Вверх

Как судостроение Хорватии загружает работой украинские заводы

30 июня 2016   Андрей Муравский

Хорватские судостроительные предприятия чувствуют себя неплохо. От этого выигрывает и Украина: хорваты покупают у нас металл и дают субподряды корабелам

Как судостроение Хорватии загружает работой украинские заводы

На сегодня хорватские судостроительные заводы занимают значительную долю европейского рынка. По итогам 2015 года они находятся на втором месте в судостроении Европы и на десятом — в мировом. Такие данные озвучило правительство Хорватии. Стоимость контрактов на постройку 44 судов общей грузовместимостью 675 тыс. тонн оценивается в $1,75 млрд, и это — без учета заказов, напрямую не связанных с судостроением. Портфель заказов пополняется, и недавно верфь Uljanik (г.Пула) взяла на себя обязательство построить два железнодорожных парома (по 5,25 тыс. тонн или 54 вагона) для Казахстана, первый — на 2017 год, второй – на 2018-й. В прошлом году Uljanik построил паром для Туркменистана (годом ранее — поставил в эту страну такой же).

Такая загруженность хорватских верфей приносит выгоду и украинцам. Во-первых, потому, что Хорватия покупает украинский металл. Президент Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков недавно был с украинской делегацией в Хорватии, где посетил судостроительный завод Brodotogir. «Я был поражен: с одной стороны курортная зона, а с другой стоит экологически чистая верфь, которая сейчас модернизируется. Стоят огромные танкеры, самый большой танкер – для американского заказчика. И на наш вопрос, откуда металл, было очень приятно услышать, что 9,5 тыс тонн металла — из Мариуполя. Несмотря на войну, мариупольцы пообещали, что металл будет доставлен в срок, и они выполнили обещание», — рассказал он «Портам Украины».

А представитель ТПП Украины в Хорватии Ивица Пирич добавил, что украинский металл покупают три больших завода мирового уровня. По его словам, сейчас есть заказ на четыре танкера. И нужно закупить 35 тыс. тонн металла.

Азовский судоремонтный завод сообщил о подписании контракта на изготовление секций металлической надстройки танкера для компании Viterlef Management ltd. Сам танкер строится на одной из хорватских верфей

Вторая причина — то, что Хорватия дает субподряды. В конце мая Азовский судоремонтный завод сообщил о подписании контракта на изготовление секций металлической надстройки танкера для компании Viterlef Management ltd. Сам танкер строится на одной из хорватских верфей, название которой АСРЗ не уточнил. «В течение 85 рабочих дней команда специалистов ООО «СРЗ» обязуется разработать рабочие чертежи по проекту, изготовить, испытать и отправить заказчику секции металлических конструкций надстройки судна.

По условиям контракта, надстройка будет изготавливаться в строгом соответствии с правилами Классификационного общества Норвежский Веритас (DNV GL)», — сообщил СРЗ. Кроме того, было подписано соглашение о намерениях строительства на мощностях АСРЗ баржи «в случае успешного исполнения условий контракта». По данным Delo.UA, стоимость контракта — около $0,5 млн, троительство баржи оценивается в $5 млн.

И этим сотрудничество не ограничится. Как сообщил «Портам Украины» Ивица Пирич, Brodotogir готов разместить субподряды на украинских предприятиях. По словам хорвата, компания уполномочила его посетить судостроительные заводы Украины с тем, чтобы провести предварительные переговоры. Подробностей Пирич не раскрывает, но уверяет, что у хорватской стороны большой интерес и контракты будут — боевые действия на территории Украины не отпугивают страну, которая сама пережила подобное.

Европа в тени Азии

Мировое судостроение показывает снижение. В 2015 году в мире было заказано 1306 судов, что на 40% меньше, чем в 2014 году, когда корабелы получили 2162 заказа. В прошлом году судовладельцы потратили на пополнение флота $69 млрд., годом ранее сумма была существенно выше – $113 млрд.

Но при этом в начале этого года судостроительные верфи Европы уже получили заказов больше, чем верфи Азии. Как сообщила Германская ассоциация судостроителей и морских инженеров Verband für Schiffbau und Meerestechnik, уже в первом квартале европейцы получили заказы на $3,7 млрд. — более половины глобального объема заказов в денежном выражении (портфель заказов всех судостроительных заводов мира составил $6,5 млрд.).

В основном Европа лидирует благодаря дорогим заказам на строительство круизных лайнеров, в чем Азия ей не конкурент. Как сообщает World Maritime News, итальянский завод Fincantieri уже работает над четырьмя новыми лайнерами для Carnival Corporation, еще четыре он построит для Costa Asia, и по одному — для P&O Cruises Australia и Princess Cruises. Немецкая Meyer Werft заключила контракт на строительство четырех судов для Saga Cruises and Disney Cruise Line.

Напомним, что европейские корабелы уже давно уступили позиции азиатским конкурентам, которые стали производить «простые» суда значительно дешевле. Специалисты даже предположили, что со временем европейские судостроительные компании перенесут производство в страны Юго-Восточной Азии. Несколько лет назад Ассоциация судостроения Евросоюза заявила, что лидером мирового судостроения Европа может стать благодаря строительству пассажирских судов, судов-снабженцев, буксиров, высокотехнологичных газовозов, плавучих платформ для нефтяников и рыбодобывающих судов. К слову, по данным аналитиков информагентства Clarksons Research, определенной мерой китайцы потеряли объем заказов из-за падениея спроса на балкеры, на строительстве которых они и специализируются.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать