Вверх

Как УЗ пытается разрушить монополию поставок топлива

24 октября 2016   Максим Гардус

«Порты Украины» анализируют, поможет ли сокращение требуемых документов при тендерах решить проблему нехватки дизтоплива на «Укрзализныци», победить монополию в поставках и сделать процедуру более прозрачной.

Как УЗ пытается разрушить монополию поставок топлива

«Укрзализныця» предпринимает меры из озвученного ранее антикризисного пакета для решения проблемы нехватки дизтоплива. Отменены искусственные ограничения, снижавшие количество участников тендеров и позволявшие искривлять конкуренцию. Что думают по этому поводу участники рынка.

Монопольные поставки

Поставки топлива для железнодорожников годами были прерогативой очень ограниченного круга копаний, часто связанных с WOG. И стремление нового менеджмента УЗ и нового министра инфраструктуры расширить круг поставщиков привела к активному противодействию традиционного поставщика, использующего Антимонопольный комитет Украины. Методика такова: в случае победы в тендере конкурентов, результаты оспариваются в АМКУ. А во время разбирательства поставок не происходит. Из-за этого «Укрзализныця» регулярно оказывается на грани остановки, ведь солярки часто остается на несколько дней.

Читайте также Почему УЗ не смогла показать прибыль в 2016 году

УЗ в сентябре запланировала провести три тендера по закупке дизельного топлива на общую сумму 509 млн. грн. через ProZorro. Но тендер наткнулся на активное сопротивление. Первый тендер предполагал закупку 8,3 тыс. т ДТ на 176, 9 тыс. т, второй - закупку 6,6 тыс. т на 139,9 млн. грн. и третий - закупку 9 тыс. т на 192,1 млн. грн. В первом конкурсе заявки подали компании «Торговый Дом «Сокар Украина», «ОККО Бизнес Контракт», «ВОГ АЭРО ДЖЕТ, «Элемент Нафта» и «Трейд Коммодити». Но «Трейд Коммодити» подала жалобу в АМКУ, в которой попросило комитет обязать «Укрзализныцю» отменить решение о допуске к конкурсу «Торговый Дом «Сокар Украина». АМКУ принял жалобу к рассмотрению – и  приостановил тендер.

Во втором конкурсе помимо указанных компаний участвовали еще «Техойл Ретейл» и «Альянс Энерго Трейд». Но этот тендер тоже был заблокирован «Трейд Коммодити» через АМКУ. В этом случае «Трейд Коммодити» просил не допускать к тендеру не только «Сокар», но и «Альянс Энерго Трейд».

Важно, что жалобы «Трейд Коммодити» обосновала неправильным заполнением тендерной документации другими участниками торгов. Именно на борьбу с этой уловкой и направлены новации МИУ и УЗ.

Радикальное упрощение

Закупками в УЗ занимается специализированное подразделение -  филиал «Центр обеспечения производства» ПАО «Укрзализныця». «Напомню, ежегодно УЗ закупает топлива на миллиарды гривен. 2016 гг. - Более 5 млрд. И каждый раз, недобросовестные конкуренты попытаются блокировать тендеры в АМКУ или судах, поскольку злоупотребления и откаты безумные на всех уровнях. Мы забираем у них такую ​​возможность!, - написал в своем блоге министр инфрастуктуры Украины Владимир Омелян. - Теперь будет невозможно придраться к формальностям (справка просроченная или старого образца, печать "не там") и протягивать "своего" поставщика».

Сейчас УЗ ожидает оценки нового документа со стороны участников рынка.

В октябре ЦОП разработал новую тендерную документацию о проведении открытых торгов на закупку дизельного топлива. При этом, новая редакция документа уже выложена в электронной системе ProZorro.

«Главный элемент реформы заключается в том, что мы не будем требовать от участников документы, которые в действительности не нужны для оценки их предложений. Дизельное топливо - это товар с понятными характеристиками. Поэтому единственным критерием оценки тендерных предложений является цена. Участник будет декларировать, что его товар соответствует техническому регламенту. Документы, подтверждающие качество и происхождение топлива, он будет предоставлять уже при поставке товара », - отметил и. о. начальника филиала «Центр обеспечения производства» Сергей Иванча.

ЦОП в корне изменил подход. Для участия в тендере участник подает ценовое предложение и документ с информацией о предыдущем опыте поставок дизтоплива такого же объема, на который мы проводится тендер. Если участник побеждает, то документы, согласно техрегламенту, подает при поставке товара.

«Вместо того, чтобы требовать от поставщика вместе с ценовым предложением подавать целую кучу оригиналов и копий справок, сертификатов, деклараций, договоров и других документов, которые бы должны доказать, что твой дизель годится для поездов Укрзализныци, теперь будут просить просто заявить, что он готов поставлять дизель, который соответствует техническому регламенту, - пояснил один из авторов новой редакции документации, глава мониторинговой группы по закупкам УЗ Валерий Шергин. - Остальные документы на товар уже требовать при поставке товара».

Следует отметить, что, в отличие от бензина, ДТ – более стандартизированный товар. И годами многие эксперты и участники рынка называли многочисленные документы, которые требовал ЦОП, скорее условием ограничение конкуренции и скрытой преференцией для избранных компаний. А вовсе не заботой о качестве.

«Далее - соревнования с конкурентами на аукционе за право поставлять дизель одном из крупнейших потребителей в Украине, - подчеркнул Омелян. - Приятно, что именно члены мониторинговой группы ликвидировали один из мега коррупционных механизмов!».

Теперь тендерная документация стала более простой и удобной для чтения. Убрано требование о предоставлении документов, филиал, как организатор торгов может получить из открытых источников.

«Упрощение требований, конечно, может дать кому-то ложные основания считать, что недобросовестным участникам открыта дорога к тендерам. Однако нет. Для минимизации таких рисков мы просим участников подтвердить свою квалификацию, предоставив информацию о предыдущем успешный опыт поставок топлива такого же объема. Кроме того, победитель тендера будет предоставлять Укрзализныци обеспечения выполнения договорных обязательств в виде денежного задатка. Надеемся, это не допустит к конкурсу недобросовестные фирмы », - рассказал Сергей Иванча.

Увеличение число поставщиков

Сейчас филиал ожидает оценки нового документа со стороны участников рынка. Учитывая этот опыт, дальше планируется приступить к разработке новой документации по всем закупкам.

20 октября в ProZorro объявлено четыре процедуры закупки дизтоплива по новой тендерной документацией. Общий объем закупки составляет 60 000 тонн. Большая часть этого объема будет направлена ​​на формирование стратегического резерва топлива, которого в случае необходимости хватит на 1,5 месяца постоянной работы.

Эксперты считают, что упрощение документации расширит круг поставщиков. А также обеспечит стабильность поставок. Ведь теперь нельзя будет срывать тендера через АМКУ и создавать под угрозу остановки железной дороги. Возможно также, что более острая конкуренция трейдеров приведет к снижению цены топлива.

«Старые требования к тендерной документации были местами  абсолютно абсурдны. Например, у претендентов требовали сертификаты и прочие документы на топливо, которое еще не выпущено, - считает глава Консалтинговой группы А95 Сергей Куюн. -  И таких мелочей там было достаточно. И именно они давали поводы для бесконечных обжалований торгов, что в свою очередь приводило к срыву торгов и "топливному" цейтноту на железной дороге. Дерегуляция этой документации сделает торги более открытыми, а конкуренцию  более жесткой».

Читайте также Как перебои с поставками топлива для УЗ бьют по портам

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка