Вверх

Какая себестоимость перевалки зерновых в Украине

15 января 2018  

О факторах, которые формируют цены на услуги зерновых терминалов в украинских портах рассказывает первый заместитель директора компании «Бруклин-Киев» Елена Алиева

Какая себестоимость перевалки зерновых в Украине

Первый заместитель директора компании «Бруклин-Киев» Елена Алиева поведала участникам Международной конференции «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии» о структуре расходов на перевалку зерновых грузов. «Порты Украины» публикуют выдержки из ее презентации.

Объем рынка

Маркетинговые исследования мировых экспертов сообщают, что в ближайшие годы в Украине урожай может составить 80 млн тонн и что существует потенциал роста до 100 млн тонн. По прогнозам экспертов, экспорт зерна этого года составит 40-41 млн тонн. Общие мощности глубоководных элеваторов сегодня составляют 45 млн тонн.

В 2017 году общий объем емкостей для единовременного хранения зерна на всех портовых терминалах Украины достигали 3,3 млн тонн. Если емкости будут увеличены в ближайшие 3-4 года на 2 млн тонн, это позволит увеличить возможности общей годовой перевалки зерна украинскими морскими терминалами до 65 млн тонн.

Проект на Андросовском молу

Рынок растет, растет число игроков и их возможности. Все это ведет к снижению ставки на услуги портовых элеваторов. Для того чтобы портовые элеваторы были эффективны, применяются современные технологии.

Именно с таким подходом создавался компанией «Бруклин-Киев» проект зерноперегрузочного комплекса в Одесском порту на Андросовском молу в тылу причала 1-Z. Его реализация началась в 2012 году. В частности, на нашем элеваторе применены самые современные на то время энергосберегающие технологии.

Всем известно, основная затратная составляющая перевалки – потребление электроэнергии. Внедрение энергосберегающих технологий дало определенный запас в себестоимости в части снижения тарифов со стороны трейдеров.

С другой стороны, учитывая, что строится большое количество терминалов, а значит, ужесточается конкуренция, нам необходимо работать в партнерских отношениях с госпредприятиями, которые должны предоставлять максимально хорошие условия для наших клиентов-зернотрейдеров.

Статьи расходов на перевалку зерновых грузов

Проект «Бруклин-Киева» состоит из пяти фаз. К сожалению, две фазы мы не можем реализовать из-за того, что Одесский порт не выполняет свои обязательства, в частности речь идет о строительстве причала. Много времени мы потратили на то, чтобы получить разрешение для демонтажа здания, которое попадает в пятно застройки терминала. Мы все еще верим в обещание порта, что к 2018 году причал с глубиной 13,5 м, наконец, будет построен. Тогда мы сможем обеспечить погрузку крупнотоннажных судов типа панамакс и оборот терминала достигнет планируемых 4-4,5 млн тонн.

Структура затрат

Есть и другие вопросы сотрудничества частных терминалов с госструктурами. Так как мы работаем в порту в арендных отношениях, мы платим порту и АМПУ определенную часть своих обязательств. Это оплата за доступ портового оператора к причалу, подача и уборка вагонов, подача электроэнергии, водоснабжение и водоотвод. Эта часть в общей структуре себестоимости затрат составляет 31%.

Туда же следует отнести затраты на аренду недвижимого имущества, которое мы арендуем в порту, компенсацию земельного налога, оплату страхования. В сумме обе эти части составляют 53% составляющей ставки. Более половины расходов мы платим своим контрагентам в лице порта и АМПУ.

Остальные 47% составляют расходы нашего предприятия на транспортно-экспедиторские услуги, прямые расходы зерноперегрузочного терминала, которые на 70% состоят из затрат на электроэнергию и техническое содержание элеватора и прочих текущих затрат.

Оптимизация неизбежна

Динамика снижения цены на перевалку из-за растущей конкуренции ведет стивидоров к необходимости минимизировать все свои затраты. Естественно, мы стараемся изыскать все резервы, но на большую часть расходов мы повлиять не можем. Она зависит от госпредприятий, в нашем случае – в лице Одесского порта и АМПУ. К сожалению, эта доля расходов продолжает расти.

Еще три года назад мы не оплачивали доступ к причалу. Теперь эта статья расходов составляет весомую часть – 31%.

Также мы не можем повлиять на рост затрат на электроэнергию, стоимость которой значительно выросла с прошлого года.

Такая статья, как аренда недвижимого имущества, зависит от инфляции. Это приводит к тому, что, если на начало сезона у нас были одни затраты, то к концу сезона они резко возрастают.

Это серьезная проблема. Повышение стоимости услуг в течение маркетингового периода отрицательно влияет на работу терминалов. Мы заключаем со своими клиентами договоры на перевалку груза на сезон, и в течение всего этого периода терминал не повышает тарифы. Но наши расходы в части оплаты государственным структурам постоянно растут. И это в условиях высокой конкуренции, когда рынок диктует снижение тарифов. При таких условиях очень сложно выживать.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать