Вверх

Какой флот обслуживают морские порты Украины

21 февраля 2020   Константин Ильницкий

Тоннаж судов мирового флота, заходящих в украинские порты, значительно вырос, что стало стимулом для строительства глубоководных терминалов и в целом для развития внешней торговли. При этом в портах доминируют навалочные грузы и суда балкерного флота, большинство из которых ходят под флагами Мальты, Панамы, Либерии и других «удобных» стран. Главный редактор журнала "Порты Украины" Константин Ильницкий анализирует состав флота, работавшего с нашими морскими портами в 2019 году. Полный текст статьи опубликован в готовящемся к выходу №1 журнала "Порты Украины".

Какой флот обслуживают морские порты Украины

Почему стало меньше судозаходов

В 2019 году грузооборот украинских морских портов составил 160,0 млн тонн. Это абсолютный рекорд для континентальных портов Украины, которые никогда прежде (даже во времена СССР) не переваливали таких объемов. Предыдущий рекордный показатель – 152,9 млн тонн – у них был в 2008 году (плюс в том же году 20 млн тонн перевалили порты и терминалы Крыма, и общая сумма грузооборота 2008 года была на уровне 172,9 млн тонн).

Действительно, число судозаходов в наши порты снизилось. Всего в 2019 году было зафиксировано 11 850 судозаходов в морские порты Украины (мы не учитываем порты аннексированного Крыма). Для сравнения: в наиболее депрессивном для портов 1996 году, когда грузооборот едва дотягивал до 55,45 млн тонн, в наши порты было совершено 13 044 судозахода – больше, чем в 2019-м.

Но если в 1996-м на один судозаход приходилось 4,25 тыс. тонн грузов, то в 2019 году этот показатель вырос в три с лишним раза – до 13,5 тыс. тонн грузов на один судозаход. Другими словами, помимо номенклатуры грузов изменилась сама структура морского флота, а размеры судов стали значительно больше.

Грузооборот 2019 года в 160 млн тонн – это рекорд для континентальных портов Украины, которые никогда прежде не переваливали таких объемов

Как навал «правит бал»

В работе наших морских портов наблюдается выраженная сезонность. Так, традиционно грузооборот первой половины года заметно ниже, чем грузооборот второй половины. Их соотношение в 2019 году было на уровне 45% к 55% соответственно (72,2 млн тонн и 87,8 млн тонн). Соотношение судозаходов в обоих полугодиях было чуть иным - 48% к 52% (5697 к 6156).

В наименее напряженном июне 2019 года грузооборот составил 10,8 млн тонн (886 судозаходов), а в наиболее напряженном декабре – 15,7 млн тонн (1013 судозахода). Разница существенная. На сезонность влияет ледовая обстановка в зимние месяцы, периоды низкой воды на Дунае, навигации на Днепре и других реках и некоторые другие причины, но главная из них – зависимость морских портов Украины от сельскохозяйственного экспорта. А основные урожаи зерновых и других сельхозкультур собираются у нас в конце лета и до средины осени. Соответственно и число судозаходов по месяцам значительно разнится, что отражено в публикуемой ниже таблице.

Судозаходы и грузооборот в морских портах Украины по месяцам в 2019 году

Месяц

Число судозаходов

Грузооборот,

млн тонн

Январь

856

11,2

Февраль

870

11,9

Март

1 112

13,8

Апрель

949

11,9

Май

1 021

12,5

Июнь

886

10,8

Июль

1 015

13,3

Август

1 052

15,3

Сентябрь

972

13,8

Октябрь

1 080

15,3

Ноябрь

934

14,5

Декабрь

1 103

15,7

2019 год

11 850

160,0

*По данным АМПУ

Чтобы подробнее изучить структуру грузооборота, мы взяли один из самых напряженных месяцев – октябрь. Грузооборот украинских морских портов в октябре 2019 года был на уровне 15,3 млн тонн. Его обеспечили суда, совершившие за этот месяц 1081 судозаход. Что же это были за суда?

По данным АМПУ, в октябре 2019 года 569 судозаходов совершили в наши морские порты сухогрузы – навалочные, универсальные, комбинированные суда, которые, вероятно, для упрощения счета объединили одним понятием – балкеры. На их долю пришлось 52,6% всех судозаходов.

В принципе балкер – это судно для навалочных грузов. При этом переработка именно навалочных грузов в украинских портах росла наиболее быстрыми темпами в последнее двадцатилетие. Она увеличилась с 33,7 млн тонн в 2000 году (с учетом МТП и других морских терминалов) до 116,8 млн тонн в 2019 году, то есть почти в 3,5 раза.

Если в 2000 году, когда грузооборот морских портов и терминалов был 92,5 млн тонн, доля навалочных в общем грузообороте составляла 36,4%, то в 2019 году доля навала – в основном, экспортного – составила уже 73% (!).

Переход к сырьевой модели экономики Украины обусловил доминирование навалочных грузов в морских портах и преобладание балкерного флота

Увы, многолетние негативные тенденции в развитии отечественной экономики превратили Украину в поставщика сырьевой продукции. Соответственно, самыми желанными «гостями» для наших портов сегодня являются именно балкеры, перевозящие руду, зерно, уголь и другие насыпные грузы, преимущественно экспортные.

Наиболее многочисленная группа из крупнотоннажных балкеров, заходящих в наши порты, – «панамаксы» дедвейтом 50-80 тыс. тонн. Они сделали в октябре 2019 года 109 судозаходов в 5 украинских портов. «Панамаксам» нужны большие глубины, и кто-то, может быть, удивится, что самый посещаемый «панамаксами» порт сегодня Николаев, который вовсе не значится в числе глубоководных – глубины на Бугско-Днепровско-лиманском канале составляют всего 11,3 метра.

В Николаев «панамаксы» совершили в октябре 35 заходов. Приходили они туда за зерном, которое обычно принимали частично у причала, а затем догружались на рейде. Или же сразу погрузка шла на рейде.

Судозаходы крупнотоннажных балкеров в морские порты Украины в октябре 2019 года

Порт

«Панамаксы»,

свыше 50 тыс. тонн дедвейтом

«Кейпсайзы»,

свыше 150 тыс. тонн дедвейтом

«Пивденный»

27

14

Николаевский

35

 

«Черноморск»

23

 

Одесский

19

 

«Ольвия»

5

 

Всего

109

14

*По данным АМПУ

Явление «кейпсайзов»

В 2019 году в морские порты было совершено 136 судозаходов судов класса «кейпсайз» дедвейтом свыше 150 тыс. тонн (в октябре – 14 судозаходов). Почти все судозаходы (132 единицы) – в порт «Пивденный» и 4 – в порт «Черноморск».

Появление «кейпсайзов» в наших портах – это новая и очень значимая страница в истории морского транспорта Украины. Она открылась с осени 2009 года, когда компания «Метинвест» объявила о начале экспортных поставок железорудного сырья в Китай по новой логистической схеме – с использованием «кейпсайзов».

В 2019 году грузооборот порта «Пивденный» достиг 53,8 млн тонн, в значительной степени благодаря способности принимать у причалов «МТП Пивденный» суда с грузоподъемностью свыше 150-200 тыс. тонн и с осадкой до 18,5 метров. Но при этом более 33 млн тонн этого грузооборота было обеспечено работой группы терминалов ТИС, оснащенных эффективной перегрузочной техникой и имеющих развитую транспортную припортовую инфраструктуру. Типичной стала схема, когда сначала «кейпсайз» загружают ЖРК у причалов ТИС, а затем догружают на полную осадку у причалов «МТП Пивденный».

На сегодня порт «Пивденный» обрабатывает треть всего объема грузов, проходящих через морские порты Украины.

Баржи под украинским флагом

Следующей по численности судозаходов после балкеров группой судов, посещающих морские порты, являются самоходные и несамоходные баржи (281 судозаход). Из них 80% (226 судозаходов) приходится на Измаильский порт и 8% (23) - на Ренийский порт, что выглядит вполне логично. Как и то, что наибольшее среди всех портов число судозаходов наблюдалось именно в Измаильском порту (здесь в среднем на один судозаход приходилось всего 1,2 тыс. тонн грузов).

Любопытно, что в октябре 2019 года из 1081 судозахода, совершенных в наши морские порты, 181 совершили суда под украинским флагом. Это почти 17% – вроде бы очень немало. Но дело в том, что украинский флаг развивался, увы, почти исключительно над баржами, буксирами и вспомогательными судами. А основной торговый флот, посещающий нашу страну, носил в основном удобные флаги Мальты, Панамы, Либерии и других стран. Среди них, кстати, и суда под флагом Молдовы – 47 судозаходов.

Контейнеровозы

Контейнеровозы совершили в октябре 2019 года 64 судозахода в 4 порта. Участвовали в этих перевозках почти все крупнейшие мировые контейнерные линии. 36 из судозаходов пришлись на Одесский порт. Так, в октябре 2019 года порт посетили 4 контейнеровоза дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. А самый крупный из них, CMA CGM Congo, имел дедвейт в 115,6 тыс. тонн.

Самый крупный контейнеровоз, заходивший в украинские порты в 2002 году, имел вместимость 1730 TEU, а заходивший в 2019-м – вместимость 10 622 TEU

Именно тенденции роста размерений контейнеровозов побудили строить такие новые контейнерные терминалы в Украине, как терминал на Карантинном молу компании «КТО», терминал «Бруклин-Киев Порт» в Одессе, а также терминал «ТИС-КТ» в Пивденном. Сегодня эти терминалы в значительной мере недогружены работой. Но уже четыре года в украинских портах идет рост контейнерооборота. В 2019 году он вырос на 18% и превысил знаковую цифру в 1 млн TEU, что не может не радовать наших портовиков.

Ролкеры и паромы

Суда типа ро-ро в октябре заходили в Украине только в два морских порта – «Черноморск» (45 судозаходов) и Николаев (1), а паромы – только в порт «Черноморск» (6 судозаходов). Этот порт имеет паромный комплекс, ролкерный терминал и уже давно специализируется на работе с такими судами.

С портом «Черноморск» регулярно работает железнодорожный паром Greifswald украинской компании «Укрферри» и ее же ролкеры Kaunas Seaways и Vilnius Seaways, железнодорожные паромы Болгарского морского флота и ролкеры турецкой компании Genk.

К причалу рыбного порта в Черноморске также регулярно ходит из Турции ролкер Sea Partner финской компании Sea Lines. Новостью прошлого года было изменение турецкого порта назначения. Вместо хорошо известного в Украине стамбульского порта Хайдарпаша ролкер с июля 2019 года начал ходить в новый порт Карасу, недавно построенный на черноморском побережье Турции неподалеку от входа в пролив Босфор.

Танкеры

Уход российского и казахстанского нефтяного транзита, увы, оставил без работы украинские нефтетерминалы, прежде всего терминал «Пивденный» в одноименном порту. А грузооборот нефтегавани в Одессе сократил до 1 млн тонн в 2018 году и 1,5 млн тонн в 2019-м. Всего в 2019 году в наших морских портах было переработано лишь 2,3 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Поэтому понятно, почему в октябре лишь один крупнотоннажный танкер Wisdom Venture дедвейтом 105,3 тыс. тонн посетил Одесский порт.

В целом же в октябре 2019 года танкеры совершили 45 судозаходов в морские порты, прежде всего в Николаев, «Пивденный», «Черноморск», Одессу. Но основными их грузами было масло и химгрузы. Всего в 2019 году морские порты перевалили 5,8 млн тонн масла и 2,8 млн тонн химгрузов.

На грани выживания

Привычные для нас показатели грузооборота морских портов давно сигнализировали о крайне депрессивном состоянии некоторых из них. Анализ судозаходов прошлого года особенно остро показал проблемы Скадовского порта. Туда за первые 7 месяцев 2019 года зашло всего одно (!) судно, а за весь год – 9 судов.

Судозаходы и грузооборот в морских портах Украины в 2019 году

Порт

Грузооборот,

млн тонн

Число судозаходов

Тыс. тонн на судозаход

«Пивденный»

53,8

1044

51,5

Николаевский

33,4

1798

18,6

«Черноморск»

26,1

1701

15,3

Одесский

25,4

1447

17,6

Мариупольський

6,5

520

12,5

Измаильский

4,3

3482

1,2

Херсонский

3,8

794

4,8

«Ольвия»

3,1

235

13,2

Бердянский

2,1

282

7,4

Ренийский

1,3

421

3,1

Белгород-Днестровский

0,17

41

4,1

Усть-Дунайск

0,07

76

0,9

Скадовский

0,005

9

0,5

ВСЕГО

160,0

11850

13,5

Некоторые итоги

Подводя итоги нашего небольшого анализа, отметим главное:

- рост размерений судов мирового флота, в том числе работающего с портами Украины, ведущий к удешевлению транспортировки грузов, выступил, с одной стороны, стимулом для развития внешней торговли нашей страны, а с другой – стимулом для строительства специализированных глубоководных терминалов, оснащенных перегрузочной техникой, способной обрабатывать крупнотоннажный флот;

- переход к сырьевой модели развития экономики Украины обусловил доминирование навалочных грузов в грузовой базе отечественного морского транспорта и соответствующее преобладание балкерного флота в работе с морскими портами Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать