Вверх

Каких реформ хочет портовый бизнес: репортаж с «Транспортного форума»

16 августа 2019   Андрей Муравский

Участники форма очертили основные проблемы отрасли и их решение

Каких реформ хочет портовый бизнес: репортаж с «Транспортного форума»

13 августа в Киеве состоялся форум «Транспорт как зеркало реформ в Украине». Мероприятие собрало полный зал отеля. Подавляющее большинство присутствующих (а это более 170 человек) составляли представители стивидоров, судовладельцев, морские агенты и т.д. Важно то, что в зале присутствовало трое новоизбранных депутатов, хотя, как отметил модератор форума Владимир Шульмейстер, обещали быть десять человек из «Слуги народа». Ведь цель мероприятия – помочь именно им понять, какие проблемы есть в транспортной отрасли и как их можно решить в сессионном зале. А также – обратить на эти проблемы внимание Президента Украины.

Форум начинается с обсуждения проблем, связанных с деятельностью Морской администрации. Директор «Трансшип-Сервис» Иван Ниякий называет ее самой одиозной структурой в отрасли. «Нашей отрасли везет на контролирующие органы: перед МорАДом была Укртрансбезпека, инспекторы которой приходили на иностранные суда и спрашивали: «Ну шо там у тебе?», а до того была Укрморречинспекция, сокращенно УМРИ. Душили-душили, но мы на плаву», – иронизирует выступающий. Он отмечает, что МорАД функционирует лишь год, но за этот год новой структуре «удалось создать полную неразбериху во всех функциях, которые она должна выполнять». «Провальная реформа капитании порта, проблемы с дипломированием моряков, попытка объединить два разных научных института в один», – перечисляет он проблемы, хорошо знакомые людям из отрасли, но, вероятно, пока не знакомые депутатам.

Представители отрасли рассказали депутатам о наболевшем

«Согласно ст.77 Кодекса о торговом мореплавании капитан порта назначается приказом Министра инфраструктуры по представлению главы Морской администрации. В мае 2019 года все капитаны были уволены министром, а новые назначены не были. Это уголовное преступление: сегодня в портах отсутствует надзор, и все документы, которые были выданы морякам псевдокапитанами портов, являются незаконными. Решение – восстановить капитанов портов на должности и провести реформу капитании, создав казенное предприятие, в которое вошли бы все капитаны портов с их службами и которое осуществляло бы надзор за торговым мореплаванием и занимались бы дипломированием моряков», – отмечает Ниякий.

Далее он переходит к проблемам, которые возникли в связи с созданным недавно сервисным центром для моряков. Услуги, которые моряки получали в дипломно-паспортных отделах портов, теперь предоставляет за отдельную плату государственная компания-прокладка. Морские агенты получили письма, что теперь все приходы и отходы судов будут осуществляться только через «Морречсервис» за отдельную плату. Хотя эта услуга является некоммерческой и осуществляется службой капитана порта. Так что «Морречсервис» должен быть ликвидирован.

Одной из причин возникших проблем участники форума видят в непрофессионализме руководства Морской администрации. «Поскольку «рыба гниет с головы», нужно поменять главу структуры – ее должен возглавить «человек с безупречной репутацией, которого хорошо знают в отрасли», для чего нужен прозрачный конкурс на замещение должности, – подчеркнул Иван Ниякий.

Иван Ниякий

«Вы можете и должны использовать нас и как кнут, и как пряник для рынка. Но мы должны четко понять, какие есть проблемы и как мы их решаем. Когда есть конфликты между нормами законов – это мы понимаем, как решать. Если есть неэффективные управленцы, мы будем контролировать правительство, чтобы оно за этим следило, и вы, как представители бизнеса, не будете допускать, чтобы такие управленцы были у руля», – сказал в свою очередь депутат Владислав Криклий.

В ходе дискуссии выяснилось, что новоизбранные депутаты пока еще не понимают всех нюансов данных проблем. Так, представителям отрасли пришлось объяснять присутствующим народным избранникам, что «Морречсервис» – это не аналог сервиса по выдаче зарубежного паспорта, когда ты имеешь выбор – за меньшие деньги ждать его дольше или же за несколько большую сумму быстрее и при более качественном сервисе. «Морречсервис» – это госпомойка, которая никакого сервиса не предоставляет, только собирает сборы», – сказал директор Risoil S.A. Шота Хаджишвили. «Приход и отход судна оформляются в любом случае, за это платятся портовые сборы. Это контрольная функция государства. Придуманный сервис, это процедура, которая должна быть произведена в соответствии с международными нормами», – добавил член набсовета компании «Український будівельник» Николай Капацина. «Два года назад, когда за эту услугу взимала деньги АМПУ, Антимонопольный комитет уже постановил, что за приход/отход судна запрещено взимать сборы, она входит в состав корабельного сбора», – уточнила управляющий партнер юрфирмы Le Grant Татьяна Титаренко.

В дальнейшем во время своего выступления Татьяна отметила, что в транспортной отрасли наблюдается некий тренд: госмонополисты пользуются своим положением и внедряют обязательства для контрагентов через договор присоединения. «Это договор, при котором условия устанавливаются одной стороной, а вторая сторона не может предложить условия договора и должна принять целиком то, что навязывается ей в одностороннем порядке. Такой инструмент использовали АМПУ и Морская администрация, а в июле проект своего договора о присоединении предложила «Укрзалізниця», – сказала Титаренко и призвала, в частности, Антимонопольный комитет обязать монополистов разработать недискриминационные условия договоров, включить для них условия ответственности, которые были бы соразмерны ответственности другой стороны и обеспечить прозрачную процедуру заключения договоров.

Нужно пресечь практику внедрения в одностороннем порядке обязательств для контрагентов, как это делают госмонополисты

Красной ниткой проходит по мероприятию посыл о том, что бизнес хочет иметь возможность влиять на принятие решений госструктурами, в сферу ответственности которых входит отрасль. Так, Иван Ниякий отмечает игнорирование бизнеса руководством Морской администрации. «Руководитель МорАДа Петренко ни разу не сел с нами за один стол. Нужен совет при МорАД, в который войдут известные люди отрасли и смогут влиять на ее решения», – заявил он.

Директор по развитию группы терминалов TIS Филипп Грушко отметил, что АМПУ получает доходы за счет портовых сборов. И хоть напрямую на грузопоток не влияет, но косвенно – да, поскольку создает благоприятные или неблагоприятные условия для работы бизнеса. «Финплан, который распределяет десятки миллиардов портовых сборов, должен проходить через публичную дискуссию. Чтобы правила игры не принимались за закрытой дверью и не навязывались потом нам – тем, кто эти портовые сборы вместе с клиентами генерирует», – заявил он.

«Должен быть хотя бы совещательный голос от отрасли. Мы с огромным трудом пробились на правительственный комитет, где обсуждался финплан АМПУ. Попали туда представители отрасли и Американской торговой палаты. Нам дали лишь три минуты на наши вопросы. У нас было 19 вопросов. И все были удивлены, зачем мы, частники, пришли, ведь это государственные деньги распределяются», – подчеркнул Грушко.

Бизнес хочет участвовать в принятии решений профильными госструктурами

«Хотелось бы, чтобы, к примеру, на базе Морской палаты была создана платформа, на которой были участники рынка, которые писали бы изменения к законам и подзаконным актам, и все это через народных депутатов подавали в Раду, через новый Кабмин подавали на утверждение и так далее», – добавила исполнительный директор Ассоциации морских агентств Украины Ксения Пидручная.

«Например, необходимо внести изменения в Закон о морских портах Украины и привести его в соответствие с правилами Евросоюза – с рамочными принципами доступа к рынку портовых услуг. Практически во всех странах Евросоюза администрации портов публикуют свои доходы и расходы и согласовывают свои планы с советами портов или консультативными органами при администрации, которые состоят из набсовета порта и всех участников рынка, которые работают в морских портах», – сказала она.

Андрей Мотовиловец

Депутат Андрей Мотовиловец пообещал, что, работая в транспортном комитете, постарается, «чтобы никто – ни АМПУ, ни Морская администрация – не забыл, зачем они были созданы».

Но при этом он обратился к присутствующим с вопросом, кто из них подавал заявку на участие в конкурсе на замещение должностей главы Морской администрации либо же претендовал на членство в наблюдательном совете АМПУ. Таких в зале оказались единицы. «Я понимаю, что тех, кто подавался, здесь сейчас нет. Но я знаю многих из вас, и вы не участвовали в этом. Пока вы не будете приходить и что-то менять – ничего не изменится», – подчеркнул Мотовиловец.

По выступлениям и разговорам в кулуарах понятно, что представителей отрасли огорчила «провальная явка» депутатов. Но многие не потеряли веру в то, что изменений добиться все-таки удастся, и это касается как приведения в порядок законодательных аспектов, так и смены руководства госструктур – хочется верить, что их сменят люди, которые будут прислушиваться к бизнесу и помогут развивать столь важную для экономики Украины отрасль.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать