Вверх

Киевский речной порт: не песком единым

04 февраля 2020   Андрей Муравский

Киевский речной порт можно было бы назвать «портом одного груза»: в основном здесь с судов и барж перегружают речной песок, который затем развозят по стройкам грузовиками или вагонами. Однако это все же не единственный груз, да и в планах у акционеров нашлось место и контейнерам, и зерну, и нефтепродуктам «Порты Украины» побывали в порту и пообщались с его руководством

Киевский речной порт: не песком единым

Инфраструктура Киевского речного порта дает возможность производить перевалку с судна на берег/вагон/авто, или в обратном порядке. Фото: Андрей Муравский, ports.com.ua

«Киевский речной порт» – частное акционерное общество, основными акционерами которого являются компании «Сант Гален Холдинг», «Денди Плюс» и «Сучасне партнерство», а также физические лица-акционеры, всего их 1338. КРП контролирует более 1,5 километра грузовых причалов, годовая пропускная способность составляет более 2 млн тонн грузов.

Встречает нас в порту Мальвина Подлужная, которая занимается вопросами развития порта с 2015 года – именно тогда произошла смена акционеров, что стало началом возрождения предприятия.

«В основном мы занимаемся добычей песка, который перегружаем в порту на автомобильный и железнодорожный транспорт. Переваливаем и другие строительные грузы. В 2019 году перевалка песка составила около 2,2 млн тонн. Могло бы быть и больше, но перед выборами был спад в строительной отрасли – застройщики ждали», – рассказывает она и готовит кофе. Ее кабинет – в здании управления порта, на третьем грузовом районе, это в самом конце гавани.

«Если бы не закрытие навигации – мы бы и больше перевалили. В 2018 году перерыв был с конца ноября по март. Приходится делать складские запасы. В межнавигационный период у нас обычно 400 тыс. тонн песка хранится, и за зиму мы его реализовываем. Один из наших основных видов деятельности, кроме иных факторов, очень зависит от погодных условий. Приятно порадовала зима 2019-2020, мы можем работать без зимнего простоя. Вот если бы температура воздуха упала до минус семи, то пришлось бы останавливаться», – говорит Подлужная.

«Но реально мы работаем только полгода из года. Потому что еще есть время нереста, это еще два месяца, но закон есть закон. С целью поддержки развития рыбных ресурсов реки Днепр в 2018 и в 2019 годах портом проводились и финансировались компенсационные мероприятия: зарыбление Каневского водохранилища и компенсация ущерба, нанесенного рыбному хозяйству. Можно было выбрать один из видов компенсации, но было принято решение произвести и денежную компенсацию, и зарыбление. Работу порта обеспечивают 300 человек, и ежегодно в государственный бюджет нами перечисляется 50 млн грн налогов», – продолжает она.

«Учитывая принципы работы КРП на основе соблюдения законодательства, мы за то, чтобы другие участники рынка также придерживались закона. В случае, если какие-либо правила и порядок не уcтраивают – инициируйте изменения, а не нарушайте закон. Для устранения существующих проблемных вопросов, связанных с проведением дноуглубительных работ на реках, под прикрытием которых в действительности зачастую проводится противоправная добыча песка, при участии порта разработан проект изменений в законодательство, касающийся дноуглубления рек.

На Днепре действуют группы «пиратов», которые занимаются незаконной добычей песка. Из 20 млн тонн песка, который добывается в одной только в Киевской области, законно добывается лишь половина. Существуют различные схемы, в том числе – когда сельсоветы заказывают расчистку пляжей или береговой линии, а в дальнейшем рассчитываются за работу песком по заниженным ценам – и подрядчики реализуют этот песок уже с наценкой. В этой части необходимо навести порядок, ужесточить контроль, ответственность за нарушения», – говорит Подлужная.

По ее мнению, добиться успеха вполне возможно: КРП сумел нарастить перевалку с 800 тыс. тонн до 1,5 млн тонн в 2018 году и 2,2 млн тонн в 2019-м, и это стало возможным именно благодаря активному участию в борьбе с незаконной добычей песка. Те же застройщики стали бояться связываться с теми, кто занимается его незаконной добычей.

Сам КРП добывает песок в Киевской области и доставляет его в акваторию собственным флотом. Рост перевалки привел КРП к необходимости его увеличения. Так, в 2017 году порт приобрел в Беларуси две баржи-площадки грузоподъемностью по 1 тыс. тонн. А в 2019 году купил баржу грузоподъемностью 2 тыс. тонн, которая ранее принадлежала Кременчугскому речному порту.

Сейчас грузовой самоходный флот КРП составляет девять единиц (а есть еще и 10 пассажирских теплоходов), грузовой несамоходный – 10 единиц. Помимо этого – три плавкрана, два гидропогрузчика песка. Буксир-ледокол «Полярный» зимой расчищает акваторию порта ото льда и может при необходимости заниматься проводкой судов. Кроме того, в 2019 году КРП восстановил и вернул в строй самоходную очистную станцию ОС-21, которая собирает с судов и очищает подсланевые воды (на работающих судах есть отработанные нефтепродукты и хозяйственно-фекальные стоки, которые необходимо утилизировать).

Ремонтом флота занимается подразделение судоремонта КРП. В порту есть плавучий док, что позволяет осматривать и ремонтировать как собственные плавсредства, так и выполнять коммерческие заказы.

КРП увеличил не только количество судов, но и портальных кранов – с четырех до шести. Четыре крана работают по фронту причала, еще два – в тылу для перегрузки песка и других грузов в вагоны и на автотранспорт.

Мимо здания проходит маневровый локомотив, его слышно в открытое окно. У КРП есть весовой комплекс (до 150 тонн), фронт подачи – 22 вагона, фронт погрузки – 15 вагонов по 69 тонн. Мощности предприятия позволяют ежесуточно пропускать тысячу тонн различных грузов. Таким образом, вся инфраструктура порта приведена в работоспособность, что дает возможность производить перевалку: с судна на берег/вагон/авто, или в обратном порядке: склад/вагон/авто на судно. Мощности порта позволяют производить погрузочные работы не только сыпучих грузов, но и грузов в биг-бэгах, на поддонах, металлопрокат.

«Мы восстановили ж/д ветку, и теперь отправляем песок из порта не только машинами, но и вагонами. Но потребности у нас 400 вагонов в месяц, а «Укрзализныця» дает только 40 вагонов. То тягача нет, то связку разорвать не могут… Здесь есть злоупотребления, так что нужен открытый реестр вагонов, чтобы компании имели свой электронный доступ и могли выбрать из свободных вагонов нужные», – говорит Подлужная.

Второй грузовой район – это крытые склады. Впрочем, здесь грузы на воду не отгружались давно, как и не разгружались суда. На этой территории грузы хранятся в зоне таможенного контроля. В основном это контейнеры. Летом 2017 года подразделения таможенного оформления таможенного поста «Западный» в речном порту начали работать круглосуточно. Сначала это был тестовый режим, потом режим 24/7 стал постоянным. Возможность оформлять ночью позволила, в частности, снизить нагрузку на киевские дороги. КРП предоставляет услуги по расстафировке контейнеров, в которых перемещается автомобильный транспорт.

Акционеры КРП в будущем рассчитывают заниматься здесь перегрузкой контейнеров. Впрочем, это выглядит весьма отдаленной перспективой – пока привлечь грузы таким образом мешает ряд факторов.

Впрочем, как отмечает председатель правления Киевского речного порта Мальвина Подлужная, у КРП есть и другие планы развития порта. В частности, здесь рассчитывают на строительство комплекса по производству цемента. Опыт по привлечению инвесторов уже есть – на территории первого грузового района находится бетонный завод «Керрот БМ». Уже сейчас КРП расширил номенклатуру грузов и осуществил перевалку и транспортировку партий металлолома. А еще ЧАО имеет в управлении площадку с причальной стенкой и техникой в Переяславе-Хмельницком в Киевской области, которую собирается использовать для перевалки на речные суда зерновых грузов. Пока она не оборудованная, но уже есть возможность использовать мобильное перегрузочное оборудование и работать по «прямому варианту».

Сейчас Киевпорт ведет активные переговоры об оказании ряда услуг белорусским партнерам по доставке и перевалке химической продукции, ДСП, кирпича, нефтепродуктов, металлопроката. При благоприятной конъюнктуре рынка КРП готов принимать и белорусские суда с дизельным топливом, как с возможностью перевалки, так и с долгосрочным сотрудничеством и установкой соответствующих емкостей. Напомним, что в Беларуси еще в прошлом году заявляли о планах доставлять в Киев двумя нефтеналивными судами грузоподъемностью по 750 тонн дизтопливо с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Но как украинская, так и белорусская стороны ожидают, когда же на Припяти будет проведено дноуглубление, которое позволит работать эффективно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать