Вверх

Китайская экономическая статистика оказалась ложной - исследование

21 марта 2019   Марк Шевченко

Китай переоценивал свои номинальные и реальные темпы роста в среднем примерно на 2 полных процентных пункта в период с 2008 по 2016 год, при этом разница между реальными и сообщаемыми цифрами увеличивается с каждым годом, согласно новому исследованию.

Китайская экономическая статистика оказалась ложной - исследование

Документ «Судебно-медицинская экспертиза национальной статистики Китая» был представлен в журнале «Brookings Papers on Economic Activity», издаваемом американским аналитическим центром Брукингского института два раза в год и посвященном макроэкономическим вопросам, влияющим на государственную политику. Официально презентация новых данных состоялась в четверг, 14 марта. Публикация доклада была анонсирована в «South China Morning Post».

Результаты исследования показывают, что фактический размер экономики Китая на конец 2018 года был значительно ниже официальной оценки правительства. Это поднимает вопрос не только о качестве экономических данных второй, как говорят, по величине экономики мира, но и о готовности правительства предпринять шаги, необходимые для точного предоставления информации.

Исследование показывает, что текущий номинальный размер китайской экономики примерно на 18 процентов ниже официального уровня в 90 триллионов юаней (13,4 триллиона долларов США) на конец 2018 года.

Подсчеты демонстрируют, в частности, что правительственные данные о росте экономике за 2017 и 2018 годы переоценены на 2 процентных пункта.

Исследователи утверждают, что скорректированный размер номинального ВВП в Китае в прошлом году составил лишь $11,5 трлн, что всего лишь вдвое превосходит ВВП Японии ($5,16 трлн) и почти вдвое уступает ВВП США, оцениваемом приблизительно в $20 трлн.

 «По нашим оценкам, темпы искажений, если говорить о предоставляемой местными властями статистике роста ВВП, ускорились после 2008 года, однако абсолютная величина дельты между предоставляемыми и реальными цифрами Национального статистического бюро не изменилась», - говорят авторы доклада.

Основное внимание в исследовании уделено номинальному росту без учета инфляции. Этот документ подготовлен в чувствительное для китайских политиков время, когда предпринимается ряд мер в борьбе с замедлением экономики, во время широкомасштабной кампании по сокращению задолженности и прекращению рискованного кредитования, а также перед лицом тяжелых последствий торговой войны с Соединенными Штатами. С учетом инфляции, официально объявленные темпы роста ВВП на 6,6 процента в прошлом году были самым медленными с 1990 года. Есть и другая проблема: колоссальная задолженность муниципалитетов «центру». По оценкам рейтингового агентства Standard&Poor’s, только размер их балансовых долгов может превышать 6 трлн долл. По мнению экспертов Capital Economics, ВВП страны в результате может упасть до 2% в год в течение следующего десятилетия.

12 марта китайское правительство объявило, что понижает целевой показатель роста на 2019 год до 6 – 6,5% с 6,5% в 2018 году из-за многочисленных препятствий, с которыми сталкивается экономика. Кроме того, правительство объявило о новых снижениях налогов и дополнительных государственных расходах, нацеленных на стабилизацию экономического роста в КНР.

Четыре автора статьи - Чэнь Вэй, Чэнь Сюлу и Майкл Сонг из университета Гонконга и Чанг-Тай Се из Чикагского университета - использовали сочетание экономических показателей, которые не носят следов манипуляций со стороны властей, чтобы доказать, что Национальное бюро статистики Китая (НБС) не сделало необходимого для исправления ошибок в данных, собранных властями провинций Китая за последнее десятилетие.

Давно предполагалось, что местные китайские чиновники занимаются очковтирательством, раздувают цифры, отражающие экономические показатели на местах, что откровенно связано с перспективами их карьерного роста. Забавно, но с 2003 года даже НБС демонстрирует национальный показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который оказывается ниже совокупных данных, собранных по провинциям страны, и в любом случае скорректирован после изучения других данных, предоставляемых, например, демографическими исследованиями. Однако отнюдь не только местные чиновники виноваты в искажении статистических данных, касающихся роста ВВП, в конечном счете.

Как отмечается в документе, местные статистические бюро обычно завышают процент промышленного производства в общем объеме производства, а также объем инвестиций в общих расходах - два разных подхода к расчету ВВП, сообщается в документе. Именно методы сбора данных часто являются причиной искажений. Например, расчеты инвестиционных расходов были основаны исключительно на правительственных отчетах по конкретным проектам, а не на финансовых отчетах участвующих инвестиционных компаний.

Одним из методов, который авторы использовали для проверки точности корректировок НБС, было сравнение роста официального ВВП с ростом доходов от налога на добавленную стоимость. Естественно, отметим, что у местных органов власти меньше стимулов для манипулирования доходами от НДС, поскольку значительная их часть в конечном итоге передается центральному правительству, поэтому завышение НДС означает финансовые потери на местах.

Авторы обнаружили, что с 2008 года официальные темпы роста в промышленности и других секторах экономики превышали соответствующие темпы роста НДС, при этом разрыв увеличился за последнее десятилетие, что указывает на то, что именно правительство в конечном счете завышало официальный ВВП.

При этом степень искажений усугублялась с 2008 года, а корректировки Национального статистического бюро становились все менее адекватными.

Аналогичный вывод был сделан после изучения авторами доклада официальных данных о росте ВВП и их корректировки с помощью набора альтернативных показателей, в том числе спутниковых изображений, показывающих освещенность территории Китая по ночам, налоговых поступлений в казну, потребления электроэнергии, объемов железнодорожных грузопотоков, а также цифр импорта и экспорта.

Среди всех 31 китайских провинций, Гуандун, Чжэцзян, Пекин и Шанхай, по-видимому, предоставляли данные самого высокого качества, основываясь на расчетах собственных экономистов. Впоследствии эти расчеты были подтверждены сотрудниками НБС. К провинциям с наихудшими показателями относились Тяньцзинь, Ляонин и Внутренняя Монголия.

Экономисты предположили, что проблема заключается в отсутствии контроля со стороны НБС значительной части базовых данных, необходимых для прогнозирования ВВП – неважно, какие усилия предпринимаются институтом для их сбора в провинциях. В то же время, НБС не обладает реальной политической силой, чтобы противостоять местным партийным лидерам и требовать более добросовестного сбора данных. «Хотя НБС корректирует местную статистику в сторону понижения, бюро не публикует скорректированные локальные статистические данные, возможно, из-за желания не противостоять влиятельным местным лидерам», - предполагают авторы материала, указывая, что при определении реального ВВП Китая возникают три проблемы. «Во-первых, не факт, что для определения ВВП Китая берутся необходимые показатели. Во-вторых, это проблема искажений статистических данных, связанная с методом их сбора. Наконец, это проблема, связанная с правительственной макрополитикой…», - говорит Макл Петтис, профессор финансов из Пекинского университета.

Естественно, НБС Китая может решить лишь вторую проблему. Но возникает естественный вопрос: зачем правительству завышенные официальные данные по росту ВВП? Самый простой ответ – в качестве демонстрации инвестиционной привлекательности Поднебесной. В этом отношении, стоит задуматься, в частности, о статистических данных, касающихся функционирования морской инфраструктуры Китая. Нет, сегодня доказательств искажений в этой сфере нет, но «еще не вечер».

На официальном уровне правительство страны заявляет о готовности бороться с искажениями отчетности.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать