Вверх

Кризис на «Укрзализныце»: причины и решения

12 октября 2016   Максим Гардус

Пути выхода из топливно-вагонного кризиса «Укрзализныци» обсудили чиновники и представители бизнеса на встрече в Министерстве инфраструктуры. Мы побывали на этом совещании и определили ключевые текущие проблемы УЗ

Кризис на «Укрзализныце»: причины и решения

Последние несколько месяцев металлурги, угольщики и зерновики обвиняют компанию в плохом обеспечении перевозок экспортной продукции. Президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков рассказывает, что перевозки ж/д грузов ГМК в сентябре были на 10% ниже возможного уровня, что эквивалентно потерям около 70 млн долларов. На сопоставимую сумму оценивают свои потери и агроэкспортеры.

Причина кризиса имеет две основных составляющих: дефицит топлива и подвижного состава. Что касается вагонов и локомотивов, то их нехватка связана с многолетним недофинансированием закупок. Компания проедала и разворовывала выручку, а также финансировала убыточные пассажирские перевозки. На ремонт годами выделялось недостаточно средств, а на закупку новых - просто мизерные. В результате доставшиеся в наследство советские вагоны и локомотивы исчерпали свой ресурс, а новых нет. Как отметил глава УЗ Войцех Бальчун: «Последний раз вагон-зерновоз покупали в 1993-м году».

А вот недостача топлива имеет чисто управленческую и коррупционную природу. Дефицита дизтоплива в Украине нет. Оно производится и внутри страны, и импортируется. Причем география импорта разнообразна: Беларусь, Россия, Восточная Европа. Но УЗ его все время не хватает. Дело в том, что годами эти поставки были монополизированы очень ограниченным кругом копаний, связанных с WOG. Попытка нового менеджмента УЗ поломать эту монополию привела к активному противодействию традиционного поставщика, использующего Антимонопольный комитет Украины.

Причина кризиса имеет две основных составляющих: дефицит топлива и подвижного состава. 

Проще говоря, если в тендере побеждает не-WOG и не- «Трейд Коммодити» (а Socar , ОККО или другой поставщик), то результаты его оспариваются. А пока АМКУ неспешно разбирает жалобы, поставок не происходит, так как это запрещено законодательством. Чтобы перекрыть дефицит, УЗ объявляет новый тендер – и схема повторяется. В итоге УЗ уже несколько раз оказывалась в ситуации, когда у компании оставалось на несколько дней.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян признал, что в "Укрзализныце" непростая ситуация с парком подвижного состава. И выразил надежду, что в сотрудничестве с бизнесом удастся обеспечить необходимые объемы грузов, предложив грузовладельцам инвестировать в строительство вагонов.

Первый замминистра Евгений Кравцов считает, что в ситуации виноваты предшественники, но оптимистичен: «Задача сейчас - изменить эту систему. «Укрзализныця» стать коммерческой компанией, перейти на рыночный способ работы. Ситуация сейчас управляемая и контролируемая ».

Вагоны

Войцех Бальчун считает, что для стабилизации ситуации за 4 месяца его команда сделал немало. Во-первых, перешли на оценку вагонов не по возрасту, а по техническому состоянию. Проще говоря, решили, что если вагон по нормативам нужно списывать из-за полной саммортизированности, но физически он еще не разваливается – то вагон исправен. Это позволит не изымать из оборота 26 000 вагонов.

Во-вторых, в 2 раза увеличен планы ремонта и дополнительно направили на него 862 млн грн. В-третьих, выделили средства на закупку 1000 вагонов, причем, в 2016-м - 600.

В-четвертых, реструктуризация производственных баз. Это позволит 370 вагонов изготовить на собственных мощностях УЗ. Первые такие вагоны будут поставлены уже в октябре.

В-пятых, продолжаются процедуры переговоров с Европейским банком реконструкции и развития о кредите для закупки 3000 вагонов.

В-шестых, в 2017 году будут увеличены межремонтные пробеги. Эту меру также стоит отнести к уловкам учета, а не к реальным реформам. Да, она увеличит, на 4000 количество вагонов в 2017-м. Но неминуемо увеличит на то же число количество поломанных вагонов в 2018-м.

Также Бальчун отметил проблемы в первом полугодии с запчастями: «Существует также много проблем, связанных с отсутствием запчастей, преимущественно для ремонта локомотивов. В 1 полугодии было выполнено 37% от заключенных договоров. Более того, те производители, те поставщики, которые были выбраны на тендерах и которые были обязаны выполнять поставки (хоть тут присутствовали теневые схемы), не поставляли УЗ запчастей. Более того, в наших договорах поставки не было ни штрафных санкций, ни штрафных процентов за недоставку запчастей.

Для этих смелых планов пришлось оперативно откорректировать финансовый план "Укрзализныци" на 2016 год. "Основная сумма в финансовом плане шла на закупку новых вагонов, локомотивов и еще неизвестно чего. А нужно - на срочные быстрые меры", - отметил вице-премьер вице-премьер Владимир Кистион. Таким образом, вице-премьер считает, что средства будут переброшены с закупок на ремонт. По его данным, в настоящее время из 3 тыс. локомотивов "Укрзализныци" около 1 тыс. "стоит под забором".

В настоящее время из 3 тыс. локомотивов "Укрзализныци" около 1 тыс. "стоит под забором"

Вице-премьер намекнул на возможное изменение тарифов: в частности, планируется пересмотреть вагонную составляющую в тарифе. Сейчас в УЗ она составляет 120 грн\сут при себестоимости 200 грн\сут, а у частных компаний уровне 300 грн\сут.

До 30 октября «Укрзализныця», совместно с международными экспертами и представителями ведущих компаний-производителей локомотивов, включая ОАО Крюковский вагоностроительный завод, должна разработать пятилетний план модернизации подвижного состава.

По словам замминистра инфраструктуры Евгения Кравцова, дефицит грузового вагонного парка национального железнодорожного перевозчика составляет 9 тыс. вагонов.

Отдельная тема – распределение вагонов. Проблема УЗ – хаос в учете. Именно на это напирали представители бизнеса. Нет возможности грузовладельцу зайти в некий реестр, и узнать сколько есть порожних вагонов под зерно в Черкасской области или под металл – в Днепропетровской. Дефицит информации неизбежно порождает коррупцию. Начальники региональных дорог говорят бизнесменам, что вагонов нет. После чего «решалы» говорят, что вагоны можно найти – за благодарность. В результате, бизнесмены, у которых «горят» экспортные контракты и которым грозят штрафы за срыв сроков, вынуждены идти на эти условия. И платить за вагоны дважды – официально и «на лапу».

Начальники региональных дорог заявляют, что вагонов нет. После чего «решалы» говорят, что вагоны можно найти – за благодарность

Министр потребовал от «Укрзализныци» прозрачного распределения подвижного состава, исходя из его наличия и минимальных потребностей потребителей. "Мы договорились, что УЗ предлагает справедливое и прозрачное распределение подвижного состава, исходя из его наличия и минимальных потребностей потребителей. Мы не позволим вернуться позорной практике вымогательства денег за вагоны, как бы это кому-то не хотелось", - отметил Омелян.

Локомотивы

Также Бальчун намерен преодолеть проблему отсутствия бандажей для локомотивов (бандаж - изготовленное прокаткой стальное кольцо фасонного профиля, надеваемое в горячем состоянии на колесо локомотива,), поскольку в первом полугодии не было их поставок.

Из-за отсутствия бандажей в УЗ простаивают 120 локомотивов и до конца года могло остановиться еще 200 штук (из 2100 локомотивов, которые пребывают в постоянной эксплуатации).

«В 1-м полугодии фактически не было поставок бандажей. Чтобы это изменить, мы ввели закупки через частные акционерные общества и к концу года будут приобретены 3 000 бандажей. Кроме того, мы изменили технические условия их эксплуатации, что позволит дополнительно получить 40 локомотивов для работы. Также мы увеличили количество ремонтов локомотивов в наших предприятиях на 20 ед., за счет этого к концу года сможем запустить в работу еще 100 локомотивов», - подчеркнул польский топ-менеджер.

Солярка

«Мы провели встречу с поставщиками, в том числе международными, которые раньше никогда не имели доступа к рынку. Изменили условия договоров займа горючего. Вместо больших штрафных санкций в размере 1% в день уменьшили их до 0,1%. В следующем году хотим ввели закупку топлива по формуле, а также делать все для того, чтобы иметь запас топлива минимум на 45 суток », - сказал Бальчун.

УЗ в сентябре запланировала провести три тендера по закупке дизельного топлива на общую сумму 509 млн. грн. через ProZorro.

Первый тендер предполагает закупку 8,3 тыс. т дизельного топлива на сумму 176, 9 тыс. т, второй - закупку 6,6 тыс. т ДТ (на 139,9 млн. грн.) и третий - закупку 9 тыс. т (на 192,1 млн. грн.). В первом конкурсе заявки подали компании «Торговый Дом «Сокар Украина», «ОККО Бизнес Контракт», «ВОГ АЭРО ДЖЕТ, «Элемент Нафта» и «Трейд

Коммодити». При этом в объявлении отмечено, что «Трейд Коммодити» подала жалобу в АМКУ, в которой просит комитет обязать «Укрзализныцю» отменить решение о допуске к конкурсу «Торговый Дом «Сокар Украина». АМКУ принял жалобу к рассмотрению, тем самым приостановил тендер.

Во втором конкурсе помимо указанных компаний участвуют еще «Техойл Ретейл» и «Альянс Энерго Трейд». Однако этот тендер тоже был заблокирован «Трейд Коммодити» через АМКУ. В этом случае «Трейд Коммодити» просит комитет не допускать к тендеру не только «Торговый Дом «Сокар Украина», но и «Альянс Энерго Трейд».

Жалобы «Трейд Коммодити» обосновала неправильным заполнением тендерной документации другими участниками торгов.

Схожая история и с более ранним и крупным тендером. Тендера прошедшел 12 июля на закупку 42 тыс. т дизтоплива . УЗ акцептировала контракт с «ТД «Сокар Украина» (предложенная цена 17710 грн./т) и отказалась от акцепта лотов 2 и 3, по которым на победу претендовала компания «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» (20400 грн./т). Но «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» через АМКУ пытался обжаловать результаты тендера, однако комитет встал тогда на сторону «Укрзализныци» и SOCAR, который предложил более выгодную цену.

Но метод «принуждения к сотрудничеству» сраблат»: в сентябре ЦОП принял решение закупить у компании «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» около 20 тыс. т дизтоплива по цене 20 400 грн/т., которая оказалась выше рыночной.

В результате к ликвидации топливного хаоса пришлось привлекать Госрезерв. Запустили механизм отпуска «Укрзализныци» 9 тыс. тонн дизельного топлива. Отдельно проговорили вопросы передачи УЗ на платной основе части мобилизационного резерва. Премьер-министр Владимир Гройсман своим распоряжением поручил провести такую ​​сделку на условиях временного заимствования с возвратом до 1 декабря 2016. «Укрзализныци» заем обойдется в 0,9% стоимости топлива ежемесячно.

Кадры

Отдельная проблема – кадры. Первичный постмайданный испуг руководителей среднего звена давно прошел. Все поняли, что никакой системной борьбы с коррупцией нет. А если все же поймали и пытаются уволить – то есть накатанный алгоритм действий: возьми справку о больничном задним числом, подай и иски в суды, сфоткайся в вышиванке и заведи блог, в которым пиши: «польские рокеры выдавливают профессионалов». Если сидеть достаточно долго, то можно дождаться увольнения очередного министра илиоглавы УЗ. И попытаться «порешать» с новым.

Чтобы бороться с саботажем коррупционеров на местах, Бальчун принял не слишком либеральные меры. Он заставил написать заявления на увольнение, не указывая дат всех руководителей региональных филиалов "Укрзализныци". Если не примут участие в решении кризиса грузовых перевозок – то они могут лишиться своих должностей.

"Все руководители региональных филиалов написали заявления на увольнение на мое имя, без даты. И если они не будут способствовать в решении проблем в "Укрзализныце", то вопрос их увольнения будет решен за один день", – сказал Бальчун.

Период октябрь-ноябрь – самый острый в работе УЗ, так на эти месяцы придется пик экспорта зерна через порты. После этого количество судозаходов будет зависеть от ледовой ситуации, но традиционно упадет. Так что времени на раскачку особо нет. «Я не хочу быть первым министром, при котором остановилась железная дорога», - заявляет Владимир Омелян.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка