Вверх

Как топливные санкции повлияют на загрузку украинских нефтетерминалов

27 августа 2019   Андрей Муравский

Морские поставки через порты смогут отвоевать 5% рынка дизеля. К тому же российский продукт может покинуть отдаленные южные регионы, где его продажи станут неприбыльными.

Как топливные санкции повлияют на загрузку украинских нефтетерминалов

Морской нефтяной терминал «Южный». Фото: ukrtransnafta.com

У украинских нефтяных терминалов появилась надежда на дополнительные объемы дизельного топлива. Специальные пошлины, введенные правительством на дизтопливо из России, должны сделать более рентабельной доставку из Европы и Туркменистана. А значит – снизить зависимость Украины от российского «дизеля», который занимает на нашем рынке около 45%, рассуждают чиновники.

Пошлины распространяются на дизтопливо, которое транспортируется в Украину трубопроводом, и уже с 1 августа составляют 3,75%, а с 1 октября будет 4%. Именно «Прикарпатзападтранс» три года назад стал серьезным конкурентом для железнодорожного и водного транспорта.

Теперь же ожидается, что повышение стоимости перегонки по трубопроводу «Прикарпатзападтранс» уменьшит маржу трейдеров, пользующихся им. На рынке подсчитали, что 4% пошлины – это $25 за тонну. А представитель Президента в Кабмине и советник по энергетике Андрей Герус уверяет, что в крупном опте рыночная маржа составляет $10–12 за тонну, на поставках же трубопроводным транспортом – $35–40.

Если это так, трейдеры могли бы просто смириться и продолжить доставлять ДТ по трубе (а это Wexler, «ОККО», WOG и др.) вместо того, чтобы переходить на другие виды транспорта, где маржа не выше. Но основной пользователь трубопровода, Wexler Group, сразу решил приостановить поставки. И заявил, что спецпошлина делает их экономически нецелесообразными, разве что будет скидка, о чем и ведутся переговоры с оператором трубопровода.

Как бы там ни было, но чиновники в свою очередь спрогнозировали увеличение поставок топлива другими видами транспорта. На рынке говорят, что на 30-60 тыс. тонн в месяц (до 250 тыс. тонн) поставки нарастит Беларусь. Тем более что российское топливо идет по трубе через Гомель, и там тоже есть возможность сливать его в цистерны и далее доставлять на нашу территорию. Увеличатся поставки российского дизеля железной дорогой.

Герус сообщил, что в августе по трубе вместо 200 тыс. тонн прокачают только 100 тыс. тонн. И что существенно увеличатся поставки ДТ в Украину морским путем, в том числе – из Греции и Италии. Мол, некоторые сети АЗС и крупные потребители быстро законтрактовали танкеры с дизтопливом. Недавно же он проинформировал, что поставки из Беларуси и ЕС и увеличились, а доля российского дизеля на нашем рынке уменьшилась.

Но большей мерой нагрузка на железную дорогу и порты ляжет все-таки уже в сентябре, когда в Украине закончатся имеющиеся топливные запасы. На что же рассчитывать портам в дальнейшем, о каких объемах идет речь?

В общей сложности в прошлом году Украина потребила 6,5 млн тонн дизельного топлива, из которых импорт – 89%. И значительная часть, 2,4 млн тонн, была доставлена трубопроводом «Прикарпатзападтранс» (часть нефтепродуктопровода «Самара-Западное направление»), который после длительного простоя возобновил работу в 2016 году. За первое полугодие 2019 года трубопроводом в Украину пришло более 1,2 млн тонн.

В то же время морем, по данным «Консалтинговой группы А-95», в 2018 году из Туркменистана, Греции, Италии, Турции, России и других стран было доставлено более 564 тыс. тонн дизтоплива. За январь – июнь 2019-го танкеры доставили 168,5 тыс. тонн. Крупнейшими «морскими» импортерами по результатам прошлого года консалтинговая группа называет WOG, (114,1 тыс. тонн), «Трейд Коммодити» (101 тыс. тонн) и «Евростандарт» (99,5 тыс. тонн). Дизельное топливо по морю доставляют Orange Oil, Maddox, Skywalk Trading.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн допускает, что морские поставки через порты смогут отвоевать 5% рынка, и что российский продукт может покинуть отдаленные южные регионы, где продажи станут неприбыльными. «Думаю, что в общей сложности морские перевозки дизтоплива могут достичь миллиона тонн», – уточнил он «Портам Украины». Такие же ожидания, по данным «Портов Украины», и у участников рынка.

То есть, дополнительно при таком оптимистичном для портов сценарии через нефтетерминалы может пойти еще около 300 тыс. тонн в год. Если допустить, что этот объем привезут из средиземноморья судами по 25-30 тыс. тонн, то это всего лишь десяток заходов танкеров. Грубо говоря, ежемесячно – по судну.

Такие танкеры могут принимать в портах Большой Одессы: нефтерайон ГП «Одесский морской торговый порт», «Трансбункер-Юг» в порту Південний, «Черноморский топливный терминал», а также в Николаевском морпорту. По данным портала OilPoint, в общей сложности терминалы могут потенциально перерабатывать не менее 13 млн тонн нефтепродуктов в год. Но мощности эти недогружены, так что проблем с перевалкой возникнуть не должно. Скажем, топливный терминал в Черноморске в последние годы переваливал незначительные объемы: в 2016 году – 70 тыс. тонн, в 2017-м – 74,5 тыс. тонн, в 2018 году – лишь 55 тыс. тонн.

Крупные партии дизтоплива из Греции уже заходят в Південний и ОМТП. Весной этого года впервые в Одессу было доставлено турецкое дизтопливо (30 тыс. тонн). Кроме того, бывают партии из Индии (доставляет Skywalk Trading). Обычной практикой для трейдеров в условиях конкуренции с «трубой» и «железкой» стало «ловить провалы цен в Средиземноморье».

Но в основном в украинские порты дизтопливо доставляется все-таки мелкими партиями, в среднем по 6 тыс. тонн. В первую очередь речь идет о доставках топлива из Туркменистана, и осадка танкеров, которые идут к нам оттуда, ограничивается Волго-Донским судоходным каналом. Помимо этого, мелкие партии периодически завозят из Турции, были даже доставки таких партий из более отдаленных регионов.

Работа с каспийским топливом имеет свою специфику из-за необходимости проходить танкерами Волго-Дон. Поставки не могут быть круглогодичными, поскольку на зимний период канал закрывается. А проходят его по факту суда под российским флагом. Могут еще под флагом сопредельных государств – Туркмении, Казахстана, Азербайджана на прохождение судов которых выделяются годовые квоты, говорят трейдеры, которые закупают топливо в Туркменбаши. По этой вот причине часом видят танкеры под триколором в Херсоне или даже Запорожье, где топливо переливают на госкомбинате «Звезда».

И этот вот мелкотоннажный флот может стать в ближайшей перспективе нашим слабым звеном. «В этом году мы столкнулись с повышенными ставками фрахта и отказами судовладельцев заходить в украинские порты, что связано с рисками задержания нашими спецслужбами. Эта ситуация не способствует диверсификации источников поставок. Хотя именно диверсификация – основа экономической независимости Украины. Туркменский ресурс может заменить немалую часть российского дизеля, который шел трубопроводом», – говорит владелец компании Skywalk Trading Ирина Рубан.

В прошлом году из Туркменбаши было доставлено 187 тыс. тонн дизтоплива. В том числе, согласно данным Госслужбы по безопасности на транспорте и Госслужбы морского и речного транспорта Украины, на запорожский комбинат пришло 16 партий общим объемом 51 тыс. тонн. За первое полугодие 2019-го (реально – за апрель – июнь) там швартовалось четыре судна, которые привезли около 17 тыс. тонн топлива.

Но морские трейдеры, работающиес более дорогим средиземноморским ресурсом, опасаются, что такие поставки может вытеснить топливо из российских портов за счет преимущества в логистике. Если найдутся желающие заняться такими поставками систематически, это будет препятствовать диверсификации.

В любом случае, участники рынка верят в увеличение поставок дизтоплива в украинские порты. Даже если несмотря на увеличение пошлины на поставки топлива трубопроводом трейдеры не захотят менять привычную логистику. Тем более что ранее «морские» смогли усилить свои позиции, когда подорожали перевозки железной дорогой.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать