Вверх

Как привлечь китайских инвесторов

18 марта 2019   Константин Ильницкий

Рост участия китайского бизнеса в украинских проектах – это случайность или тенденция? На этот вопрос наш корреспондент попросил ответить сопредседателя общественной организации «Одесса – Шанхай 1871» Бориса Волошенкова

Как привлечь китайских инвесторов

На фото: Открытие в мае 2016 года в Николаеве зернового терминала китайской группы компаний COFCO Agri.

Китайский бизнес проявляет все больший интерес к реализации инфраструктурных проектов в украинской портовой отрасли. Еще год назад эксперты морской отрасли обратили внимание, что в рамках Национального морского рейтинга Украины по итогам 2017 года сразу три китайские компании получили награды за различные достижения в Украине.

Компания China Harbor Engeneering Company Ltd. получила памятный знак за значительные объемы дноуглубительных работ, выполненных в порту «Южный». Китайская судоходная компания COSCO была отмечена памятным знаком за наивысшие темпы роста перевозок контейнеров через украинские порты. А компания «ДССК», оперирующая в Николаеве зерновым терминалом, принадлежащим китайской группе COFCO, была награждена тремя памятными знаками в различных номинациях за значительный рост объемов перевалки зерновых. Все эти компании успешно работали в Украине и в 2018 году.

Рост участия китайского бизнеса в украинских проектах – это случайность или тенденция? На этот вопрос наш корреспондент попросил ответить сопредседателя общественной организации «Одесса – Шанхай 1871» Бориса Волошенкова.

На фото: Борис Волошенков

- Конечно, это не случайность. Все, если и не знакомы в деталях, но хотя бы слышали об инициативе Китая «Один пояс и один путь», которую лидер этой страны Си Цзиньпин озвучил впервые в 2013 году. Речь идет об объединенных проектах развития «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века».

Ориентировочный экономический масштаб проектов, предполагающий экономическое развитие с участием Китая десятков стран, гигантский – до $21 трлн. В том числе предполагаются масштабные проекты развития транспортной инфраструктуры этих стран.

Например, в прошлом году вице-премьер-министр Украины Степан Кубив говорил, что КНР готова инвестировать $7 млрд в украинскую инфраструктуру. И это не предел, цифра может вырасти до $10 млрд.

Разумеется, в Китае преследуют собственные внешнеполитические и экономические цели. Украину, в частности, они видят как партнера для выхода на рынки Европы. Но китайские власти готовы делать значительные инвестиции в проекты, которые будут оценены как взаимовыгодные. Важно и то, что Китай интересуют крупные инфраструктурные проекты, которые могут существенно повлиять на экономическое развитие того или иного региона, особенно если этот регион тяготеет к путям движения китайских грузопотоков.

– На память приходят предложения китайского миллиардера в 2013 году построить в Донузлаве возле Евпатории в Крыму глубоководный морской порт.

– Да, было заявлено намерение вложить в проект около $3 млрд. Мощность порта должна была составить до 100 млн тонн в год, но дело с места не сдвинулось. Было много сомнений из-за недостаточно развитой транспортной инфраструктуры Крыма для работы такого порта. Разговоры об этом проекте по понятным причинам прекратились после марта 2014 года. Но от самой идеи строительства глубоководного порта наши китайские партнеры не отказались.

Я имел отношение к поиску другого места для нового порта. Рассматривалось озеро Сасык в Одесской области. Там можно иметь достаточно территории и акватории после проведения дноуглубительных работ. Дополнительную ценность месту придает канал, который выходит к Дунаю. Увязка морских путей с речными, дающими выход на страны Европы, – это очень интересно. Но общий анализ все-таки показал, что нынешняя инфраструктура Бессарабии по многим параметрам пока не готова к такому крупному обновлению.

А пока Украина не может предложить китайским партнерам масштабный инфраструктурный проект, они участвуют в реализации менее значимых. В этом ряду дноуглубительные работы в портах «Южный» и «Черноморск», развитие зернового терминала в порту «Николаев», где в 2018 году перевалили более  3 млн тонн зерна. Приезжавшие в прошлом году китайские бизнесмены выразили заинтересованность в реализации инвестпроектов в Ренийском, Херсонском и Южном морских портах.

– Эксперты отмечают, что от китайской стороны предложений об инвестициях поступает больше, чем от украинской.

– Насколько я могу судить, при наличии разных документов, которые именуются планами и стратегиями, реально глобального плана развития морехозяйственного комплекса нашей страны на сегодня нет. Нет общей картины, глобального видения морской отрасли. А без такого видения не могут появиться и масштабные идеи, проекты, которые могут заинтересовать таких крупных инвесторов, как Китай.   

Говорят, что миром управляют идеи. Это если идеи смелые и масштабные. Когда Одессу посетил руководитель транспортной компании из Нанкина господин Мо, он сказал, что ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: [email protected]
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать