Вверх

Как судоремонт спасает корабелов

14 марта 2017   Андрей Муравский

В последние годы украинские заводы строят мало судов и выживают в за счет судоремонта и непрофильной деятельности. Минувший год не стал исключением, но и новые суда на воду спускались.

Как судоремонт спасает корабелов

На фото: нефтемусоросбощик Sea Ant.

ХСЗ и ЧСЗ

Херсонский судостроительный завод в течение года ударными темпами строил нефтемусоросбощик Sea Ant. Под занавес уходящего года судно торжественно передали заказчику – Южненскому филиалу Администрации морских портов Украины. В «Смарт-холдинге», в структуру которого входит ХСЗ, любят подчеркнуть, что среди судов подобного класса, эксплуатирующихся в портах Украины, у нефтемусоросбощика аналогов нет. Помимо основной задачи, Sea Ant может быть и буксиром-кантовщиком, и бонопостановщиком, снабженцем и пожарником.

Кроме того, как сообщает руководитель Smart Maritime Group (управляет судостроительными активами «Смарт-холдинга») Василий Федин, на стапелях ХСЗ и Черноморского судостроительного завода в течение года были отремонтированы и модернизированы 46 судов. Хотя мощности ЧСЗ явно не предназначены для судоремонта, сейчас для этого используется и плавдок, и достроечные набережные, и поточно-позиционная линия, и околостапельная плита. К концу прошлого года здесь были отремонтированы и находились на завершающей стадии ремонта 28 судов, в то время как 2015-м их был только десяток.

Проекты «Нибулона»

В начале 2016 года судостроительно-судоремонтный завод «Нибулон» закончил начатое в 2015-м строительство несамоходного плавучего крана «Нибулоновец» и несамоходного судна NBL-02. А в марте заложил два несамоходных судна из серии проекта В2000, начав создавать серию из восьми единиц для эксплуатации на Южном Буге. Кроме того, «Нибулон» начал строить очередное судно проекта NBL-91. Головное судно В2000 было спущено на воду 19 мая. До конца же года завод построил еще четыре единицы из серии.

По сравнению с 2015 годом, когда завод собирал не только несамоходные суда (три судна проекта NBL-91), но и буксиры-толкачи (три буксира проекта 121 были торжественно заложены в августе 2014-го), прошедший год выглядит не столь успешным. Однако «Нибулон» намерен строить в год по 15 судов. Для этого завод существенно модернизируют. Компания в дальнейшем хочет самостоятельно обрабатывать металл. Уже достраивается новый цех металлообработки и склад металла (10 тыс. тонн единовременного хранения) с участком очистки и грунтовки. В цех закуплено оборудование для резки, судостроительный пресс и т. д. В дальнейшем будет построен еще секционный цех для строительства спецзаказов, который будет оборудован четырьмя кранами грузоподъемностью 10 и 5 тонн и современным сварочным оборудованием. Планируется, что первую продукцию цех выпустит уже этим летом.

Оборонный заказ

Удачным стал год для Завода «Ленинская кузня», который получил несколько заказов. В апреле для украинских ВМС были заложены четыре бронекатера. В декабре на заводе торжественно заложили два десантных катера типа «Кентавр».

Осенью киевский завод получил два подряда на более чем 64 млн гривен. Предприятие выполнит капремонт спасательного судна «Сапфир» для «Морской поисково-спасательной службы» (29,09 млн гривен) и парома «Герои Шипки» филиала «Укрзализниці» «Лиски» (34,93 млн гривен).

Флот для УДП

Прошедший год стал знаковым для Килийского судостроительно-судоремонтного завода. Впервые с 2005 года предприятие берется строить новый флот для собственных потребностей Украинского Дунайского пароходства. На КССРЗ даже уверяют, что стратегическая задача предприятия – сделать судостроение ключевым. Правда, собирают первую баржу типа SLG из трех старых: один лихтер будет использован как носовая часть, с другого срезают часть трюмовой секции длиной 4,5 м, еще у одного заимствуют корму.

В основном килийцы занимаются все-таки судоремонтом. По словам председателя правления УДП Дмитрия Баринова, рост объемов перевозок в минувшем году обусловил и значительные вложения в ремонт флота – более 65 млн гривен. Полностью загружены работой как КССРЗ, так и база технического обслуживания флота, еще и измаильскому «Дунайсудосервису» достается работа.

Как отмечал и. о. директора КССРЗ Андрей Мунтяну, хотя УДП ‒ основной заказчик завода, немалый интерес к сотрудничеству стали проявлять и другие судовладельцы, в том числе и иностранные. В 206 году КССРЗ спустил на воду морской буксир «Тира» Белгород-Днестровского морского торгового порта. Впервые за последние годы завод принял на ремонт морское несамоходное судно длиной более 120 м.

Дмитрий Баринов обещает в нынешнем году начать модернизировать самоходный флот, заменяя силовые энергетические установки. Более современные двигатели сделают толкач эффективнее – ниже расход топлива, меньше расходы на межрейсовый ремонт и обслуживание.

40 футов

Ильичевский судоремонтный завод весь год стабильно отчитывался о проведенном ремонте судов. А осенью прошлого года здесь отметили 40-летие производства контейнеров. Первый 20-футовый универсальный контейнер предприятие изготовило в 1976 году.

К концу октября 2016-го на ИСРЗ построили и испытали под наблюдением Регистра судоходства первый морской универсальный сухогрузный 40-футововый контейнер увеличенной высоты. Чтобы производить новую продукцию, завод переоснастил и модернизировал оборудование. ИСРЗ – единственный в Украине производитель морских универсальных сухогрузных контейнеров.

Спорный актив

А вот для Азовского судоремонтного завода прошлый год ознаменовался судебными тяжбами. Еще в 2015-м Фонд госимущества вознамерился досрочно разорвать договор аренды целостного имущественного комплекса судоремонтного завода с ООО «СРЗ» (управляющая компания ‒ Мариупольская инвестиционная группа, МИГ), которое арендовало его 14 лет.

2017 год может принести новые изменения. Кабинет министров решил передать имущественный комплекс бывшего госпредприятия из сферы управления Министерства инфраструктуры в управление ФГИ, а потом отдать в аренду. Правда, МИГ хочет приватизировать предприятие. И напоминает, что ранее правительство внесло завод в список объектов, подлежащих приватизации. Как уверяет исполнительный директор компании Олег Иванюшенко, от участия в конкурсе на аренду МИГ может даже отказаться.

Регуляторные новшества

Из позитивных изменений для судостроительной отрасли Украины в ассоциации «Укрсудпром» отмечают принятый Верховной Радой и подписанный президентом Украины закон «Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта». «Но нужен хотя бы один пилотный проект, который продемонстрирует реальную работу закона», – говорит президент ассоциации Виктор Лисицкий.

В то же время в ассоциации негативно отнеслись к законопроекту «О внутреннем водном транспорте», рассмотрение которого в парламенте еще предстоит. «Законопроект предлагает суда, которые используются для внутренних перевозок на таможенной территории Украины, отнести к таким, которые могут быть помещены в таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами (ст. 105 Таможенного кодекса Украины). Украинские судостроители будут платить налоги на комплектующие, любые другие запчасти, налог на прибыль, закладывать в заработную плату налог на доходы физических лиц, единый социальный взнос и прочее. А иностранные суда, зарегистрированные в офшорах, ничего этого платить не будут. Это сделает их более выгодными, даже если объем сборов и налогов для прохождения судна будет для них более чем в два раза больше», – уверяет Виктор Лисицкий.

Хотя есть и те, кто считает, что с увеличением перевозок и приходом флота под иностранным флагом вырастут и объемы судоремонта. Об этом говорит, например, гендиректор «Гермес Трейдинг» Юрий Скичко. «Количество судов, перевозящих грузы реками Украины, может увеличиться, – подтверждают в АСК «Укрречфлот». – Это, в свою очередь, может привести к тому, что техническое обслуживание и ремонт судов потребуются и на территории Украины».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать