Вверх

Контейнерные порты Европы показывают стабильный рост

26 марта 2019   Марк Шевченко

Объем обработанных грузов остается ключевым показателем эффективности для портов. В то время как другие показатели, относящиеся к логистике, экологичности, инновациям приобретают все большее значение, наблюдение за динамикой переработки грузов за определенный период не теряет актуальности.

Контейнерные порты Европы показывают стабильный рост

Аналитик Тео Нотебум на сайте Port Economics комментирует рейтинг 15 крупнейших контейнерных портов ЕС. В нижеследующей таблице сведены данные о контейнерной переработке этих портов в 2018 году в тысячах TEU. Таблица также включает показатели роста контейнерооборота в процентах по сравнению с 2017 и 2007 годами. Что показывают цифры?

В прошлом году 15 крупнейших портов ЕС продемонстрировали рост на 4,8% – почти такой же, какой был зарегистрирован в 2017 году (4,6%). В 2015 году в топ-15 контейнерных гаваней Европы наблюдалось небольшое снижение трафика – на 1,6% по сравнению с 2014 годом. В 2016 году был зафиксирован умеренный рост на 2,1%.

2018 год принес рост переработки контейнеров, выражаемый двузначной цифрой, в Гданьске, Пирее и Барселоне, в то время как итальянский контейнерный хаб Джойя-Тауро сократил контейнерооборот на 6%. Немецкие Гамбург и Бремерхафен потеряли небольшой объем трафика, а переработка контейнеров в Гавре и Генуе осталась практически на уровне позапрошлого года.

Роттердам и Антверпен демонстрируют стабильный рост все последние годы. В 2018 году контейнерооборот в этих гаванях вырос на 5,7% и 6,2% соответственно. По предварительным данным, контейнерооборот Валенсии, крупнейшего контейнерного порта Средиземного моря, показал аналогичную динамику.

Всего топ-15 контейнерных портов ЕС нарастили контейнерооборот на 26% между докризисным 2007 и 2018 годами. Только в 2 из 15 портов в 2018 году зарегистрирован контейнерооборот, показатели которого ниже, чем были в 2007 году: Джойя-Тауро и германский Гамбург (впрочем, данные за 2018 год для британских портов Феликстоу и Саутгемптон – пока предварительные). Цифры Гамбурга – третьего по величине контейнерного порта Европы (-11,7% по сравнению с 2007 годом) – контрастируют с моделью роста, наблюдаемой в двух крупнейших европейских контейнерных портах ЕС, где объемы контейнерооборота выросли за указанный период примерно на 35%-36%. Разрыв между Роттердамом и Антверпеном в настоящее время составляет почти 3,5 млн TEU, в то время как Антверпен обрабатывает почти на 2,5 млн TEU больше, чем Гамбург. Недавно предпринятые изменения в графиках работы сервисов крупнейших альянсов, а также проект углубления и расширения дельты Эльбы в районе порта призваны помочь Гамбургу в 2019 году продемонстрировать здоровый рост. Всего в трех крупнейших портах Европы обработано более 34 млн TEU в 2018 году (+4,1%) или 45% совокупного контейнерооборота 15 топ-портов.

Польский порт Гданьск на Балтике вошел в топ-15 – благодаря впечатляющим показателям роста в годовом исчислении: более чем на 23% в 2018 году и 21,6% в 2017 году. (обратите внимание, что в 2018 году Санкт-Петербург обработал 2,13 млн TEU, однако в рейтинг контейнерных портов ЕС он войти не может по понятным причинам).

Неплохой рост контейнерооборота показал португальский Синеш – 5%, но, тем не менее, переработав 1,75 млн TEU, порт выпал из рейтинга крупнейших 15 европейских портов. Напомним, что Синеш вошел в этот список только в 2016 году, потеснив ранее занимавший 15-е место бельгийский Зебрюгге (1,6 млн TEU в 2018 году, +5,2%). В 2007 году на 15-месте рейтинга была румынская Констанца, переработавшая тогда 1,41 млн TEU.

Никаких перемен в первой четверке европейских портов в 2018 году не произошло (все они относятся к цепочке портов, условно называемой Гамбург – Гавр). Тем не менее, Валенсия, Пирей и Альхесирас быстро сокращают разрыв с Бремерхафеном. Сегодня аналитики прогнозируют, что испанская Валенсия войдет в топ-4 не позднее нынешнего или 2020 года. Продолжает улучшать показатели Пирей, в 2018 году поднявшийся на две строчки в рейтинге и занявший 6 место. Напомним, что в 2007 году Пирей в рейтинге вообще отсутствовал.

Барселона сейчас является 9-м крупнейшим контейнерным портом в Европе, в то время как два года назад она находилась на 13-м месте. Наконец, стоит упомянуть, что в 2018 году марокканский контейнерный хаб Танжер-Мед обработал 3,47 млн TEU. С введением в эксплуатацию новых контейнерных терминалов, Танжер-Мед продолжает оставаться основным конкурентом европейских транспортных хабов в регионе Гибралтарского пролива, таких, как Альхесирас, Валенсия и Синеш.

15 крупнейших контейнерных портов ЕС в 2018 г., 1000 TEU

Место в рейтинге 2018 г.

Место в рейтинге в 2017 г.

Место в рейтинге в 2007 г.

Порт

Контейнерооборот в 2018 г.

Изменения в % 2018 г. к 2017 г.

Изменения в % 2018 г. к 2007 г.

1

1

1

Роттердам

14513

+5,7

+34,5

2

2

3

Антверпен

11100

+6,2

+35,8

3

3

2

Гамбург

8730

-1,0

-11,7

4

4

4

Бремерхафен

5467

-1,3

+11,8

5

5

8

Валенсия

5104

+5,6

+67,7

6

8

-

Пирей

4908

+20,9

+257,5

7

6

6

Альхесирас

4772

+8,9

+39,5

8

7

7

Феликстоу*

4161

-

-

9

10

10

Барселона

3423

+15,3

+31,1

10

9

12

Марсашлок

3310

+5,1

+74,2

11

11

9

Гавр

2884

0,0

+9,3

12

12

14

Генуя

2609

-0,5

+40,7

13

13

5

Джойя-Тауро

2301

-6,0

-33,2

14

14

13

Саутгемптон*

1995

-

-

15

-

-

Гданьск

1949

+23,3

+1911,4

Топ-15

77227

+4,8

+26,0

Топ-3

34343

+4,1

+19,0

*предварительные данные

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать