в прошлом году внутреннее производство выросло, но «Днепроазот», «Черкасский азот» и «Ривнеазот» и др. все равно работают с низкой рентабельностью и не на полную мощность. По словам главы Союза химиков Украины Алексея Голубова, цена газа для украинских химиков «едва ли не самая высокая во всей Европе», и им тяжело конкурировать с производителями, которые имеют доступ к сырью, так что более половины потребностей украинских аграриев обеспечивают импортеры. В прошлом году импорт азотных составил около 1,4 млн. тонн, общие же потребности выше.

В основном азотные удобрения (аммиачная селитра, сульфат амония, карбамид, КАС) в Украину доставляются из-за рубежа по железной дороге. Их везут как из Беларуси, Литвы, Польши, так и из более далекого Казахстана, Узбекистана. Тем не менее, часть завозится и морским путем – из Грузии, Турции, Египта, Болгарии, Румынии, Хорватии.

По данным АМПУ, в прошлом году импортные минудобрения в основном перегружали в Николаевском и Херсонском портах. При этом в ГП «Херсонский морской торговый порт», который ранее перегружал удобрения на экспорт, расконсервировали две установки для пакетирования сыпучих грузов, которые простаивали без дела несколько лет и стали паковать в биг-беги карбамид, амофос и сульфат из Грузии и Туниса. Погрузчики подвозят биг-беги под краны, которые дальше перегружают их в вагоны и на каботажные суда.

В прошлом году «Белор Украина» транспортировал по Днепру и Южному Бугу около 25 тыс. тонн импортных удобрений.

В то же время, перспективу в импортных удобрениях видят и другие, и готовы развивать под них инфраструктуру. Так, начать перевалку селитры намерен «Бердянский морской торговый порт», который получает предложения от импортеров. Из-за нехватки крытых площадей госпредприятие решило на существующем фундаменте возвести новый склад. «Это позволит увеличить возможность хранения грузов ориентировочно на 2500 тонн – как единовременного хранения зерновых грузов, так, в перспективе, и размещения нового грузопотока импортного минерального удобрения», – говорится в пояснительной записке к откорректированному финплану госпредприятия на 2019 год.

Отметим также, что часть грузов идет на перегрузку не в морпорты, а следуют по Днепру. Компания «Белор Украина» в этом сезоне поставляла аммиачную селитру из Грузии в Запорожье, Днепр и Горишни Плавни Полтавской области. У компании есть терминал для хранения жидких удобрений в Херсоне, а в этом году она планирует установить емкости в Кременчугском речном порту. В прошлом году «Белор Украина» транспортировал по Днепру и Южному Бугу около 25 тыс. тонн импортных удобрений.

Речную инфраструктуру под минудобрения (напольные склады и емкости для жидких удобрений) развивать необходимо, но вопрос в том, как скоро это произойдет. «Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами – хотим создать в речпорту мощности для фасовки удобрений в биг-беги, емкости для КАС. Можно сказать, что пока бума не наблюдается, даже большие компании-импортеры пока не спешат инвестировать в создание инфраструктуры для перевалки и хранения минудобрений», – говорит заместитель директора Днепрянского речного порта Константин Черепанов. «Здесь сказываются разные факторы, в том числе и банальная привычка – людям тяжело менять логистику, к которой они привыкли. Даже если есть явные сложности с доставкой вагонами. Тем не менее, подорожание стоимости перевозки «Укрзализныцей» повлияет на рынок речной логистики. Тем более что инвестиции в инфраструктуру для хранения и перевалки импортных удобрений не столь значительны и отобьются быстро», – говорит он.

«Сегодня зернотрейдер на речной терминал от фермера может…

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: [email protected]
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать