Вверх

Как работает Херсонский морской порт - репортаж

30 июля 2018   Андрей Муравский

Мы посетили госстивидорную компанию «Херсонский морской торговый порт», чтобы своими глазами увидеть, как обстоят дела на предприятии, которое должно быть выставлено на концессионный конкурс одним из первых.

Как работает Херсонский морской порт - репортаж

На фото: Здесь начали паковать в биг-беги удобрения, которые приходят в порт из Грузии и Туниса.

От проходной идем к складу. Ночью был дождь, но теперь погода ясная. Возле склада стоит множество белых биг-бегов (мягкий контейнер для транспортировки сыпучих грузов), часть из которых накрыта брезентом. Кран переносит в вагон по несколько биг-бегов сразу, и на время они сливаются с белыми облаками.

На фото: и.о. директора ГП ХМТП Александр Сухин

«У нас есть установки для пакетирования сыпучих грузов. Несколько лет стояли законсервированными, теперь же появилась возможность их задействовать», – рассказывает и.о. директора ГП ХМТП Александр Сухин.

Здесь начали паковать в биг-беги удобрения, которые приходят в порт из Грузии и Туниса. Если раньше удобрения из Украины экспортировались, то теперь их импортируют. Грузят карбамид, амофос и сульфат.

Одна такая установка расположена в крытом складе, вторая сейчас модернизируется. По конвейерной линии бежит вверх удобрение, попадая на верхнюю площадку машины. Потом оно сыпется в раскрытый внизу биг-бег. Когда такой большой мешок заполнен, машина зашивает его.

Сейчас в порту фасуют удобрение по пол тонны и по тонне. Тут же подъезжает погрузчик и забирает биг-бег, чтобы доставить его под кран для дальнейшей перегрузки в вагон. «Даже с одной машиной мы достигли показателей в 400 тонн за смену, это хорошие показатели. Думаю, сможем паковать по 600 тонн за смену», – уверяет Сухин. Биг-беги перегружают не только в вагоны, но и на каботажные суда. Сейчас грузоотправители отправляют удобрения и по реке.

Возле причала №3 ожидают погрузки высокие штабеля пиломатериалов. Руководитель порта рассказывает, что госкомпания возобновила работу с турецкой компанией, которая уже отправляла отсюда доски около десяти лет назад. Правда, еще не решен окончательно вопрос с фумигацией древесины. В Украине нет сертифицированных препаратов, необходимых для эффективного обеззараживания лесных материалов. Турецкая сторона не признает то вещество, которое мы можем применять, а то, что предлагают турки, еще не сертифицировано в Украине. Но, как говорят в ХМТП, вопрос это уже решается.

Возле причала №5 навален металлолом. Александр Сухин рассказывает, что сейчас есть два клиента, которые отправляют такой груз в Турцию через ХМТП, но есть и еще желающие.

В Херсонском порту нередко перегружаются крупногабаритные грузы. Вот и сейчас в первом затоне на правом берегу Днепра перегружает на баржу установку для производства фруктозы плавкран «Бригадир Ковыза», способный поднимать до 150 тонн груза. Оборудование прибыло в Украину из Израиля.

В том же затоне стоит судно «Килия», находящееся на балансе ГП ХМТП.  До прошлого года судно более десяти лет было в отстое. Его отремонтировали для того, чтобы в дальнейшем использовать в каботаже. Впрочем, как говорит Александр Сухин, эксплуатация старого судна обходится дорого. Так, для того, что бы «Килия» могла перевозить грузы, ей нужно было пройти дорогостоящее освидетельствование, которое будет действительным в течение пяти лет.

Портофлот ХМТП – это три буксира, шесть плавкранов, два транспортных судна и 11 барж типа ДМ с грузоподъемностью до 1000 тонн. Такие баржи используются для временного хранения грузов. «Со стороны причала мы в таком случае загружаем зерно или шрот, поднимая вагоны зерновозы кранами. А с другого борта стоит баржа, из которой мы перегружаем одновременно с работой на причале», – объясняет Сухин. Впрочем, это не единственный вариант погрузки зерна: ранее была установлена конвейерная лента, бункер, в который зерно ковшевой погрузчик высыпает, и оно идет в трюм судна.

Но с зерновыми грузами в порту на данный момент не густо. «Однозначно урожай в этом году будет меньше прошлогоднего. Сейчас зернотрейдеры ожидают более высокой цены», – объясняет Сухин.

В порту концессии ожидают несколько настороженно – все-таки это новая процедура, подобного опыта у Украины нет.

«Мы работаем в условиях жесткой конкуренции. В самой акватории Херсонского порта есть несколько терминалов, через которые перегружаются зерновые грузы. А наша работа усложняется именно тем, что государственный стивидор зависит от таких факторов, от которых частник не зависит. Например, даже если у нас нет достаточных объемов работы для всего коллектива, людей необходимо содержать, обеспечивать соцпакет», – говорит руководитель компании.

К этому добавляется и конкуренция с соседними портами. Недавно Кабмин утвердил проект реконструкции участка железной дороги «Долинская – Николаев», что повышает пропускную способность направления «Знаменка – Долинская – Николаев». «У нас и так если вагоны идут на Херсон, то только после того, как маршрутный поезд придет на сортировочную станцию в Николаев», – добавляет Сухин.

Прошлый год был сложным для ХМТП – госстивидор закончил с падением перевалки. Да и начинался он с невыполнения плана по объемам перевалки и перехода на четырехдневку.

Тем не менее, руководитель ГП ХМТП отмечает, что наметилась четкая динамика роста грузоперевалки. Так, если с января по май выйти на плановые объемы перевалки не удавалось, то в июне и июле их даже превысили. В январе была перевалка 53,2 тыс. тонн (план – 105 тыс. тонн), в феврале – 39,4 тыс. тонн (план – 101 тыс. тонн), в марте – 30,7 тыс. тонн (план – 113 тыс. тонн), в апреле – 78,3 тыс. тонн (план – 119 тыс. тонн), в мае – 98,3 тыс. тонн (план – 112 тыс. тонн). В июне перевалили 137,5 тыс. тонн при плане в 117, а в июле – 153,7 тыс. тонн при запланированных 151 тыс. тонн.

«Сейчас наше финансовое положение не позволяет удовлетворять все наши потребности. Но мы не унываем, находим способы на чем-то сэкономить. Недавно двумя плавучими кранами поставили на причал баржу ДМ-100 и отремонтировали ее своими силами, удешевив ремонт», – приводит свежий пример руководитель госпредприятия.

Впрочем, это все равно меры точечные. В порту же ждут изменений комплексных. Сейчас подготовка ХМТП к концессии, как уверяют министерские чиновники, уже на «финишной прямой». Но еще есть важные пункты, которые обсуждаются на совещаниях в МИУ. Александр Сухин как раз вернулся с очередного такого совещания. «Нам необходимо государственно-частное партнерство. В существующих условиях зарегулированности и при необходимости выплачивать заработанные средства государству вместо того, чтобы вкладывать в развитие предприятия, мы не сможем выдержать конкуренцию», – констатирует он.

В порту концессии ожидают несколько настороженно – все-таки это новая процедура, подобного опыта у Украины нет. Мол, если инвестором было бы само государство и предприятие избавили бы от нынешних «государственных нагрузок», результаты были бы иными. Однако, правительство, руководство МИУ и др. решительно настроены на передачу предприятия в частные руки, так что остается ждать реакции рынка на предложение.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка