Вверх

Каким был грузооборот морских портов в 1990 году

05 ноября 2019   Константин Ильницкий

Уровень грузооборота 1990 года украинские морские порты достигли лишь в 2004 году

Каким был грузооборот морских портов в 1990 году

Все работавшие в годы СССР помнят, что результаты работы отраслей народного хозяйства, да и всей страны тогда, сравнивали с дореволюционным и довоенным 1913 годом. Для времен независимой Украины логично сравнивать показатели работы с последним «полноценным» советским годом – 1990-м. Здесь я хочу покаяться перед читателями. Когда в 1999 году писал предисловие к первому справочнику «Всё о портах Украины», то использовал там данные одного из наших уважаемых институтов, которые свидетельствовали о том, что в 1990 году украинские морские порты в составе СССР перевалили 121,4 млн тонн грузов. Покаяться, потому что это очень важная цифра. Для отрасли, я бы сказал, это политическая цифра, которая потом с нашей легкой руки пошла гулять по СМИ вплоть до правительственных коридоров. И эту цифру надо было непременно проверить и перепроверить.

Помню, как в отраслевых СМИ отмечали, что 2007 год стал знаменательным для морских торговых портов страны. Впервые их совместный грузооборот превысил результаты времен СССР и составил 123,7 млн тонн. И так далее.

Но недавно, собирая цифры для таблицы грузооборота морских портов Украины за все годы ее независимости, я поразился данным Госкомстата времен начала 90-х годов о том, что в 1991 году морские порты Украины перевалили всего 59 млн тонн экспортных, импортных и транзитных грузов. В данных не было объемов перевалки каботажа, а также показателей работы предприятий, не подведомственных Минтрансу. Тем неменее, разница с «политической цифрой» 1990 года была столь велика, что захотелось удостовериться, а не ошибочна ли она вообще.

К счастью, удалось раздобыть данные Минморфлота СССР, который очень тщательно пересчитывал все грузы, переваливаемые в наших портах и перевозимые флотом.

Грузооборот 1990 года

Итак, по данным ММФ СССР, в советских портах Черноморско-Азовского и Дунайского бассейнов в 1990 году было переработано порядка 198 млн тонн грузов. Напомним, что в этих бассейнах работали порты нынешних трех стран, вышедших из СССР, – Украины, России и Грузии (свой порт у Молдовы заработал только в 2006 году).

В этом перечне стран Украина на первом месте не случайно, поскольку именно ее порты были крупнейшими на юге Союза. И действительно, грузооборот тех украинских госпредприятий, которые назывались морскими торговыми портами (МТП), составил в 1990 году цифру, близкую к той, что мы проверяли, – 120,2 млн тонн. Тогда, кстати, насчитывалось не 18 МТП, а 17, поскольку нынешний морской порт «Ольвия» (чуть ранее – «Октябрьск») в те времена числился портопунктом Николаевского МТП.

Но дело в том, что помимо МТП грузы на морских причалах (рейдах) переваливали и другие предприятия. В роли портовых операторов, выражаясь сегодняшней терминологией, выступали металлургический комбинат «Азовсталь» и порт Камыш-Бурун; обособленные предприятия Хорлы, Геническ, Килия, Очаков, ставшие затем портопунктами разных МТП; база снабжения «Черноморнефтегаза» в ПГТ Черноморское (Крым), предприятия на озере Донузлав и у села Межводное (Крым), занимавшиеся добычей песка. Грузооборот всех этих операторов составил в 1990 году 10,4млн тонн.

Кроме того, свою продукцию в своих четырех морских рыбных портах переваливали производственные объединения рыбной промышленности, подведомственные Минрыбхозу. По экспертной оценке, в 1990 году объем такой перевалки составил порядка 1 млн тонн.

Если говорить о грузообороте морских портов Украины в сегодняшнем понимании термина «морской порт» (как территория и акватория, где переваливают грузы и обслуживают суда операторы различных форм собственности), то цифры 120,2 млн тонн, 10,4 млн тонн и 1 млн тонн нужно сложить. Тогда мы получим 131,6 млн тонн – это и будет та самая политическая цифра грузооборота морских портов Украины в 1990 году. Так что рекомендуем к использованию именно ее. Кстати, эти результаты 1990 года нашими морскими портами были впервые превышены только в 2004 году, когда грузооборот морских портов составил 131,9 млн тонн.

А где транзит?

Как эти тонны 1990 года (без учета 1 млн тонн рыбных портов) распределялись по конкретным портам и предприятиям, можно посмотреть в таблице. Она может удивить молодых специалистов тем, что ничего не говорит о транзите. Действительно, где транзит? И что это за объемы каботажа, который почему-то делился на малый и большой? При этом большого было совсем мало, а малый каботаж был огромен – более 47,6 млн тонн.

Обыгрывая известную фразу, можно сказать, что секс в Союзе все-таки был, а вот транзита – практически нет. Союз с его железным занавесом и огромной территорией вовсе не нуждался в том, чтобы пропускать через свои порты, железные дороги чужие транзитные грузы. Ну разве в каких-то исключительных случаях.

А вот перевозки между советскими портами в пределах Черноморско-Азовского и Дунайского бассейнов именовались малым каботажем. И общий его объем с учетом украинских, российских, грузинских портов был в 1990 году на уровне 54,2 млн тонн.

Из этого объема малого каботажа около 31 млн тонн приходилось на строительные грузы, прежде всего насыпные, 8,5 млн тонн – руда, около 8,46 млн тонн – зерновые грузы, около 3,7 млн тонн – нефтепродукты.

Под большим же каботажем подразумевались перевозки между портами Союза, расположенными в разных бассейнах (например, Одесса и Мурманск), или перевозки грузов из портов бассейна в районы мирового океана. Например, из Одессы и Севастополя шло снабжение топливом рыболовных флотилий, находящихся в океане. Объемы большого каботажа были невелики. В 1990-м – порядка 330 тыс. тонн.

Возвращаясь к украинским портам, отметим, что в 1990 году в структуре их грузооборота лидировал экспорт – 40,7% всех объемов (53,18 млн тонн), затем шел малый каботаж – 36,7% (47,67 млн тонн), затем импорт – 22,6% (29,51 млн тонн).

В экспорте лидировали нефтяные грузы, руда, металлы, химгрузы, уголь. И самое интересное – в колонке экспорта почти не было зерновых.

У нас уже забывают, до какой степени советская власть разорила сельское хозяйство страны. В 2018 году Украина и Россия экспортировали каждая не менее чем по 40 млн тонн зерна. А в 1990 году, напротив, зерно из Канады, США и других стран завозилось через порты в СССР, чтобы обеспечить кормами животноводство, птицеводство, прокормить население. В том году через порты южных бассейнов было импортировано 14,5 млн тонн зерна, в том числе через Одесский порт – 10,4 млн тонн. Эти цифры тоже можно назвать политическими, настолько убийственно они характеризуют пережитую нами советскую систему.

Сравнение с соседями

Анализируя показатели украинских портов 1990 года, логично было бы посмотреть и результаты работы их коллег по Черноморско-Азовскому бассейну.

Таблица с показателями российских портов выглядит очень скромно. Общий объем всего 57,8 млн тонн, из которых на долю экспорта нефти и нефтепродуктов приходилось 50,8 млн тонн. Они переваливались в Новороссийске и Туапсе. 71,5% грузооборота российских портов Черноморско-Азовского бассейна приходилось на один порт – Новороссийск (41,4 млн тонн).

Грузооборот тогдашних трех портов Грузии составил в 1990 году 9,1 млн тонн. В этих объемах доминировали экспорт нефтегрузов – 4,3 млн тонн и вывоз руды (экспорт и малый каботаж) – 3,5 млн тонн.

Стимулы для развития

Итак, украинские морские порты в 1990 году перевалили 66% всех грузов портов СССР в Черноморско-Азовском и Дунайском бассейнах, в то время как российские порты – 29,3%, а грузинские – 4,7%.

После развала СССР, обрыва массы экономических связей с предприятиями Союза, оказавшимися в других странах, развала всей системы социалистического лагеря украинские порты потеряли многие грузопотоки. С одной стороны, они попали в сложное финансовое положение. С другой – у них оказались значительные невостребованные портовые мощности. Последнее обстоятельство на многие годы лишило украинские порты стимулов к развитию и модернизации, заложив у правящего класса устойчивый стереотип потребительского к ним отношения.

Наиболее сочно его сформулировал экс-президент страны Леонид Кучма во время одной из поездок в Одессу. Морские порты, сказал он, это куры, несущие золотые яйца. Я уже приводил пример, как в конце 2005 года тогдашний министр транспорта Виктор Бондарь озвучил минтрансовские подсчеты. Оказалось, что за первые 15 лет независимости Украины морские торговые порты перечислили в виде налогов в бюджеты всех уровней почти 11 млрд USD, то время как реинвестиции в порты составили всего 100 млн USD.

Но наиболее остро потребительское отношение к госпредприятиям-морским портам как к источнику «золотых яиц» проявилось уже после 2005 года, когда вслед за принятием Хозяйственного Кодекса Кабмин обязал 50% прибыли портов в качестве дивидендов перечислять в бюджет.

Процент отчислений из года в год менялся, достигнув в 2019 году уже совершенно губительных для развития отрасли 90%.

Если еще учесть не слишком большие успехи экономики нашей страны, пораженной бюрократией и коррупцией, уход значительных объемов транзитных грузов, аннексию Крыма и военный конфликт на Донбассе, то не удивительно, что к 2018 году грузооборот украинских морских портов (с учетом рыбных портов) по сравнению с 1990 годом вырос (до 135,17 млн тонн) всего на 2,7%. Это, можно сказать, еще одна политическая цифра.

У российских портов Черноморско-Азовского бассейна ситуация на момент распада СССР была в некотором отношении едва ли не противоположная украинским. С одной стороны, они остро ощутили дефицит портовых мощностей на юге своей страны, экономический масштаб которой значительно больше украинского. С другой стороны, имперская идеология, насаждаемая многие годы в России, в морской отрасли была четко сформулирована в лозунге «Российские грузы – российским портам».

Из года в год разрабатывались стратегии, планы, программы развития российских портов на юге, в реализацию которых вкладывались из федерального и региональных бюджетов значительные инвестиции.

В результате мощности российских портов в Черноморско-Азовском бассейне стремительно росли. Значительные объемы российского транзита, который шел через украинские порты, были успешно переориентированы на эти новые мощности. В итоге грузооборот российских портов в бассейне достиг в 2018 году 263,16 млн тонн. Это в 4,5 раза больше, чем было в 1990-м.

В Грузии ситуация за прошедшие годы была иной. Из прежних трех морских портов один (Сухуми) оказался на отторгнутой от страны территории. В то же время в Грузии в дополнение к имеющимся портам Поти и Батуми были построены еще два – Кулеви и Супса. Общий грузооборот составил в 2018 году 15,1 млн тонн, что на 65,4% больше, чем в 1990 году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать