Вверх

Как улучшить работу УЗ в направлении портов

17 января 2018  

Что мешает железнодорожному монополисту эффективно оказывать транспортные услуги экспортерам агропродукции. Рассказывает заместитель директора регионального филиала «Одесская железная дорога» ПАО «Укрзалізниця» Сергей Никулин во время III Международной конференции «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии», организованной издательством "Порты Украины"

Как улучшить работу УЗ в направлении портов

Сегодня Региональный филиал «Одесская железная дорога» ПАО «Укрзалізныця» обслуживает 9 морских торговых портов, на которые приходится до 80% грузооборота. Среди них крупнейшие порты: «Южный», Одесский, Черноморский (Ильичевский), а также Измаильский, Ренийский, Белгород-Днестровский, Николаевский, Херсонский, СМП «Ольвия».

Учитывая существующую диспропорцию между перерабатывающей способностью портов, в частности Одесского МП, охваченного со всех сторон территорией города, железнодорожники ищут пути предоставления более выгодных услуг.

Прямой вариант

Одним из таких решений стало накопление на ближайшей сортировочной станции Раздельная вагонов с зерновыми грузами – объемом, достаточным для судовой партии. После этого вагоны подают на станцию Одесса-Порт организованными маршрутами, не создавая при этом нагрузку, связанную с дополнительной маневровой работой и т. п.

На сегодняшний день филиал заключил 11 договоров на выгрузку зерновых грузов по прямому варианту с возможностью накопления вагонов до судовой партии. В 2017 году работа по прямому варианту проводилась одним предприятием – ООО «Зектер» – с выгрузкой на станциях Одесса-Порт и Николаев-Грузовой. Среднесуточный простой вагонов при такой схеме составил 3,64 сут./ваг.

Взаимовыгодно также формирование отправительских маршрутов на местах погрузки зерновых грузов. За 10 месяцев 2017 года отправлено 222 маршрута с зерновыми грузами (10 862 вагона). Процент маршрутизации в этом году снижен, он составил 12% против 29% в 2016 году.

Нехватка согласованности

Проблемы возникают из-за недостаточного взаимодействия между грузополучателями (портами, элеваторами и др.) и грузоотправителями (экспедиторами). Это иногда приводит к накоплению вагонов в ожидании выгрузки или «бросанию» поездов в пути следования. УЗ несет расходы на охрану брошенных поездов, поездную и маневровую работу и, что самое главное, теряет погрузочные ресурсы в условиях острого дефицита подвижного состава!

За 10 месяцев этого года на дороге было брошено 27 поездов, в которых находилось почти 1362 вагона с грузом. Из них в адрес ООО «Укрэлеваторпром» были «брошены» 22 поезда (1100 вагонов), ООО «Одесский зерновой терминал» – 2 поезда (104 вагона), Одесского морского порта – 3 поезда (158 вагонов). Плата за простой вагонов компенсирована полностью – в сумме 1,2 млн грн.

За этот период из-за накопления вагонов с зерновыми грузами в ожидании выгрузки были объявлены конвенции для получателей зерновых грузов общей продолжительностью 70 суток среди таких предприятий: Херсонский и Ильичевский филиалы АМПУ, ПрАТ «Укрэлеваторпром», «Трансбалктерминал», ООО «Агроальфатерминал» и другие.

В целом за 10 месяцев 2017 года станциями региональных филиалов УЗ на экспорт отгружено 26 млн тонн зерновых грузов, что на 14% (или 3 млн тонн) больше, чем за тот же период в рекордном по этому показателю 2016 году. Возможно, до конца этого года будет поставлен новый рекорд.

В течение отчетного периода в среднем за сутки выгружалось 1411 зерновозов, что на 167 вагонов больше, чем в 2016 году. Зерна на экспорт в порты отправлено 85 тыс. вагонов (5,6 млн тонн), что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 3,5 тыс. вагонов.

За этот период среднее время использования зерновозов на подъездных путях Одесского филиала увеличилось на 1,03 часа по сравнению с прошлым годом и составило 18,07 часов. Основная причина – неудовлетворительная выгрузка вагонов на предприятиях. Акты задержки вагонов составляются в основном по таким причинам: неисправность механизмов и отсутствие трудовых ресурсов; несоответствия качества и массы груза; ожидание переадресовки; длительное таможенное оформление.

Дефицит состава

Негативное влияние на логистическую схему перевозок со стороны железной дороги имеют технические неисправности парка локомотивов, отсутствие запасных на период ремонта и экипировки, нехватка дизельного топлива и т. п.

На 47-м совещании стран участников содружества по железнодорожному транспорту принято решение продлить срок службы вагонов-зерновозов инвентарного парка на 15 лет, было согласовано их курсирование в международном сообщении. Сейчас срок пригодности зерновоза составляет 45 лет после проведения диагностики.

Сегодня в Украине эксплуатируется 16 214 зерновозов: на балансе Центра транспортной логистики ПАО «УЗ» – 10978 зерновозов, на балансе других предприятий – 5236 зерновозов, что превышает показатели предыдущих лет.

Оптимизация организации

С нашей точки зрения, есть ряд организационных проблем, решение которых может значительно усовершенствовать процесс перевозки зерновых грузов. Причем усилия следует предпринять всем участникам этого процесса, а не только железной дороге. Например, предприятия работают только в дневное время суток, не грузят в праздничные и выходные дни, в то время как можно организовать их круглосуточную работу.

Организация перевозок зерна стихийна (несвоевременно подаются заявки на перевозки, что усложняет их планирование). Предлагается своевременно согласовывать электронные заявки с помощью системы МЕСПЛАН.

Мы также видим решение ряда проблем во введении дополнительного парка локомотивов; содержании в исправном состоянии вагонно-измерительной техники; выполнении графика движения грузовых поездов, чтобы избежать остановок на промежуточных станциях, которые не имеют постов военизированной охраны, другое. Чтобы избежать случаев «брошенных» поездов с зерновыми грузами, предлагается совместно с портами проводить постоянную работу с грузоотправителями относительно ритмичности отгрузки грузов согласно плану завоза и с учетом перерабатывающей возможности станций и портов.

Что касается долгосрочных планов, то наш филиал совместно с инвесторами планирует продолжить строительство второго главного пути, электрифицировать участок Черноморская – Береговая. Это только первый этап в увеличении пропускной способности в направлении предприятий, расположенных в акватории порта «Южный».

Также планируется за сеёт средств ООО «Ника-Тера» увеличить пропускную способность станции Жовтневая, где уже построены и приняты в эксплуатацию три приемо-отправочных пути. Намечены другие мероприятия по дальнейшему развитию путевого хозяйства портов и припортовых станций.

Одесская железная дорога также располагает проектами реконструкции припортовых станций. При наличии соответствующего финансирования и реализации такие проекты дадут значительный экономический эффект от улучшения организации перевозок.

В печатной версии публикации смотрите также:

Табл. Перерабатывающая способность предприятий по зерновым грузам, 2017 год

График. Динамика выгрузки вагонов в портах Одесской дороги, включая зерновые грузы 2010-2017 гг.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать