Вверх

Как портовый бизнес отреагировал на судебную победу над инспекторами УТБ

06 декабря 2018   Андрей Муравский

С системой поборов в портах можно бороться: как отреагировали участники портового рынка на победу «Трансшип» в суде над инспекторами «Укртрансбезопасности», и что будет дальше?

Как портовый бизнес отреагировал на судебную победу над инспекторами УТБ

Недавно Одесский окружной административный суд признал противоправным и отменил акт проверки балкера Greendale, который в августе прошлого года составили сотрудники Государственной службы по безопасности на транспорте.

Это судно пришло в Николаевский порт после основательного ремонта на Ильичевском судоремонтном заводе, который был проведен накануне под надзором одного из ведущих классификационных обществ мира. В морском порту инспекторы «Укртрансбезопасности» Николаевской области провели проверку теплохода в рамках Черноморского меморандума. И сделали семь замечаний, два из которых не позволяли судну покинуть порт. На сухогруз прибыли сотрудники классификационного общества, которые все эти замечания назвали надуманными и зафиксировали это в акте освидетельствования.

Как отмечали в компании «Трансшип», которая оперирует судном, сотрудники «Укртрансбезопасности» путались в терминологии, называя судно кораблем, трапы — лестницами, а иллюминаторы — окнами. На следующий день представители port state control замечания быстро закрыли, при этом в акте были исправлены название, флаг, регистр.

Суд не только подтвердил надуманность замечаний, но и пришел к выводу, что квалификация всех трех инспекторов «Укртрансбезопасности», проводивших проверку балкера Greendale, не соответствует требованиям Черноморского меморандума. Акт проверки подлежит отмене и исключению из базы Черноморского меморандума.

Раньше судовладельцы были вынуждены закладывать в расчет каждого судозахода по 2-3 тыс. долл. в качестве взятки за «чистый акт ПСК»

Директор «Трансшип-Сервис» Иван Ниякий называет решение суда исключительно важным прецедентом. «Оно наглядно демонстрирует, что бороться с системой можно. Если раньше судовладельцы были вынуждены закладывать в расчет каждого судозахода в украинский порт по $2-3 тыс. в качестве взятки за «чистый акт ПСК», то сегодня они получили в руки серьезный инструмент. Капитаны судов перестанут откупаться от задержания за «ой, кажется, на судне пятно!». И мы приложим усилия для предания широкой огласке этого важного для всей морской отрасли события», — говорит он.

«Это дало сигнал бизнесу, что можно и нужно бороться и отстаивать свои права в спорах с контролирующими органами. Бороться и побеждать. Инспекторы теперь будут действовать осторожнее. Им следует помнить, что задержание судна по надуманным причинам может быть оспорено в судебном порядке, а сами они из-за своих неправомерных действий могут лишиться работы», — говорит исполнительный директор общественного союза «Ассоциация морских агентств Украины» (АМАУ) Ксения Пидручная.

«Если не позволять контролирующим органам злоупотреблять своим положением, не давать им взятки и системно противостоять, то они относятся к таким судовладельцам и морским агентам иначе — понимают, что денег все равно не получат, зато будет огласка. Мы знаем это на собственном опыте», — говорит коммерческий директор компании «Грейн-Трансшипмент», которая предоставляет услуги по агентированию, Евгений Игнатенко.

Корень зла — это агенты, которые и позволяют подобным схемам в портах процветать

«Корень зла — это агенты, которые и позволяют подобным схемам в портах процветать, закореняться и становится раковой опухолью. Часто экологи и PSC работают с агентом, и он непосредственно помогает дожать капитана/судовладельца, чтобы тот откупился. И это становится цепочкой: судовладелец четко знает, куда он идет и какие последствия могут быть (длительные задержания), агент его подбивает к тому, что легче дать столько-то денег, и судовладелец почти всегда согласен. Если бы агенты не поступали так, то системы поборов бы не приняли такой массовый и системный характер», — уверяет директор транспортно-экспедиторской компании «НОВИКЪ» Тариел Хаджишвили.

«Такие агенты всегда будут противостоять любым позитивным изменениям в системе портового контроля. И недавно перезапущенная ассоциация морских агентов, в которую вошла и наша компания, планирует объединить вокруг себя именно честных агентов, действующих исключительно в интересах принципалов», — говорит Иван Ниякий. И надеется на то, что успешные примеры противостояния взяточникам в портах все-таки воодушевят многих других. Тем более, что, по его мнению, «постоянное принципиальное противостояние произволу чиновников не может не объединять людей».

«В последние годы значительно сложнее стало противостоять государственной машине в одиночку. Поэтому совсем недавно была создана Морская палата Украины, годом ранее – Ассоциация морских агентов. Очень сильны позиции Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты. Нечистые на руку чиновники очень не любят огласку, а всевозможные общественные и бизнес объединения попросту не дают им делать привычные дела в тишине. И это начинает работать. И за этим будущее», — говорит он.

«Есть решения судов против Госэкоинспекции. Таких решений довольно много, потому что на сегодняшний день экоинспекторы в части, касающейся осмотра судов и отбора проб балластных вод на судне, действуют вне правового поля. Есть, например, и решение в пользу судовладельца — сингапурской компании Gloria Shipping Pte Ltd, которой Госэкоиспекция неправильно насчитала ущерб за разлив пальмового масла, и теперь государство обязано вернуть судовладельцу около $2 млрд. Бизнесу важно всегда помнить, что бороться нужно, и эта борьба обязательно принесёт позитивные плоды как для них, так и для государства в целом», — добавляет Ксения Пидручная.

В портовой отрасли хорошо знают о том, как контролирующие органы умеют создать препятствия для выхода судна, даже если реальных оснований для этого нет. Ведь каждый судовладелец стремится избежать простоя, который обходится дорого. Поэтому примеры, когда судовладельцы, капитаны, агенты теряют деньги из-за простоя, но не дают взятки, получают огласку.

В октябре было задержано судно Navios Coral. «Экологи развязали настоящую битву «за балласт» этого судна еще в Николаеве, где они четырежды пытались попасть на борт судна, чтобы произвести незаконный отбор балластных проб. Но капитан оказался не из робких, и, ссылаясь на инструкции своего P&I клуба, четырежды гнал их поганой метлой. Экологи составили четыре протокола о не допуске, но судно все-таки покинуло Николаевский порт и перешло на догрузку в Черноморск. Там экологи также не смогли подняться на борт. Когда погрузка была завершена и экспедиторы пошли оформляться, экологи поставили красный штамп «радиология — вывоз запрещен». Экологи пытались донести до всех вовлеченных сторон, что «радиология» будет не пройдена до тех пор, пока капитан не даст им отобрать пробы балластных вод. И не издали ни одного официального документа хотя бы в жалкой попытке подтверждения своих действий. Что только сильнее убеждало капитана и его судовладельца в правильности своей позиции. Позицией капитана и осведомленностью его P&I клуба о происходящем криминале в портах Украины трудно не восхищаться. Несмотря на убытки от простоя, они все равно не поддались, и в конце концов судно покинуло рейдовую стоянку», — приводит пример Тариел Хаджишвили. И напоминает, что изолированный балласт по МАРПОЛ не подлежит контролю и не может быть источником загрязнения. И что в Украине уже давно отменены проверки балласта. Но чиновники все еще пытаются делать и такие проверки.

«Мы ожидаем обновления инспекторского состава в рамках новой Морской администрации. И мы будем внимательно следить за квалификацией новобранцев. С этим вопросом мы многократно обращались в УТБ, Мининфраструктуры, которые, как водится, отвечали на все вопросы, кроме поставленных. Благодаря нашему упорству, Мининфраструктуры все-таки признало, что в УТБ отсутствуют сотрудники с необходимой для проведения проверок квалификацией, поэтому инспектируют суда все подряд», — говорит Иван Ниякий.

«Решение суда должно в первую очередь воздействовать на должностных лиц Морской администрации Украины. Ведь именно этот орган отвечает за назначения инспекторов контроля государством порта, и, соответственно, за их квалификацию. Надеюсь, что Морская администрация после этой победы «Трансшипа» будет тщательнее подбирать кадры», — добавляет Ксения Пидручная.

Впрочем, бизнес понимает, что следующий важный шаг, который необходимо сделать — это добиться персональной ответственности чиновников за неправомерные действия. Чтобы эта ответственность была финансовой — и каждый инспектор или следователь понимал, что если неправомерно нанесет бизнесу убытки, то это ударит по его карману, а не даже по бюджету государства. И именно этого сейчас бизнес добивается от власти.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать