Вверх

Как повлияет Brexit на морскую отрасль Великобритании

24 июня 2016   Игорь Гошовский

Сектор судоходства Великобритании, который дает экономике страны 15 млрд долларов в год, после референдума ожидает начала длительного периода законодательной неопределенности и реализации самых черных сценариев падения

Как повлияет Brexit на морскую отрасль Великобритании

У судовладельцев и портовиков Великобритании 24 июня – черный день. Страна на референдуме приняла решение покинуть Евросоюз. В самой процедуре пока нет ясности – таких прецедентов еще не было, но уже точно понятно, что доступ к единому рынку ЕС для британских экспортеров усложнится. Соответственно, порты и судоходные компании, завязанные на перевозках через Ла-Манш могут потерять грузы и прибыль. Удастся ли найти новые рынки – это еще большой вопрос.

«Cектор морских перевозок Великобритании столкнется с необходимостью пересмотра торговых соглашений, волатильностью валюты и ростом расходов в то время, когда промышленность демонстрирует снижение», — пишет Reuters. К этому нужно добавить, что мировой рынок судоходства сейчас и так на дне.

Вклад «шиппинга» в экономику Великобритании — 10 млрд фунтов стерлингов в год (или 15 млрд долларов), здесь непосредственно занято 240 тысяч человек (включая брокеров и морское страхование).  Более 40 процентов трафика судоходства в портовых терминалах Великобритании направлено в страны ЕС.

Впрочем, на глобальную отрасль влияние британского судоходства не большое. Это только три процента от мирового объема или немногим более 48 миллионов тонн дедвейта, по сравнению с более чем 16 процентов или 279 млн тонн дедвейта, принадлежащих Греции. Поэтому проблемы британцев в данном случае – это исключительно проблемы английского изоляционизма.

ЕС выступает в качестве крупнейшего торгового партнера Великобритании. В феврале 2016 года британцы отправили в Евросоюз товаров на 11,2 млрд £, что составляет около 46% от общего объема экспорта Великобритании.

Приверженцы выхода Великобритания из ЕС утверждают, что страна самостоятельно сможет подписать соглашения о свободной торговле со США, или Японией, а также другими крупными рынками. Впрочем, это сомнительно. Туманный Альбион с его 65 млн жителей менее интересный рынок, чем ЕС с 500 млн потребителей. В составе ЕС достичь такого соглашения было бы и реалистичнее, и выгоднее.

Новое согласование торговых соглашений с отдельными странами ЕС может занять годы после Brexit.

Новое согласование торговых соглашений с отдельными странами ЕС может занять годы после Brexit. «Никто раньше не покидал Европейский Союз, и Брюссель может попробовать «наказать» Великобританию за Brexit, чтобы в дальнейшем препятствовать другим странам повторить выходку британцев. Переговоры вряд ли будут быстрыми и легкими» – рассказывает Reuters Гай Платтен, главный исполнительный директор UK Chamber of Shipping trade association.

Филипп Ратли из Ince & Co рассказывает, что Brexit затронет все законы, имеющие особое значение для судоходной отрасли, а также, те, которые касаются торговли, страхования, экологического регулирования, международных санкций, условий контракта, законодательства в области конкуренции, занятости, урегулирования споров и торговых договоров с государствами, не являющимися членами ЕС.

Джон Нельсон, председатель Lloyd’s of London, тоже ожидает, что двусторонние переговоры будут не простыми и займут много лет. Существующие контракты предполагают, что Великобритания – это член ЕС и не включают в себя те определения, которые действуют относительно не членов Евросоюза. Экспорт британских товаров и услуг усложнится, и, вероятно, наступит период неопределенности, который может затянутся на длительный период.

Великобритания все еще может даже иметь доступ в той или иной форме к единому рынку, например, если останется членом Европейского экономического пространства ЕЭП.

Министр транспорта Великобритании Роберт Гудвилл рассказывает, что судоходная отрасль Великобритании получила пользу от единого рынка ЕС, который создал более справедливую конкуренцию между судоходными компаниями, сократил расходы на фрахт грузоотправителей и ликвидировал таможенные пошлины для британских экспортеров внутри союза.

Датская судоходная компания DFDS, которая активно работает в Великобритании, считают, что для этой страны оставаться в ЕС было бы лучше. «Мы обеспокоены тем, что Brexit принесет длительный период неопределенности, который может сам по себе быть отрицательным для инвестиций, торговли и роста», — рассказывает исполнительный директор DFDS Нильс Смедегаард.

Как повлияет выход Великобритании из ЕС на нормы морского права этой страны – это сейчас главный хлеб всевозможных юридической компаний Альбиона. Впрочем, несмотря на кардинально противоположные сценарии, все сходятся в одном – если английские судовладельцы будут хотеть и дальше работать в портах ЕС, то им придётся продолжать придерживаться законодательного поля и директив Евросоюза.

«Brexit не будет препятствовать праву британских транспортных компаний на перевозку грузов в/из портов ЕС. Великобритания все еще может даже иметь доступ в той или иной форме к единому рынку (например, если останется членом Европейского экономического пространства ЕЭП), но степень доступа будет совершенно очевидно зависеть непосредственно он сценария выхода из ЕС», — рассказывают в юридической фирме Norton Rose Fulbright.

при подготовке материала использовались Reuters, Tuscorlloyds.com, Theguardian.com

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать