Вверх

Конфликт в «Черноморске»: почему паромы ушли в частный порт

26 октября 2016   Екатерина Гребеник

«Укрферри» перевела один из своих паромов из государственного порта «Черноморск» в частный «Ильичевский рыбный порт». «Порты Украины» проанализировали, в чем причина и действительно ли это грозит реализации проекта перевозок грузов между Китаем и Европой.

Конфликт в «Черноморске»: почему паромы ушли в частный порт

О том, что рейсы грузопассажирского парома «Каунас Сивейз» будут выполняться не из «Черноморска», а из Ильичевского рыбного порта, «Укрферри» сообщила в день перевода, 21 октября. «На борт парома уже грузятся 85 большегрузных автомобилей», - было сказано в пресс-релизе компании. Это вынужденная мера, объяснили в «Укрферри».

«В последнее время мы постоянно сталкивались с неспособностью паромного комплекса порта «Черноморск» принимать паромы по объявленному расписанию и производить их своевременную обработку в условиях значительно увеличившегося грузопотока», - приводятся в релизе слова ее коммерческого директора Владимира Черниевского. Использование же рыбного порта, по его словам, позволит компании выполнять заявленное расписание работы паромов и увеличить количество рейсов и объемов грузов.

«Эта ситуация накапливалась годами, и сейчас нашему терпению пришел конец. В угоду мелкокорыстным интересам, ради того чтоб чье-то судно ушло раньше и кто-то заработал лишнюю тысячу долларов, ставится под угрозу весь маршрут», - говорит пресс-секретарь «Укрферри» Александр Федоров.

На линии Черноморск-Поти/Батуми у «Укрферри» работает 3 парома, выполняя три пары рейсов 5 раз в неделю. Один из двух паромов на этом маршруте, «Каунас Сивейз», по состоянию на 25 октября значился в расписании компании с припиской к Ильичевскому рыбному порту, тогда как второй и третий, «Вильнюс Сивейз» и «Грейфсвальд», по-расписанию по-прежнему уходят из Черноморска. Федоров не исключил, что в рыбный порт со временем перейдет и линия «Черноморск-Хайдарпаша (Турция)», обслуживаемая паромом «Си Партнер».

Реакцией руководства порта «Черноморск» стало сообщение о том, что это решение ставит под угрозу проект грузоперевозок между Китаем и Европой «Шелковый путь», который с подачи Мининфраструктуры заработал как комплексный маршрут в январе этого года. «Отказ работать через причалы государственной стивидорной компании может расцениваться как саботаж и срыв работы государственной программы «Новый шелковый путь», - говорится в пресс-релизе госпредприятия.

«Обвинения в том, что мы нарушаем какую-то очередь, звучат странно. Порт лишь выполняет разнарядки от своих клиентов – агентов и экспедиторов, которые по факту работают на «Укрферри» и БМФ («Болгарский морской флот» - ред.) и не занимается формированием судовых партий. Мы грузим столько сколько скажут и когда скажут, у нас с этим проблем нет», - говорит директор порта «Черноморск» Сергей Крыжановский.

В чем конкретно причина решения компании? В «Укрферри» не детализируют ответ, настаивая лишь на том, что не соблюдается график погрузки паромов, нанося экономический ущерб грузовладельцам.

«Компании «Укрферри» и «Болгарский морской флот» просто не могут поделить между собой причал. Они согласовали между собой расписание, и сами же его не придерживаются в силу каких-то, возможно, объективных причин. А нам все равно, кто придет – кто первый того и обслуживаем», - объясняет директор терминала №5 «Черноморска» (паромной переправы) Павел Скворцов. У «Болгарского морского флота» на линии Черноморск-Поти/Батуми два парома (большей вместимости, чем у «Укрферри»), и на линии сохраняется  паритет в количестве грузов и в расписании, говорит Скворцов. За этот принцип «кто первый того и обслуживаем» «Укрферри» ранее также критиковала руководство порта «Черноморск».

Директор переправы соглашается, что для разговоров о срывах расписания есть объективные предпосылки: в начале октября порт начал ремонт подъемного моста (продлится месяц) ограничивший пропускную способность, и в течение месяца на море были шторма, которые могли повлиять на скорость доставки. Очевидно, каждая из компаний в условиях непредсказуемых сроков заходов хочет получить некие преимущества по постановке судна на обслуживание в порту.

Ильичевский рыбный порт не работает с вагонами и не может стать альтернативным звеном в цепи поставок в рамках «Шелкового пути».

Представители «Черноморска» не исключают, что проблема имеет свою экономическую подоплеку. «Укрферри» традиционно отдает предпочтение TIR-ам (большегрузным авто – ред.), и сейчас она их забрала  в рыбный порт, а вагоны и автомобили остались у нас. Возможно, с вагонами ей работать менее выгодно», - говорит Крыжановский. Павел Скворцов согласился с этим предположением. «Есть плата за возврат порожнего вагона, которая ложится на грузовладельца», - напоминает он.

В то же время участники рынка напоминают, что Ильичевский рыбный порт не работает с вагонами и принимает только автотранспорт. Это значит, что порт не может стать альтернативным звеном в цепи поставок в рамках «Шелкового пути».

Между тем значение «Черноморска» и всего проекта в целом значительно возросло после запрета Россией транзита украинских грузов по своей территории. «Грузопотоки выросли примерно в два раза. Например, в прошлом месяце прошло 187 тыс тонн», - утверждает Скворцов. Ранее в «Укрферри» также отмечали, что с 3 июля (дата приказа) наблюдался лавинообразный рост количества вагонов и автомобилей на переправе и их пик был достигнут в августе (772 вагона). Компании удалось повысить пропускную способность переправы в этот период, отмечает Черниевский, однако сейчас количество вагонов идет на спад, и у «Укрферри» образовались избыточные мощности. Пришла пора работать не над увеличением пропускной способности переправы, а над снижением себестоимости паромных перевозок за счет уменьшения портовых сборов и поиска возможностей обратной загрузки порожних вагонов, отмечают в компании.

Как разрешится конфликт и что будет с «Шелковым путем»? Ситуацией уже обеспокоились регуляторы – АМПУ и Мининфраструктуры, - инициируя совместные встречи с фигурантами для достижения перемирия. От официальных комментариев по этому поводу власти пока воздерживаются. «Это вопрос коммерческого спора хозяйствующих субъектов», - сказали в пресс-службе АМПУ. В МИУ пока не ответили на запрос.

В перспективе решением может стать использование «Укрзализныцей» (ее «дочкой» «Лиски») собственных паромов, ранее находившихся в аренде «Укрферри» - «Герои Шипки» и «Герои Плевны». Тогда государство сможет контролировать всю цепочку перевозки в сегменте паромной переправы в Ильичевске. Пока паромы нуждаются в ремонте. В конце сентября член правления «Укрзализныци» Марек Залесны сообщил, что на ремонт одного из паромов уже объявлен тендер, и запустить их оба в эксплуатацию планируется в 2017 году.

На данный момент ущерб для порта от решения «Укрферри» заключается в потере двух судозаходов паромов. Накопление транспорта на терминале превышает норму примерно на треть, задержка в доставке грузов составляет 5-6 суток.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать